Как стало известно “Ъ”, Минфин и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) согласовали и направили в правительство пакет предложений по новым инвестиционным проектам в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Его идея — в том, что во время «коронавирусного» спада будет актуально предоставление бизнесу поддержки за развитие им новых проектов. Бюджетных вложений инициатива не требует, но из 200 проектов пакета РСПП на 20 трлн руб., предусматривающих создание более 1 млн рабочих мест, на доинвестиционной фазе до 40% нуждаются в дополнительной регуляторной поддержке. Главные предложения союза и Минфина — подключение к механизму СЗПК финансовых продуктов и инструментов институтов развития и благоприятное банковское регулирование.
Как стало известно “Ъ” из источников в финансово-экономическом блоке правительства, во второй декаде апреля РСПП удалось согласовать с Минфином пакет предложений по стимулированию проектов в рамках принятого закона о СЗПК (см. “Ъ” от 13 марта и 8 апреля). Рабочая группа по проектам соглашений с 2019 года обсуждает реализацию большого набора инвестпроектов частных и государственных компаний и холдингов. По данным “Ъ”, по состоянию на март 2020 года (то есть фактически уже после появления у собственников и менеджмента компаний информации о пандемии и высокой вероятности экономических проблем как минимум в этом году) речь шла о 200 проектах на общую сумму 20 трлн руб. с общей занятостью свыше 250 тыс. новых рабочих мест плюс 750 тыс.— в компаниях-поставщиках и смежных отраслях. Сроки рассмотрения предложений РСПП и Минфина в Белом доме неизвестны, по словам собеседников “Ъ”, в ряде случаев они требуют дополнительного нормативно-правового регулирования, поручений на уровне премьера и вице-премьеров.
Предложение РСПП и Минфина заключается в том, чтобы включить СЗПК как форму «поощрения правительством развития инвестирующих компаний» в один из пакетов поддержки экономики от спада по итогам пандемических ограничений, хотя федеральных бюджетных расходов или прямых налоговых льгот инвестпроекты не требуют.
Общие меры, требуемые для всех проектов СЗПК, выглядят так: быстрое принятие всех подзаконных актов и запуск ГИС «Капиталовложения» (IT-инфраструктура контроля за инвестированием в рамках СЗПК), некоторые меры дополнительной поддержки проектирования и стартовой фазы инвестпроектов (требуется до 40% проектов), привлечение к проектам СЗПК финансовых продуктов институтов развития и в целом проектного финансирования — синдикатов на базе ВЭБ.РФ, «Дом.РФ», РЭЦ и «фабрики проектного финансирования».
Часть проектов СЗПК будет с большей, чем сейчас, вероятностью реализована при благоприятном регулировании ЦБ банковской сферы (признание финансирования под СЗПК, в ряде случаев — льготы банкам по нормативам Н1 и Н6 при гарантиях инвестпрограммы заемщика). Кроме того, РСПП и Минфин считают уместным временный мораторий на отрицательную переоценку залогов (напомним, ЦБ уже расширил его на все отрасли в 2020 году), а также предлагают обсудить ускоренный возврат НДС по инвестпроектам по предоставлению налоговой декларации до камеральных проверок.
По словам источников “Ъ”, в разных отраслях инвестпроекты требуют отдельных специфических мер. Так, в случае машиностроения (30 инвестпроектов стоимостью до 700 млрд руб.) дополнительная поддержка описывается как сохранение инвестпрограмм госмонополий, в первую очередь РЖД, использование механизмов СПИК 2.0 и упрощение механизмов экспортного финансирования. В жилищном строительстве (до 300 млрд руб. инвестиций) крупнейшая запрошенная мера — выкуп «Дом.РФ» облигаций девелоперов под проекты комплексной застройки и поэтапность проектного финансирования. В схожих по весу лесопереработке и АПК основной запрос на дополнительные меры — госвложения в инфраструктуру и создание «биржи углеродных квот». В «экологических» проектах РСПП запрос налоговый — это ускоренная амортизация. В добыче (до 1,8 трлн руб. инвестиций) требуется стимулирование геологоразведки. Телеком-проекты ждут от СЗПК помимо общих мер субсидирования Белым домом перехода на российские IT-продукты и протекционистского регулирования для госкомпаний как потребителей этих продуктов. Наконец, в транспорте (до 3 трлн руб. инвестиций) главный дополнительный запрос — на средства нацпроектов и институтов развития, инструменты привлечения финансирования в дорожные проекты и спецрегулирование для проекта «вечных» облигаций РЖД. Также предлагается в осеннем пакете поправок к закону о СЗПК предусмотреть в рамках этих же предложений вопросы гармонизации этого инструмента с концессиями и государственно-частными партнерствами, поддержки частных индустриальных парков, ОЭЗ и кластеров, вовлечения в проекты технологического предпринимательства.
Вероятность положительного решения, по крайней мере по части предложений РСПП, довольно велика, что показывает готовность Минфина защищать эти идеи в правительстве.
Для Белого дома регуляторные послабления после падения цен на нефть явно приоритетнее собственных расходов бюджета. Кроме того, пока проблема инвестирования по итогам «коронавирусного» спада-2020 выглядит более эффективно решаемой скорее поддержкой развития, нежели общеэкономическим стимулированием, по крайней мере СЗПК как работающий механизм не будут конфликтовать с концепцией финансовой стабильности и не должны генерировать дополнительных рисков в условиях посткризисной хрупкости роста.