Кто-то считает, что Слуцкий стремится тренировать там, а не здесь, потому что в 2016-м жестоко разочаровался в наших реалиях. Кто-то думает, что из России ему просто не поступает действительно значимых предложений. А может, Леониду просто интересно идти вот именно по такой дороге, а нам непривычно, мы и от футболистов-легионеров отвыкли, а от тренеров подавно, потому что таких у нас практически и не было никогда.
Но все это в общем-то не важно. Ведь один из парадоксов тренера и человека Слуцкого состоит в том, что, выбрав европейский путь развития карьеры, он продолжает делать для своей большой и малой родины (России и Волгограда) очень много. Гораздо больше, чем многие из тех, кто никогда не работал ни в Арнеме, ни в Кингстон-апон-Халле, ни вообще за рубежом.
В январе 2017-го Слуцкий на собственные средства открыл детскую футбольную академию в Волгограде. Сейчас в ней бесплатно занимаются 250 детей. Они обеспечены всем необходимым, их обучают перспективные тренеры, они регулярно ездят на турниры в другие города. По идее появление новой школы футбола должно было вызвать в городе и регионе воодушевление и надежду. Здесь строится шикарный стадион к ЧМ-2018, но других поводов для радости нет: выступающему в ФНЛ "Ротору" далеко до самого себя образца 1990-х, а о детском футболе красноречиво говорит вот такой факт – впервые за много-много лет в миллионнике Волгограде перестали проводиться внутригородские соревнования.
Но умом Россию, как известно, не понять. На первых порах Слуцкому пришлось столкнуться с ревностью, завистью, неприязнью, претензиями ("У вас слишком хорошо – а от нас теперь дети уходят!"), обвинениями в "несоответствии традициям волгоградского футбола" (!) и даже с прямыми угрозами здоровью (в адрес одного из тренеров). Но сейчас откровенного противодействия нет – уже хорошо. Местные спортивные и футбольные власти ведут себя так, будто и не существует удивительный для страны личный меценатский проект, направленный на развитие футбола и во благо детей.
Слуцкого это, наверное, удивляет и задевает, но не останавливает. Он и здесь идет своим путем. В Волгограде тренер бывает нечасто и большую часть времени следит за работой академии собственного имени удаленно. Но это не мешает ему быть в курсе абсолютно всего. Кажется, Слуцкий знает по имени каждого мальчишку.
– Как дела, Колюня? – спрашивает у проходящего мимо паренька.
– Нормально, – понуро отмахивается ребенок (его команда только что уступила "Спартаку"). Как будто каждый день общается с известным тренером.
В марте Слуцкий привез команды 2005 – 2009 годов рождения в столицу, чтобы провести серию спаррингов с ведущими академиями страны – "Спартаком", "Чертаново", "Строгино", ЦСКА и "Локомотивом". Подобные поездки, по его замыслу, должны стать регулярными.
– Мы выбрались в Москву на целых пять дней, – говорит Ольга, мама одного из воспитанников. Она и другие родители одеты в майки с надписью #АкадемияСлуцкого2009 на спине. – Для ребят это большое событие. Живем все вместе, организованно. Это сплачивает. Многие родители поехали. Мы ведь за эти дни со всеми сильными командами встретимся. Спасибо Леониду Викторовичу за такую возможность.
– До этого уже много где были?
– Мой сын 2009-го года – эта самый младший возраст из тех, что сюда приехали. Осенью ребята были в Сочи – взяли первое место! – гордо сообщает Ольга.
"250 МАЛЬЧИШЕК БЕСПЛАТНО ЗАНИМАЮТСЯ ФУТБОЛОМ. ЭТО ПРАВИЛЬНЫЙ ПОСЫЛ"
Слуцкий планирует посетить все игровые дни и по возможности посмотреть абсолютно все матчи во всех возрастных категориях. За играми в манеже "Спартака" он наблюдал с балкончика в компании своего товарища, технического директора РФС Андрея Лексакова и нападающего "Арсенала" Артема Дзюбы, с которым у Слуцкого еще со времен сборной сложились не только профессиональные, но и теплые доверительные отношения. С Дзюбой они на одной волне.
Результаты матчей сложились не в пользу гостей из Волгограда, хотя мальчишки старались дать бой москвичам, и в некоторых возрастах им это удавалось. Понятно, что на фоне спартаковской академии, одной из мощнейших в стране, "академикам Слуцкого" наивно было рассчитывать на положительный исход. Но дети приехали в Москву не за победами, а за новыми впечатлениями и опытом.
Начать разговор об академии собственного имени Слуцкий согласился лишь в перерыве между матчами команд разных возрастов. Все остальное время он не отрываясь следил за играми.
– Школе чуть больше года, и в целом я доволен: процессы налажены, методики действуют, тренеры работают и профессионально растут. Дети есть! Сложно рассуждать о высоких спортивных результатах: играть на равных с ведущими московскими коллективами не под силу любой периферийной команде, в том числе и нашей, которая к тому же появилась совсем недавно. Тем не менее на другом уровне, например в финалах зоны "Черноземье", школа уже заявила о себе. Так что и в спортивном плане все в порядке.
