Наконец-то мы что-то выиграли на родных черноморских берегах. Самое парадоксальное, что выиграли, когда реально рисковали остаться ни с чем. Победить на этом Кубке Первого канала было, как видится, куда сложнее, чем на предыдущем. И почти так же трудно, как на Олимпиаде.
В декабре 2013-го наши соперники привезли на этап Евротура невзрачные составы, а команда Билялетдинова собрала сильнейшую обойму. Чтобы с живыми-здоровыми Радуловым и Ко забивать по шайбе за четыре периода и доиграться до худшего в ХХI веке результата на декабрьском международном.
В дни Олимпиады фортуна баловала подарками нашу сборную. У финнов ломались четыре лучших центра еще до февральских стартов, шведы теряли одну звезду за другой уже по ходу турнира (в том числе из-за допинга), американцы, казалось, выглядели безнадежными в плане конкуренции на большом льду. Высшие силы будто разгребали хозяевам дорогу к золоту. Кто и как утопил все эти подарки судьбы в Черном море, лишний раз напоминать не буду.
Лучше поговорим о том, какие трудности свалились на нашу команду по ходу нынешнего Кубка Первого канала. Такого невезения у сборной не было уже давно. Кто бы мог подумать, что предтурнирные травмы Радулова, Панарина и Тихонова – самые натуральные цветочки на фоне того, что творилось непосредственно в Сочи.
Открою секрет. То, что для Еременко Кубок начался и закончился в четверг матчем против Финляндии, стало известно уже в пятницу. Когда динамовца отправили из расположения команды на медобследование. Вслед за лучшим вратарем травмировался лучший нападающий: на вчерашний матч с чехами Ковальчук не вышел. Досрочно отправлять домой пришлось и Кокарева. В итоге домашний турнир сборная доигрывала некомплектом. Заявлять в четвертую пятерку в воскресенье пришлось трех защитников и двух нападающих.
Причем эпидемия травм – только одна из проблем, с которой пришлось столкнуться в Сочи. Проходящее параллельно совещание клубных генменеджеров грозило аукнуться перспективой массового урезания зарплат. Психологически давил и "Большой" – представьте, как живо в памяти того же Ковальчука вставали несвоевременные февральские ассоциации.
Вопреки всему этому сборная России выиграла три матча из трех.
Кстати, такой стопроцентный результат наша команда на Кубке Первого канала не показывала – страшно подумать – со старта предыдущего олимпийского цикла! Турнир-2012 с локаутным мегасоставом специально выношу за скобки из-за нетрадиционного комплектования. Корректнее сравнивать выступления сборных разных лет, сформированных одними только кахаэловцами. Так вот, трех побед в трех играх у России не было с 2010-го, когда лучшим нашим бомбардиром становился герой сочинских церемониальных проводов Алексей Морозов. В атаке солировали Кайгородов, Афиногенов и Горовиков, в защите – Никулин да совсем еще не энха-эловец Емелин, и было это при главном тренере Быкове.
Кстати, любопытно, что в золотом Кубке Первого канала-2010 принимали участие Зарипов, Мозякин, Григоренко, Барулин. Живой мостик между одним триумфом и другим. Старым и новым.
ВРАТАРИ, ТЕННИС И ХАРАКТЕР
"За счет чего мы наконец-то расколдовали Сочи?" – спрашивал ваш корреспондент вчера VIP-посетителей олимпийской арены.
"В теннис поиграли – и тут же хоккейный успех пришел", – с улыбкой заявил первый президент КХЛ Александр Медведев, в дни домашнего этапа Евротура организовавший гала-турнир с участием звезд хоккея и тенниса. И ведь не поспоришь с его гипотезой. На "золотой дубль" шведам Ковальчука вдохновили, конечно, в первую очередь проводы друга Морозова. Но и развеяться в неигровой день с взявшими ракетку приятелями ему было явно приятнее, чем год назад в том же Сочи слушать бесконечные тренерские собрания.
"Молодцы все, а вратари особенно", – сказал Владислав Третьяк. Тоже верно. Непрошибаемость Еременко и образцовая на-дежность Барулина были фундаментом, от которого строилась уверенность команды в своих силах. Это отмечали Медведев и Ковальчук, это было видно и с трибуны. Без таких вратарей из двух матчей с финнами и шведами наша сборная один проиграла бы точно.
