В Госдуме созрел очередной патриотический законопроект: о запрете ввоза в Россию пива из «недружественных» стран. Депутат от ЛДПР Алексей Диденко, заместитель руководителя фракции, уже обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с письмом, в котором просит включить пенистый напиток из Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии в перечень сельхозпродукции, сырья и продовольствия, запрещенных к ввозу в Россию из стран, которые окрестили «недружественными». Эти страны, как пишет депутат, зарабатывают на пивных поставках в нашу страну «десятки миллионов долларов, налоговые отчисления от которых идут в том числе на поддержку ВСУ».
Здесь депутат переборщил, поскольку в минувшем году в Россию из-за рубежа было ввезено лишь около 350 млн литров пива — примерно 4% от совокупного российского потребления. На чем крупнейший экспортер — Германия — заработал налогов (9,4 цента с литра) всего-навсего около 16-18 млн евро, на такие деньги много не навоюешь. В этом отношении куда опаснее для России импорт мерседесов, которых все еще бегает по нашим дорогам более 400 тысяч штук, и налоги с каждого исчисляются многими тысячами евро. А если пересчитать на пиво, то получится океан...
Можно обратить внимание и на другой зарубежный напиток: виски, который продается в нашей стране в постоянно растущих объемах — ныне около 70 млн литров в год (правда, каждая третья бутылка — контрафакт). Легальной водки в России продается и выпивается вдесятеро больше — 75,6 млн декалитров, сообщает Росалкогольтабакконтроль. Но в сегменте премиального алкоголя иностранный напиток уже обогнал русскую водку дорогих брендов. И на нем западные фирмы тоже зарабатывают. Но вы спросите российскую элиту, хочет ли она отказаться от шотландского Chivas Regal 25 years old (ценой до 65 тысяч рублей за бутылку, а налоговую составляющую посчитайте сами) или ирландского Teeling Single Malt чуть подешевле...
Кстати, запретный перечень сельхозпродукции, сырья и продовольствия, в который депутат Диденко ныне предлагает включить европейские и американские пенные напитки, был введен постановлением правительства во исполнение Указа президента РФ от 6 августа 2014 года «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ». Документ появился в ответ на санкции зарубежных стран в отношении России после вхождения Крыма в состав нашей страны, и в нем значились сыры, говядина, свинина, мясо птицы, рыба, молоко и плодоовощная продукция. Ни виски, ни пива там не было.
Более того: именно в 2010-2020 годах в нашей стране относительно быстрыми темпами росло потребление пива премиальных марок — как за счет привоза из-за рубежа, так и благодаря увеличению внутрироссийского производства продукции иностранных брендов, а также повсеместному развитию крафтового пивоварения (небольшими пивоварнями на основе западных рецептов). Росли объемы завозного хмеля и даже отборного солода из Германии и Чехии, что также свидетельствовало о перспективах повышения качества пива, сваренного в родном отечестве.
То есть в стране зарождалась культура потребления пива по примеру Чехии, Англии и Ирландии, Бельгии и Германии, где пьют много пива и редко имеют проблемы с алкоголем. Постепенно менялись и отечественные пивные: закрывались шалманы и забегаловки, появлялись пивные бары, пабы, рестораны. Перед пандемией, по сообщениям СМИ, их число в России подходило к полутысяче с вполне понятным лидерством Москвы и Санкт-Петербурга (162 и 107 заведений). А во время мундиаля-2018 преобразившаяся Никольская улица в самом центре Москвы вволю поила пивом и кормила десятки тысяч футбольных фанатов со всего мира, буквально влюбившихся в российскую столицу за эти две недели. Разливанное море отличного пива (в основном импортного) весьма способствовало укреплению взаимной фанатской дружбы.
А ошеломленные небывалым успехом и нежданно высокими прибылями российские рестораторы на полном серьезе обсуждали вариант проведения в нашей стране «Русского Октоберфеста»...
Пришлось, однако, ждать пятилетку, но в августе-2023 не в Москве, а в Чувашии прошел уже второй пивной фестиваль «Зеленое золото России» с участием 21 пивоваренной компании из 11 регионов страны, 120 российских экспертов (представителей солодовенных и пивоваренных производств, сельхозтоваропроизводителей и селекционеров) и с небывалым наплывом гостей: 70 тысяч человек! А ведь годом раньше было лишь 15 тысяч. «При поддержке Министерства сельского хозяйства России и генерального партнера — Россельхозбанка — наш фестиваль обрел всероссийский масштаб!» — заявлял глава Чувашии Олег Николаев. Местные и приезжие эксперты уверяли: чувашский хмель (90% валового сбора российского хмеля производится в этой республике) ничуть не хуже импортного, «ему присущ особый душистый аромат, который так ценится пивоварами». Но это понятно: всяк кулик свое болото хвалит. Однако не перехвалить бы?
