Никита Шиянов создал компанию, продающую персональные данные пользователей соцсетей. Бизнес не нравится ни им, ни владельцам соцсетей, но не противоречит закону и приносит десятки миллионов рублей прибыли
IТ-компании научились хорошо различать следы в интернете — сейчас они способны определять, какой у посетителя того или иного сайта аккаунт в соцсетях и даже номер мобильного телефона. Это открывает новые возможности для продвижения товаров, но мало устраивает владельцев соцсетей. «Большие игроки рынка — поисковые системы и социальные сети — будут препятствовать развитию идентификационных технологий, потому что это их хлеб, они на этих персональных данных зарабатывают», — говорит основатель сервиса SocFishing Олег Кошкин. Ему не удалось трансформировать передовые технологии в работающий бизнес. Зато это смог сделать 20-летний Никита Шиянов — его компания WantResult, научившаяся распознавать контактную информацию посетителей сайтов и балансирующая на почти неуловимой грани между хакерством и обработкой «больших данных», принесла в прошлом году 74 млн руб. выручки и 23 млн руб. прибыли.
Бизнес за партой
Никита Шиянов был вынужден хорошо учиться в школе. Он увлекался компьютерными играми, а хорошая успеваемость оберегала от конфликтов с родителями. В 13 лет Шиянов создал свой первый аккаунт в Perfect World, а вскоре и свой первый бизнес, напрямую связанный с этой игрой. Как известно, в ней нужно «прокачивать» своего героя, чтобы побеждать все более сильных онлайн-противников. Добиться этого можно разными способами — либо днями и ночами проходить усложняющиеся уровни и выполнять специальные действия, либо просто покупая бонусы, а то и героев. Никита быстро обнаружил в Сети черный рынок, где можно было купить и продать игровую валюту, персонажей и артефакты. Всего за месяц сидения за компьютером Никита так «прокачал» своего персонажа, что его удалось продать за 20 тыс. руб. Так хобби стало мини-бизнесом — к 14 годам, по словам Никиты, торговля в Perfect World приносила ему до 100 тыс. руб. в месяц. Учеба Никите давалась легко, а перемены и скучные уроки он посвящал компьютерным играм.
В 15 лет Шиянов обнаружил в интернете еще один, куда более перспективный способ заработка — СPA-маркетинг (CostPerAction, т.е. «плата за действие»). Смысл его в том, что рекламодатель платит не за привлеченный на его сайт трафик, а за ту или иную активность пользователей на нем. Если они выполняют целевое действие — заполняют заявку, оставляют контактные данные и т.д., результат считается достигнутым; при этом рекламодатель оплачивает каждое действие.
Разобраться в хитросплетениях баннерообменных сетей оказалось сложнее, чем в Perfect World. Тогда Никита на одном из форумов договорился о сотрудничестве с профессионалом, которого знал под ником Positiver92. За 400 тыс. руб. и процент от будущих доходов тот обучил школьника основам бизнеса. Уже через пять месяцев юный предприниматель при помощи наставника отбил вложения, а доход от новой деятельности сравнялся с доходом от компьютерных игр.
Чем занимаются СPA-маркетологи
Это профессиональные посредники между CPA-площадками вроде ad1.ru, cityads.ru, где автоматически агрегируются запросы рекламодателей, и сайтами с большим трафиком — поисковиками, социальными сетями, ресурсами с пиратским контентом и т.п. Задача СPA-маркетолога — свести аудиторию последних с предложением первым и вынудить ее к действию. Владельцам рекламных бюджетов зачастую все равно, откуда придут потенциальные клиенты, ведь они платят только за результат, поэтому порог входа на этот рынок достаточно низкий. Главная задача CPA-маркетолога — определить площадки, пользователи которых максимально заинтересуются предложением рекламодателя.
Сперва Шиянов продвигал продавцов светящихся маек, овощерезок, говорящих хомяков и т.п., но затем среди рекламодателей появились и крупные компании — Тинькофф Банк, «Русский стандарт», Lamoda, Wildberries. Бюджеты, которым оперировал Никита, в пиковые моменты достигали 1 млн руб. в месяц, а его прибыль — 250–300 тыс. руб.
Вскоре Шиянов решил, что его опыта достаточно для самостоятельной работы и прямого общения с рекламодателями. Для этого нужно было открыть офис и зарегистрировать компанию. Несовершеннолетнему предпринимателю помогла мама, формально она стала генеральным директором. А Никита на встречах с рекламодателями представлялся менеджером по продажам. Если же клиенты настаивали на встрече с директором, говорил, что руководитель занят, и в итоге все равно все переговоры вел сам.
В какой-то момент к нему обратился владелец целого этажа в одной из башен «Москва-Сити». Молодой предприниматель договорился о бартере: Никита помогает с онлайн-рекламой, а взамен занимает одно из пустующих офисных помещений, пока не появится постоянный арендатор.
