Челночная дипломатия президента Франции Эмманюэля Макрона подтвердила: Запад давит на Киев в вопросе выполнения Минских соглашений. Господин Макрон, посетивший Москву и Киев, смело анонсировал скорое продвижение в урегулировании конфликта в Донбассе. А заодно сообщил: украинские власти уже идут на уступки. Картина станет более полной на этой неделе — после заседания Трехсторонней контактной группы по Донбассу 9 февраля и намеченных на 10 февраля переговоров в «нормандском формате». Должен проясниться главный вопрос: готова ли Украина на прямой диалог с Донбассом, от которого до сих пор отказывалась. Судя по утечкам в украинских СМИ, такое обязательство Киев на себя взял.
Стремительным Макроном
Президент Франции Эмманюэль Макрон на этой неделе пошел по стопам позапрошлого французского лидера Николя Саркози. В разрешение кризиса вокруг Украины он включился с энергией, которую в 2008 году — во время российско-грузинской войны — господин Саркози демонстрировал, занимаясь посредничеством между Москвой и Тбилиси.
Эмманюэлю Макрону участие в урегулировании кризиса на Украине досталось по наследству от его предшественника Франсуа Олланда, работавшего над Минскими соглашениями вместе с президентом РФ Владимиром Путиным, а также теперь уже бывшими канцлером ФРГ и президентом Украины Ангелой Меркель и Петром Порошенко. Но интенсивный посреднический марафон господин Макрон начал только сейчас — с посещения российской столицы 7 февраля.
Французский лидер почти шесть часов проговорил в Кремле с Владимиром Путиным об Украине и безопасности в Европе в целом. Пресс-конференцию два лидера начали глубокой ночью, а закончили, когда в Москве уже наступило 8 февраля. После этого французский президент улетел в Киев на переговоры с украинским коллегой Владимиром Зеленским, после которых обещал отзвониться господину Путину и обо всем рассказать.
И в Москве, и в Киеве одной из центральных тем стало выполнение Минских соглашений.
В обеих столицах Эмманюэль Макрон демонстрировал оптимистичный настрой и отдавал должное этим многострадальным соглашениям. Москву, которая в отличие от Киева настаивает на их безальтернативности, это должно было устроить.
«Минские соглашения действительно могут урегулировать и осуществить прогресс по вопросу кризиса на Украине»,— отметил господин Макрон в Кремле. А в Киеве добавил: «Можно сказать, Минские соглашения действуют как инструмент защиты суверенитета и территориальной целостности (Украины.— “Ъ”), и поэтому мы должны дальше продвинуться, чтобы полностью их выполнить».
Президент Франции сообщил, что готовность выполнять Минские соглашения ему подтвердил не только Владимир Путин, но и президент Зеленский. «Я также услышал сегодня от вас, что вы также готовы выполнять Минские соглашения,— обратился он к украинскому лидеру.— Это путь, который позволяет идти к миру».
Владимир Путин это подтвердил и публично, хотя оптимизм явно экономил. Комментируя отношение Киева к договоренностям, он использовал образ, мгновенно разлетевшийся по Telegram-каналам и не оставивший равнодушным Владимира Зеленского: «В Киеве то говорят, что будут соблюдать, то говорят, что это разрушит их страну. Действующий президент недавно заявил, что ему ни один пункт не нравится из этих Минских соглашений. Нравится не нравится — терпи, моя красавица. Надо исполнять».
Здесь стоит напомнить, чьи почти не пересекающиеся позиции имел в виду господин Путин. Глава офиса президента Украины Андрей Ермак 24 января назвал Минские соглашения единственной платформой, на которой можно работать.
Ровно через неделю — 31 января — секретарь украинского Совбеза Алексей Данилов в интервью Associated Press сказал, что «выполнение соглашений означает уничтожение страны», отметил, что их выполнение невозможно, и призвал Запад не давить в этом вопросе на Киев. Наконец, 1 февраля Владимир Зеленский сказал, что недоволен всеми пунктами Минских соглашений, нехотя признав, что, «к сожалению, это единственный формат, который работает».
На встрече с Эмманюэлем Макроном господин Зеленский планами выполнения «Минска» делиться не стал. Зато заочно ответил Владимиру Путину.
«Относительно Минских соглашений… "нравится, не нравится — терпи, моя красавица". Безусловно, есть вещи, с которыми не поспоришь с президентом России: Украина, действительно, красавица, а вот по поводу "моя", мне кажется, это уже перебор небольшой,— разобрал цитату Владимир Зеленский.— А относительно "терпи, моя красавица" я в целом считаю, что Украина очень терпелива, потому что это мудрость. Наше терпение отвечает на провокации, когда мы не отвечаем на провокации, а ведем себя очень достойно. Поэтому в терпении, мне кажется, мудрость».
Господин Зеленский, судя по всему, терпеливо ждет встречи с Владимиром Путиным — если не с глазу на глаз, то хотя бы на саммите лидеров «нормандской четверки» (Германия, Россия, Украина и Франция). Он рассчитывает, что переговоры квартета состоятся в ближайшее время. Такие ожидания у Владимира Зеленского, по его же словам, сформировал перезапуск переговоров в «нормандском формате» на уровне политических советников лидеров четырех стран. После долгого перерыва они впервые в этом году встретились в Париже 26 января, а 10 февраля должны собраться уже в Берлине. Эта встреча и покажет, оправдан оптимизм Эмманюэля Макрона или нет.