Такая опасность имеется. Три года назад доля импортного пива составляла менее 5% от всего российского пивного рынка, утверждает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Но на практике из действовавших в стране 296 крупных пивоваренных заводов абсолютное число уже принадлежали иностранному капиталу и работали в основном по западным технологиям. Хозяевами (и технологами!) пива «Невское» стали датчане, пива «Хольстен» — немцы, «Миллер» — американцы, «Старый Мельник» — турки, «Бочкарев» — испанцы, «Золотая Бочка» — южноафриканцы...
Но сегодня все эти фирмы покинули нашу страну, а заводы как бы «перепрофилировались» на выпуск пива отечественных брендов и технологий. В Ассоциации производителей пива, солода и напитков утверждают, что сегмент импортного пива ныне занимает незначительную долю на российском рынке. А чиновники уверены, что никаких негативных последствий по сокращению пивного ассортимента в стране не усматривается, поскольку российские производители в нем не уступают иностранным. Но хотелось бы узнать, какое пиво нынче пьют сами эти госслужащие.
Между тем дегустаторы и просто любители пенного напитка со стажем уже говорят об ухудшении качества выпускаемого ныне пива «переименованных» брендов. Отказавшись от прежних названий, пивовары вынуждены снижать цены: «Отечественное пиво не может стоить как заграничное». Далее следуют меры по сокращению производственных затрат: меняют солод на дешевый, сокращают время кипячения в сусловаре, уменьшают количество видов хмеля и так далее.
Настоящих любителей пива все эти перемены не затрагивают — они не пьют «бодягу» и находят места, где еще можно полакомиться привезенным из-за рубежа настоящим медовым Pilsner Urquell, знаменитым тем, что приготовлен из высококачественного сырья: чистейшая природная вода, лучший ячмень из Моравии и богемский солод. Или немецким Paulaner, который еще недавно можно было купить в любой «Пятерочке». Или ирландским Guinness, который уникален своим шоколадно-ореховым послевкусием и благородным темно-коричневым цветом...
Увы, за хороший продукт приходится переплачивать — цены на подлинное ирландское пиво Guinness, например, уже подскочили втрое-вчетверо, среднему россиянину не по карману. Но богатые платят — и в результате прирост чистого импорта зарубежного пива в минувшем году поднялся не менее чем на треть. Хотя по объемам упал. То есть хорошего пива в России стало меньше — и это отразилось на массовом потребителе: ему говорят, что не хуже импортного, а как проверить? Ведь скоро совсем не с чем будет сравнивать нынешние «новорусские» пивные бренды, и клиенту останется потреблять, что дают. Как говорили в былые — советские — времена: нам что пулемет, что водка, лишь бы с ног сшибало!
А в это время
Акциз на вино в 2024 году подскочил в три раза — до 108 рублей за литр. В 2025 году сбор составит 112 рублей за литр против 36 рублей в ушедшем году. Но подорожают в основном иностранные вина. Как заявил журналистам глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, «это увеличение значимым образом не скажется на отечественных производителях — они используют российский виноград и имеют право на вычет из суммы акциза, тогда как иностранные производители будут вынуждены серьезным образом повысить стоимость своей продукции».
«Такой глупости в России давно не знали, — прокомментировал повышение винных акцизов директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Для дорогого вина, которое стоит более 800 рублей за бутылку, это не будет проблемой. Для дешевого повышение акцизов станет катастрофой, так как производители не смогут покрыть свои затраты и будут вынуждены поднимать цены или сокращать объемы производства. Это приведет к снижению спроса на вино в низком ценовом сегменте и к уходу потребителей в другие категории алкогольных напитков, такие как пиво, слабоалкогольные напитки или водка».
К лету, по мнению эксперта, самое дешевое российское вино будет стоить уже 280-290 рублей. А водка — 300 рублей. Государство в результате подведет минимальную цену бутылки вина к цене бутылки водки. Результат нетрудно спрогнозировать. По данным, опубликованным в сборнике Росстата «Здравоохранение в России — 2023», в 2022 году впервые с 2010 года в России выросло число случаев постановки диагноза «алкогольная зависимость». Раньше эта статистика показывала падение. Теперь страна пошла назад. Может быть, нам предлагают переходить на самогон?