"Характер был у парней. Который, кстати, понравился мне больше, чем хоккей", – признался Олег Знарок. Вот тут вообще не поспоришь. Победы брали на зубах, на жилах, на морально-волевых. Я бы вообще обозначил это самым радостным итогом Кубка-2014. Турнир показал, что у страны действительно есть настоящая хоккейная команда. Что золотой Минск был не разовым всплеском, а только началом пути. Первым этапом стратегического строительства. Как наши хоккеисты пластались на льду "Большого", как побеждали вопреки всему! Не зря трибуны сбивали ладони и срывали голосовые связки. Поводов порадоваться за эти три игровых дня им подарили больше, чем за весь хоккейный турнир Олимпиады.
Вторая сторона этого русского победного характера – по-русски же лихой азарт. В субботу Шипачев маршировал по микст-зоне и по-английски кричал дающему интервью одноклубнику Эрикссону: "Даже не надейся ни на что, Джимми! Отдыхай, Швеция, Россия всегда первая!" Хоть режьте, но такой демонстративной, публичной воинственности в исполнении хоккеиста сборной Билялетдинова представить не могу.
ЧУБЧИК ПРОРАСТАЕТ
Жаль, что мы с вами сейчас не в казарме. Вышли бы из ее гостеприимных дверей, присели на типовую, единообразную для всех наших военных городков полукруглую скамейку. На которой так здорово дымить папиросой и лузгать семечки в те полчаса личного времени, что выпадают перед отбоем. Вот присели бы мы, уважаемый читатель, рядышком с такой казармой – и я бы вам речь Андрея Сафронова в самом полном виде пересказал. Ни словца сочного не выбрасывая, ни поворота художественного не утаивая, ни нюанса-интонации не забывая.
Но не в казарме мы. А на газетных страницах многие из слов, звучавших в той самой речи нашего генменеджера, печатать вообще не принято. Потому приводить стенограмму выступления никак нельзя. Ограничусь сутью прозвучавшего высокохудожественной строчкой спича. "Не идеал, пока, конечно, но чубчик прорастает".
Было сказано Сафроновым в раздевалке. После матча со Швецией. Победа в котором, как выяснилось не таким уж поздним субботним вечером, обеспечила России триумф на Кубке Первого канала. Досрочный. Такой, что вчерашняя воскресная встреча против чехов не решала вообще ничего.
"Чубчик прорастает" – очень красочный эпитет того, что случилось со сборной России на домашнем этапе Евротура. В том смысле, что герои Минска героями, но в Сочи у нас "проросла" совсем другая команда. Это тоже показательно: результат на черноморских берегах делали почти исключительно те, кто к золоту ЧМ отношения не имеет.
Еременко с Барулиным на мировом первенстве не было. Ковальчука тоже. Да, он вписался в обкатанную хоккейным маем тройку на место Овечкина. Но скорее сам тянул ее за собой, чем "кормился" сыгранностью партнеров. Даже Зубов, чья пятерка вчера добыла победу над чехами, в Минске был глухим, добиравшимся до льда только на тренировках резервистом.
Понятно, что без шероховатостей и нестыковок не обошлось. "Мозякин не новичок, мы от него ждем другого". Эта фраза Сафронова заставила подумать не только о "холостом прокате" лучшего хоккеиста КХЛ-2013/14. Но и задуматься над тем, что два этапа Евротура позади – а центра для связки Мозякин – Зарипов тренеры сборной так и не подобрали. С Бурмистровым у лидеров "Магнитки" не пошло, с Зубовым тоже, вчера ветеранов вообще разбросали по разным звеньям. С диспетчерами вообще кадровая беда – зря, что ли, Знарок задумывается над привлечением во взрослый состав 18-летнего Каменева?
Вот только сейчас, на праздничных эмоциях, зацикливаться на проблемных узлах совсем не хочется. Точит лишь одна мысль. Такой уверенной, боевой и несгибаемой сборная России должна была предстать ровно на год раньше. На предолимпийском Кубке Первого канала, чтобы потом…
Стоп-стоп-стоп. Представляете, куда это мы сейчас, дав волю таким рассуждениям, свалимся?