Так у Никиты на полгода появился шикарный офис в «Москва-Сити». Офис впечатлял клиентов, но без казусов не обошлось. Как-то раз Никите позвонили во время переговоров; он попросил рекламодателя подождать и вышел из переговорной. Собственник, увидев Шиянова в коридоре, решил, что «переговорка» тому уже не нужна, запер ее и ушел. Ключей у Никиты не было, дозвониться собственнику он не мог, а потенциальный клиент все сильнее и сильнее стучал в дверь. Только через час он оказался на свободе. Стоит ли говорить, что сделка сорвалась.
В 2014 году Никите наконец исполнилось 18 лет, он зарегистрировал компанию на свое имя. А заодно придумал, как развивать бизнес — ведь можно не тратить столько усилий на получение контактных данных от посетителей, когда многие из них держат эту информацию в свободном доступе в соцсетях.
Бизнес на грани
Есть разные способы вынудить посетителя сайта оставить свои контакты — пообещать товар со скидкой, бонусы, предложить подписаться на рассылку и т.д. Однако, по статистике, из ста посетителей сайта только двое-трое оставляют контакты. Если научиться соотносить пользователя с его аккаунтом в соцсети, эффективность будет гораздо выше.
Первое решение для распознавания пользователей сети «ВКонтакте» создал Олег Кошкин, основатель сервиса SocFishing. В 2013 году на рынке появилась коммерческая версия его программы — она показывала веб-мастерам аккаунт посетителя их сайта в соцсети «ВКонтакте». «Мы шли по лезвию бритвы. Наши действия с точки зрения морали не совсем правильны, но с точки зрения юридической чистоты безупречны», — уверяет Кошкин. Суть технологии заключалась в том, что специальный скрипт вставлялся в код сайта-заказчика, и пока посетитель на нем находился, программа искала страницу человека в «ВКонтакте», если он, конечно, был зарегистрирован в соцсети.
SocFishing стала резидентом бизнес-инкубатора казанского IT-парка, но бизнес не пошел. У Кошкина появилось множество последователей-конкурентов, а служба технической поддержки «ВКонтакте» быстро латала уязвимости в коде, которые и позволяли идентифицировать пользователей. Это была бесконечная борьба, вспоминает Кошкин. Когда он придумал технологию, позволяющую распознавать и «подтягивать» профили пользователей, которые поставили лайк, оставили комментарий или сделали репост публикации, специалисты «ВКонтакте» тут же закрыли доступ к такой информации.
«К подобной деятельности мы относимся отрицательно и преследуем в рамках закона», — заявила РБК пресс-служба Mail.Ru Group, которой принадлежат «ВКонтакте» и «Одноклассники». В январе 2017 года «ВКонтакте» подала иск к компании Double Data за сбор данных о пользователях (они предназначались для банков). «Запрет использовать данные пользователей из социальных сетей, в том числе открытые, для каких-либо сторонних активностей или в коммерческих целях третьими лицами является общемировой практикой», — говорит пиар-директор «Одноклассников» Анастасия Жбанова.
Многие компании, которые предоставляли подобные услуги и копировали SocFishing, на рынке долго не задержались. По словам Сергея Фрунзе, основателя сервиса LPTracker, который тоже идентифицирует профили «ВКонтакте», такие сервисы «то появляются, то пропадают» и основная причина в том, что они не находят клиентов.
Сам Кошкин сдался. Со второй половины 2015 года сервис пустили на самотек, открыв доступ к технологии. Его создатель посвятил себя административной работе в Вятском государственном университете.
Но Шиянов дело не бросил; он научился находить не только аккаунты, но и привязанные к ним телефоны. По словам Никиты, его технологии принципиально отличаются от того, что делал SocFishing.
По «цифровому следу»
Сервис WantResult позволяет владельцам сайтов из открытых источников получить электронные адреса, телефоны, ссылки на аккаунты в социальных сетях потенциальных покупателей — тех, кто провел на сайте достаточно времени. Как конкретно работает софт, Никита рассказывать отказывается, ссылаясь на коммерческую тайну — с ноября 2015 года его софт официально запатентован в Федеральном институте промышленной собственности. «Мы назвали свою технологию «определение цифрового следа», — говорит Шиянов. — Мы можем по каждому пользователю понять, какие социальные сети он использует, и далее получить конкретные данные из тех соцсетей, где его профиль публично открыт».
Эффективность работы системы, как говорит Шиянов, — контакты примерно 20–30 человек из ста. По его словам, объем продаж у его клиентов в среднем увеличивается на 30%.
Первым делом он предложил новую услугу своим старым знакомым. Первыми опробовали технологию строительная компания «Флагман» и форекс-брокер «Профит Групп». Затем подтянулись и другие — Тинькофф Банк, «ВымпелКом», Major, «Эльдорадо», холдинг Like и еще около 6,5 тыс. компаний. Евгений Расторгуев, директор по развитию «Академия трейдинга», говорит, что технология помогла теснее общаться с потенциальными клиентами. «Еще мы открыли для себя «Одноклассники», думали, что наши клиенты не пользуются этой соцсетью, но заблуждались», — говорит Расторгуев.
Сначала технология определяла только профили «ВКонтакте». Для ее развития и интеграции с другими открытыми источниками информации, соцсетями «Одноклассники», «Мой мир» и Facebook, нужны были инвестиции. В 2015 году Шиянов привлек 3 млн руб. в обмен на 49% компании.
