Поражение Евгении Медведевой и Алины Загитовой на чемпионате России, где весь пьедестал заняли юниорки, сделало еще актуальнее тему частой смены очень юных лидеров в женском катании
Эту проблему «Советский спорт» поднимал-разбирал еще в марте, когда Загитова, выиграв у Медведевой Олимпиаду в Пхенчхане, затем провалилась на чемпионате мира. С тех пор их обеих сначала превзошла в декабрьской серии Гран-при юная японская дебютантка Рика Кихира с ее тройным акселем. И вот теперь – рождественское ЧП в Саранске, где Медведевой-Загитовой досталось от Александры Трусовой и Анны Щербаковой, в свои 14 лет вовсю крутящих четверные прыжки. Недоступные повзрослевшим-подросшим вчерашним лидерам. Очевидно, что осенью, когда Трусова, Щербакова и Алена Косторная преодолеют возрастной ценз ISU и выйдут на «взрослую» международную арену, в мире одиночниц снова будут новые чемпионки. А через год-другой – возможно, опять.
ЧТО В ЭТОМ ПЛОХОГО?
Вопрос не праздный. Одиночное катание – это не танцы, а прежде всего прыжки. Так было, есть и, полагаю, долго будет. Три оборота – лучше, чем два, четыре – лучше, чем три, и так далее. Зачем же бороться с прогрессом – с тем, что двигает вид спорта вперед? Многие сокрушаются, что «гонка прыжковых вооружений» безжалостно ломает молодым девочкам их едва набравшие ход карьеры, а нередко еще и здоровье. Но большой спорт невозможен без травм. Это жестоко, но это правда. И я совсем не уверен, что Загитова сейчас отказалась бы от своего триумфа в Пхенчхане, а Медведева – от двух титулов чемпионки мира ради того, чтобы пару лишних лет тихо покататься по юниорам и «только потом». Что было бы «потом», никто наверняка знать не может. Сейчас же у них за плечами многие месяцы уникальных побед и переживаний. Да, в том числе и тяжелых, со знаком минус. Но все равно неповторимых, особенных. Плюс обе стали знаменитостями всероссийского и мирового масштаба. Так что сильно опасаться за их дальнейшую жизнь я бы не спешил.
Так что же, получается, все хорошо? Да нет, не все. А плохо вот что. Частая смена чемпионок, безусловно, вредит фигурному катанию. Ведь популярность спорта вертится не столько вокруг оборотов (голов, очков, секунд – сами выбирайте на вкус), сколько вокруг великих. Многие еще помнят, кто такой Боб Бимон, полвека назад сиганувший в Мехико в длину на 8.90. Но рядом с кумиром миллиардов Усэйном Болтом его, как ни крути, не поставишь.
Чтобы остаться в веках и сердцах, герой должен постоять-посиять на вершине как следует. А там, где чемпионы – одноразовые, чемпионов по большому счету и нет. Потому и не желает публика мириться с произошедшим в Саранске. Народ только-только успел распробовать-полюбить Медведеву с Загитовой, как прискакали какие-то негодницы из яслей и все испортили. Да кто они такие, откуда взялись?! То, что и ясли, и дети – наши, российские, мало что меняет. Наши-то наши – да не те. Не свои, не родные. Может, станут такими – если успеют до следующей волны.
МОЖНО ЛИ ОБЫГРАТЬ «ЧУДО- ДЕТЕЙ» БЕЗ СУПЕРПРЫЖКОВ?
Нельзя. Сами «дети» проиграть, конечно, могут, если разом попадают, но их становится все больше и больше. Это как в биатлонном спринте, где без сильного лыжного хода шанс победить есть только при жутком ветре или тумане. Да и то небольшой. Промажет Фуркад – попадет Бё, промажет и Бё – попадет какой-нибудь Долль или Хофер. А у Трусовой и ее компании отрыв по технической базе слишком велик. Скольжением, хореографией и компонентами его не компенсируешь.
МОЖНО ЛИ ВЫУЧИТЬ ЖЕНСКИЙ ЧЕТВЕРНОЙ В 20 ЛЕТ?
А вот это весьма интересный вопрос. И ответа на него сейчас нет, его даст только время. Ведь эра суперпрыжков в женском катании только начинается. Да и феномену «детского конвейера» всего-то лет пять – он начался в 2014-м, с Юлии Липницкой. Хотя знатоки, возражая, любят вспоминать олимпийские победы сразу ушедших затем из спорта Оксаны Баюл в 16 в Лиллехаммере-1994 и Тары Липински в 15 в Нагано-1988. Мол, все это уже давно было, ничего нового.
На мой вкус, сейчас ситуация все-таки принципиально другая. Во-первых, система оценок стала куда объективнее. Это вам не «эпоха шесть-ноль», когда судьи могли вытащить человека наверх за уши, даже без сильной базы. А во-вторых, в конце ХХ века «одноразовые» были отдельными исключениями. Не затмевающими многолетних чемпионок калибра Мишель Кван или Ирины Слуцкой. И в «нулевые», в начале десятых годов тоже были «столпы» (см. таблицу) – взять хоть Юну Ким. Да, ей, как и Мао Асаде, после яркого начала приходилось на время уходить в тень, разбираться с взрослением. Но ведь разбирались и возвращались же – да как!
Только четверных тогда толком не было. Потому мы и не знаем: насколько реально преодолеть новый барьер, в который уперлись Медведева с Загитовой. Может, они и сами его пробьют – годика, скажем, через три, к Играм-2022 в Пекине? А может, и нет. Наталья Бестемьянова и другие эксперты считают: возможности 20- и 15-летних девочек несопоставимы.
НАДО ЛИ ПОВЫШАТЬ ВОЗРАСТНОЙ ЛИМИТ?
Когда этот вопрос в середине уходящего года поднимался на конгрессе ISU, Россия была логично против. Это ведь наших 15-летних хотели отсечь, у нас отнять золотые медали. Однако сейчас, после Саранска и тамошней медведевско-загитовской драмы, тон мнений внутри страны поменялся. Заговорили, что да, наверное, надо поднимать ценз. До 16, а может, и до 17. Здесь есть два важных момента. Первое: давайте все-таки посмотрим, как будут развиваться события в ближайшие три с половиной допекинских года. Продолжится ли история с «конвейером одноразовых» или кому-то все же удастся его остановить. Собственно, у нас и выхода другого нет: до конгресса ISU в 2022-м трогать лимит наверняка не станут.
И второе: повысив ценз, мы, может, и дадим следующим «поколениям Трусовых» шанс оформиться-подрасти, но зато рискуем лишить их же шансов других – на большие победы. Пусть не целиком, но в значительной степени.
Почему? Ох, это скользкая тема – расовые особенности подвидов Homo Sapiens. Которые, конечно, есть (никого ж не удивляет засилье темнокожих в легкоатлетическом спринте или баскетболе?), но говорить о которых, мягко говоря, сложно. Отчасти – неприлично, иногда – даже опасно. Хотя время от времени у экспертов все равно проскакивает: азиатские девушки, взрослея, растут-раздаются-меняются меньше, чем белые. Им этот барьер преодолевать проще. Взгляните на статистику: за 14 лет, после отмены старого 6-балльного судейства, вторично вернуться на самый верх в зрелом возрасте удавалось только фигуристкам из Японии и Кореи.