Концепцию будущего закона представил коллегам советник Президента по культуре Владимир Толстой. Документ фактически уже получил одобрение рабочей группы под руководством главы Администрации президента Антона Вайно. Самое время переходить к законотворчеству.
Основной закон российской культуры был написан еще в 1992 году, до принятия Конституции РФ и Гражданского кодекса. Сейчас, по словам Толстого, профильный акт больше похож на декларацию, которая не порождает правовых норм.
— Мы все стали свидетелями и невольными участниками того, как культуру сумели подогнать под рыночные принципы. Каждый из нас может на собственном примере проследить этот процесс трансформации отечественной культуры в коммерческий продукт. Классическая культура сопротивляется, держится. Но тем не менее мы осознали, что деятельность культурная чем дальше, тем больше измеряется в рублях и цифрах, а не в восторгах зрителей и читателей, то есть не в основополагающих вещах, которые и призвана делать культура. В этом нет чьей-то вины, но вся логика налогового, бюджетного процесса исключила возможность придания отношениям в сфере культуры особого специфического статуса, которого она заслуживает, — сказал Владимир Толстой.
В 2014 году были утверждены «Основы государственной культурной политики». В документе отразились концептуальные направления развития отрасли, но решить правовые проблемы «Основы» не смогли. Тогда профессиональное сообщество обратилось с просьбой к президенту — инициировать разработку главного отраслевого закона. Путин поручил эту работу своей Администрации.
И вот сформирован «структурный скелет» будущего закона. Не стоит обольщаться, одобренная концепция посягает слишком на многие устои, чтобы быть воплощенной полностью...
— Необходимо определить место будущего закона в общей системе законодательства. Выделить его в особый специфический раздел гражданского законодательства, который задал бы правовые основы по созданию, распространению, сохранению и популяризации культурных ценностей и общественных культурных благ, — отметил Владимир Толстой.
Представители сферы убеждены: в определенных вопросах будущий закон о культуре должен стать выше Бюджетного и Налогового кодексов.
— Законом определяется перечень вопросов, по которым регулирование может осуществляться только законодательством о культуре, — подчеркнул Толстой. — Значимость культуры настолько велика, что она вправе претендовать на подобный статус в общей системе российского законодательства.
Законопроект должен содержать максимально возможное количество норм прямого действия, уверены авторы концепции. В ней содержится и еще одно революционное преобразование — изменение статуса государственных и муниципальных учреждений. Толстой напомнил, что нынешнее разграничение полномочий приводит к культурной раздробленности, разрушению единого культурного пространства страны.
Разработчики хотят закрепить в будущем законе разграничение полномочий только в вопросах собственности и управления имуществом. Во всем же, что касается широкого спектра культурной деятельности, федеральный центр и регионы должны действовать заодно: от финансирования проектов до формирования единой культурной политики.
Владимир Толстой признал, что эти изменения потребуют внесения поправок в Гражданский кодекс.
Достижения культуры должны перестать оценивать при помощи арифмометра. Об этом заявила инициатор парламентских слушаний, председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.
— Заблуждение — думать, будто количественные показатели в культуре объективны. Их можно по-разному трактовать. Можно, сохраняя абсолютные величины, менять единицы измерения. Недавно мы пытались объяснить одному чиновнику, что миллионы проданных билетов не тождественны миллионам зрителей. И, по-моему, безрезультатно — он нас не понял... — сказала Ямпольская.
Помимо красноречивых и действительно понятных каждому примеров, глава профильного думского комитета озвучила и ряд предложений, которые могли бы найти отражение в будущем законе.
— Считаю, что особая миссия культуры должна быть закреплена в преамбуле нового закона. Особая миссия — это и особый статус, и особая ответственность. Если мы декларируем только права художника — без моральных обязательств, мы сами, своими руками превращаем этого художника в потребителя, — отметила Елена Ямпольская.
Также депутат предложила ввести в правовое поле термин «произведения литературы и искусства», чтобы разграничить художественные произведения с обычной «информацией». По мнению депутата, в законе должен появиться и раздел о социальной помощи для молодых деятелей культуры и искусства на селе, по аналогии с программами «Земский доктор» и «Земский учитель».