Деньги дал бизнесмен Дмитрий Ордян. Он сначала опробовал технологию на своем строительном бизнесе, а затем стал совладельцем и финансовым директором WantResult. «Я понимал, что за технологией будущее», — говорит Ордян.
Законные споры
По словам юриста коллегии адвокатов «Новый Арбат» Алексея Пономарева, чтобы работать с персональными данными, нужно получить предварительное согласие человека на использование данных в коммерческих целях. Если же данные получены от третьих лиц, то компания обязана известить об этом пользователя.
«Но если вы сами создали аккаунт в соцсетях и там все о себе сообщили, то данные считаются открытыми, — признает Пономарев. — Однако организация, занимающаяся сбором подобной информации, все же признается оператором персональных данных, с вытекающими правовыми последствиями». По словам Максима Лагутина, основателя компаний Б-152 и SiteSecure, юридические лица, от имени которых Никита Шиянов предоставляет свои услуги, а именно ООО «ВонтРезалт» и ООО «ВонтРезалт Групп», не зарегистрированы в официальном Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
Пока судебная практика в России по делам о защите персональных данных мала, а наказание незначительно. За нарушение порядка сбора, хранения, использования и распространения информации о гражданах юридическим лицам назначают штраф 5–10 тыс. руб. «Позиция Роскомнадзора по вопросу обработки пользовательских данных до конца не сформирована, но при проверках компаний тщательно изучают вопрос обработки пользовательских данных. Суды в этом плане могут себя повести как в случае с Linkedin и заблокировать сайт за то, что на нем нарушаются права субъектов персональных данных», — предупреждает Лагутин.
Замруководителя лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин придерживается иного мнения: «Если человек публикует о себе данные в социальной сети и его страница доступна для всех желающих, то очевидно, что защищать их невозможно и данные являются открытыми. Публикуя любую информацию в сети, необходимо понимать, что ее могут использовать против вас». Например, автоугонщики ищут дорогие машины через Instagram, а «домушники» отслеживают в соцсетях, кто собирается в отпуск. На этом фоне телефонный спам не кажется серьезным правонарушением.
«Мы определяем не все данные подряд, а только те, которые попадают в категорию общедоступной информации», — уверяет Шиянов. По мнению его юристов, такая информация индексируется в поисковых системах и в соответствии с 152-ФЗ эти данные могут быть доступны неограниченному кругу лиц. К тому же информация в социальных сетях не всегда совпадает с реальными данными, ведь пользователь может представиться кем угодно.
Как бы то ни было, Роскомнадзор, проверявший деятельность WantResult, прислал компании письмо (есть в распоряжении РБК), в котором говорится, что работа компании соответствует законодательству. «Зарегистрировавшись в социальной сети «ВКонтакте», субъект персональных данных предоставляет доступ неограниченному кругу лиц к своим персональным данным и делает их общедоступными», — подтверждается в документе.
«У меня все сомнения отпали после получения письма от Роскомнадзора. К тому же мы не занимаемся передачей данных, эту информацию получает тот, кто генерирует трафик. Мы передаем технологию, а уже технология дает данные нашим клиентам», — говорит Дмитрий Ордян.
Запасной план
Идентификационный маркетинг оказался прибыльным бизнесом. В 2015 году компания Никиты и Дмитрия выручила 15,5 млн руб., в 2016 году — 74 млн руб., прибыль — 23 млн руб.
Стоимость услуг WantResult — от 5 тыс. до 100 тыс. руб. в месяц. Максимальный тарифный план включает в себя определение 50 тыс. профилей в соцсетях, анализ десяти сайтов, определение 1,5 тыс. телефонов, 10 тыс. адресов электронной почты.
С середины 2016 года Никита работает с иностранными компаниями. Доля зарубежных клиентов сейчас превышает 20%: около 1100 клиентов в СНГ, 200 в США и Канаде, 70 — в Румынии. Причем ценник для зарубежных клиентов в 2,5 раза выше.
Когда компания начинала работать, в штате было шесть специалистов, сейчас в головном офисе уже 62 человека. Также у WantResult 130 представительств по всему миру, которые работают по франшизе. Галина Васильева, генеральный директор ООО «Вэбсла» из Подмосковья, искала способ дешевого продвижения своего интернет-магазина детских товаров и наткнулась на рекламу WantResult. Идея торговать данными показалась ей заманчивой, особенно после того, как ей продемонстрировали технологию в действии. Она продала магазин, и последний год основное ее занятие — франшиза WantResult. Выручка ООО «Вэбсла» в 2016 году составила 3,5 млн руб., чистая прибыль — 1,4 млн руб., по словам предпринимательницы.
Как долго такой бизнес может расти? Никита Шиянов прекрасно осознает, что он не нравится агрегаторам данных и Роскомнадзор может запретить получать данные из открытых источников в любой момент. Поэтому его «план Б» уже в действии — Шиянов создает собственную базу пользователей, которая уже насчитывает 28 млн человек.