Минские разглашения
После встречи 26 января в Париже курирующий Украину и Донбасс заместитель главы кремлевской администрации Дмитрий Козак и руководитель офиса украинского президента Андрей Ермак констатировали, что по Минским соглашениям есть разночтения. И пока они будут существовать, «нормандский формат» вряд ли сможет сыграть какую-либо существенную роль в содействии в урегулировании конфликта на юго-востоке Украины и в Трехсторонней контактной группе (ТКГ), заявил господин Козак. Переговорщики договорились, что к переговорам в Берлине каждая из сторон представит другой свое видение, чтобы, как выразился господин Ермак, работать над разногласиями и 10 февраля добиться результата. При этом следует отметить, что российская сторона имела в виду, что свои трактовки должны представить Киев с одной стороны и Донецк с Луганском — с другой. То есть Москва не сходит с позиции, что конфликт в Донбассе — внутриукраинский.
Собеседник “Ъ” в команде российских переговорщиков рассказал, что от Киева ожидается реакция на «дорожную карту» по урегулированию конфликта в Донбассе, представленную непризнанными ДНР и ЛНР в ТКГ еще в 2020 году.
Если это произойдет, по сути, начнется тот самый прямой диалог конфликтующих сторон, на котором настаивает Москва и вести который всячески отказывались украинские власти, считающие донбасские республики «марионетками», управляемыми из Кремля.
Украинское издание «Зеркало недели» на прошлой неделе со ссылкой на имеющийся в распоряжении редакции документ сообщило, что в Париже украинская делегация «под гарантии Германии и Франции взяла на себя обязательство представить в ТКГ свою письменную реакцию на все имеющиеся на столе переговоров предложения по всеобъемлющему мирному урегулированию конфликта в Донбассе в соответствии с Минскими соглашениями с целью начать предметный и конструктивный диалог по их обсуждению и согласованию».
В команде Владимира Зеленского это не подтверждали, но и не опровергали. Впрочем, по данным “Ъ”, ответ Киева на инициативы ДНР и ЛНР все еще не поступил. А 3 февраля стало известно, что глава украинской делегации Ермак заболел COVID-19. Все это в какой-то момент поставило под вопрос переговоры в Берлине: российская сторона официально пока не подтверждала дату встречи.
Но господин Ермак сумел в рекордные сроки справиться с болезнью — во вторник он был на встрече Эмманюэля Макрона с Владимиром Зеленским и намерен полететь в столицу Германии. Российская сторона, по информации “Ъ”, подтвердит участие в берлинских переговорах 9 февраля. В этот день, кстати, состоится заседание ТКГ.
Примечательно, что французский лидер в украинской столице заявил, что именно в контактной группе, заседания которой проходят с участием представителей Киева и Донбасса, в ближайшие недели будут даны пояснения по выполнению Минских соглашений, которые будут способствовать их воплощению в жизнь.
«После обсуждения этих вопросов на ТКГ, возможно, мы сможем вернуться и способствовать тому, чтобы те документы, которые были подписаны в 2015 году, могли быть выполнены, чтобы прояснения были внесены в ближайшие недели, чтобы они могли снять разночтения и, главное, способствовали возобновлению взаимного доверия, могли вернуть атмосферу покоя и снять эскалацию»,— отметил Эмманюэль Макрон.
Аналогичные заявления он сделал и в Москве. «Ближайшие дни будут решающими и, очевидно, потребуют плотных дискуссий, которые мы вместе продолжим»,— высказался президент Франции по поводу перспектив разрешения украинского кризиса, не вдаваясь при этом в детали.
Из его слов и выступлений представителей Украины можно сделать однозначный вывод: на Киев сейчас оказывается давление в вопросе выполнения Минских соглашений.
Причем настаивает на этом не только Париж, но и Вашингтон. Госсекретарь США Энтони Блинкен, посещавший Киев в январе, также говорил, что этот документ, во-первых, не нуждается в пересмотре, во-вторых, является единственным путем урегулирования конфликта в Донбассе, а в-третьих, указал он тогда, есть ряд шагов, которые предстоит предпринять, в том числе Украине.
В этом контексте неслучайными являются заявление секретаря украинского Совбеза Данилова о том, что Западу не следует давить на его страну в вопросе выполнения договоренностей, и комментарий главы МИД Украины Дмитрия Кулебы, который обещал, что попытки давления не увенчаются успехом. «Могут быть предложения, но, если они будут для нас неприемлемы, они будут отброшены»,— сказал министр Кулеба в эфире телеканала ICTV.
Эта позиция выглядит жесткой. Но и оптимизм Эмманюэля Макрона откуда-то все же берется. В Кремле он подтвердил то, о чем многие и так догадывались: Киев уже пошел на уступки.
«Хочу поприветствовать усилия президента Зеленского, то есть конкретные обязательства, которые он взял на себя в рамках этого формата (имеется в виду "нормандский формат".— “Ъ”) и по отношению к нам всем, в частности отозвать закон, который не соответствовал Минским соглашениям. Этот закон был отозван по инициативе президента Зеленского»,— сообщил господин Макрон на встрече с Владимиром Путиным.
Речь о законопроекте «О госполитике переходного периода», который был внесен в Верховную раду Украины правительством страны и которым за Россией предлагалось законодательно закрепить статус «государства-агрессора». Москва его жестко критиковала, называла признаком одностороннего выхода из Минских соглашений и требовала отозвать. И 24 января украинский кабинет министров внезапно это сделал. Андрей Ермак назвал фейком сообщения о том, что законопроект отозвали по настоянию РФ. И вот Эмманюэль Макрон это опровержение опроверг.