Не будет преувеличением сказать, что все представители культуры (а их только по бумагам было 265) поддержали концепцию, представленную Владимиром Толстым. Выступление Андрея Макаревича, к примеру, было коротким и ясным.
— Я желаю, чтобы в тексте закона, который последует за этим, обязательно остался маленький абзац о том, что правовое регулирование не может устанавливаться иными нормативными правовыми актами, — сказал солист группы «Машина времени».
Макаревич отметил, что концепция «прекрасна, как наша Конституция», и предостерег авторов от возможных искажений сути будущего законопроекта подзаконными актами. В свою очередь, музыкант Сергей Шнуров с трибуны был образен и сравнил закон «с ловлей сетью океана».
— Насколько я помню историю, в XIX веке закона о культуре не было. При этом были Достоевский, Толстой — расцвет русской литературы, литература экспортировалась без всякой регуляции, — заявил Шнуров, но в общении с журналистами признал, что закон все-таки необходим, хотя и с оговорками.
— В качестве регулирования музейной сферы — он нужен. Но библиотекарское дело, скорее всего, отомрет, когда вся мировая литература умещается у меня в кармане. Классическую и симфоническую музыку нужно поддерживать, это везде так в мире. В целом заседание... толк будет от этого. Если отрешиться от всех моих шуточек, если будут учтены все подводные камни ожидаемые. Всегда и законодатели, и военные готовятся к прошлым войнам, а все самое интересное — впереди, — пообещал Шнуров.
Глава «Мосфильма» Карен Шахназаров напомнил, что ни одним законом, к сожалению, нельзя стимулировать развитие культуры. Хотя это не значит, что регламентация не нужна.
— Рекомендую слова Наполеона, сказавшего своим юристам при написании Конституции: пишите коротко и неясно. Этот закон должен быть немногословен и содержать базовые принципиальные вещи, которые необходимы людям, работникам культуры. Ведь огромное количество людей живет в провинции, где самая сложная ситуация с культурой, в малых городах и деревнях, где нет денег, надо им каким-то образом помочь.
Специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой назвал обсуждаемый закон новаторским. Главное его преимущество, по мнению бывшего профильного министра, угол зрения: в нем наконец-то культура признается общим благом, а не услугой.
— В этом законе есть понимание того, что культура универсальна и всеобъемлюща, — сказал Швыдкой. — И в этом есть серьезная законодательная попытка преодолеть разделение учреждений культуры на государственные и муниципальные.
Несмотря на концептуальность темы слушаний, не раз и не два спикеры вспоминали злополучный ФЗ-44. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал его «вредящим культуре».
— В Союзе музеев России мы провели небольшой эксперимент: написали свою стратегию развития музеев — ее обсуждение и реакция показывают нам две линии, по которым будет идти большое сопротивление вот этому закону, — поделился Пиотровский. — Одна будет такой: все законы-де уже есть и не надо выдумывать специальный закон о культуре. И нам нужно будет доказывать, что существующие законы нам не годятся, мы с ними много воевали... Вторая линия — это автономии учреждений культуры. Это наше изобретение, которое во всем мире восприняли как новаторство. Нам нужно защищать те вещи, которые есть и которые постепенно вымываются законодательством.
Все предложения, прозвучавшие на слушаниях, будут обобщены и направлены в рабочую группу Администрации президента. Елена Ямпольская анонсировала новую встречу при обсуждении уже непосредственно текста законопроекта. Как скоро она состоится — неясно.
Впрочем, при подготовке материала к печати произошло одно событие. Без сомнений, праздничное и долгожданное. Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что законопроект, который смягчает для учреждений культуры ФЗ-44 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ), депутаты планируют рассмотреть 9 апреля. Это решение, вопреки противодействию со стороны экономического блока правительства, дает надежду, что и новая культурная конституция, ограждающая профильный закон от бюджетных и налоговых норм, может быть написана и принята именно так, как этого и ждут производители «общего блага».