– Велика ли разница в мастерстве между вашими маленькими волгоградцами и москвичами?
– Спартаковская школа – лучшая в стране, это даже не обсуждается. А у нас еще и подготовка вышла скомканной. В Волгограде, как и по всей стране, сейчас холодно. Ребята с ноября занимались только в маленьком зале, другого-то нет, и впервые увидели такой большой и качественный манеж.
Хотя дело не в том, конечно же. Мы само собой уступаем, пусть и не глобально. Разрыв довольно серьезный, но все же не по 0:20 проигрываем. Ребята показывают то, на что способны. Им есть куда расти. Главное, что мы приехали на серию матчей в Москву и многие получили новый опыт. Стараемся действовать нестандартно. У нас, допустим, было интересное лето: занятия длились по четыре часа. Моделировали "коробку" – это как ты выходишь во двор и играешь, только с тренером, который дает упражнения.
В Москву хотим приезжать регулярно. В следующий раз – в ноябре, чтобы сравнить с мартом и оценить динамику. Пользуясь случаем хочу поблагодарить руководителей школ "Спартака", ЦСКА, "Локомотива", "Чертаново" и "Строгино" за то, что согласились организовать эти встречи, приняли нас, включили в график.
Эх, вот если бы и в других регионах последовали моему примеру!.. Тогда бы у многих ребят с периферии появилась возможность приезжать и сравнивать себя с лучшими школами. Наша задача – чтобы кто-то из нынешних мальчишек пополнил ведущие академии либо просто со временем стал профессиональным футболистом.
– Это ведь уже происходит. Я слышал, что одного мальчика у вас забрали в "Краснодар"…
-…а другого – в "Чертаново". Но это ожидаемо. В Волгограде сейчас две сильнейшие школы – мы и "Ротор". Это город с миллионным населением и большими футбольными традициями – ребята обязаны появляться.
– Вас часто, наверное, спрашивают: зачем вам это надо?
– Ну как зачем. Я вырос в Волгограде. Стал там тренером. У меня есть возможности. Большой благотворительной деятельностью занимался всегда, просто сейчас все свои потоки направил в одно место, которое видно, понятно и наиболее близко именно мне, потому что это футбол. Дать шанс 250 мальчишкам бесплатно заниматься, ездить в другие города и стать профессиональными футболистами – на мой взгляд, это правильный посыл. Тренеров набирал лично, многие из них мои воспитанники из "Олимпии", с ними мы прошли долгий путь, когда они сами были детьми.
Меня, правда, удивляет, что никто даже не пытается как-то помочь. Но это уже другая история. Наверное, типичная. Тут я, к сожалению, не одинок.
"МАЛО ТОГО ЧТО НЕ ПОМОГАЮТ. ЕЩЕ И ПЫТАЮТСЯ УПРЕКНУТЬ"
– Никто – это все-таки кто? Минспорта области и местные футбольные власти?
– А как может помочь федерация футбола, если это общественная организация?.. Нет, речь немного о другом. Изначально при создании школы было три действующие силы. Большой ЦСКА во главе с Михаилом Барышевым. Академия физкультуры, которая согласилась помочь и на льготных условиях предоставляла базу для тренировок. Ну и я.
В июне Михаил Николаевич ушел на повышение (он возглавил Главное управление по работе с личным составом Вооруженных сил РФ. – Прим. "СЭ"). А новый руководитель оказался не столь заинтересован. Поэтому с июня расходы большого ЦСКА на школу снизились вдвое, а мои, соответственно, возросли. С декабря финансирование со стороны общества закончилось, и мы стали просто школой моего имени. Которое, кстати, дает мне не "лишнюю славу", как кому-то кажется, а дополнительную ответственность, потому что есть кого костерить, если что-то идет не так (смеется).
Так вот, два месяца назад из проекта вышла и академия физкультуры. Исполняющий обязанности ректора вуза Сергеев Вячеслав Николаевич не выполняет обязательства, о которых мы с ним же договорились изначально. И мы теперь в абсолютно полном объеме вынуждены платить за аренду. Соответственно, эти расходы тоже легли на меня. Если с обществом ЦСКА все понятно – когда уходит руководитель, часто происходит и смена курса, – то в случае с академией физкультуры история странная. Человек обещает одно, а потом отрекается от своих же обещаний.
– По какой причине?
– Не знаю. Просто сказал: "Все, вы теперь на общих основаниях, ребята". Хотя изначально договаривались о другом, плюс наши тренировочные группы были экспериментальными для учебно-методических занятий. В общем, все как всегда. Когда появляется красивый проект, сначала все рядом, что-то обещают, а потом отходят в сторону.
И другой момент. За все это время ни глава спорткомитета Волгоградской области, ни кто-либо еще из подобных региональных организаций никогда, нигде, НИ РАЗУ не проявил никакого внимания. Даже пальцем не пошевелил. Это касается всего. Я даже не говорю о какой-то помощи с арендой поля или разовых акциях. Даже элементарной моральной поддержки не дождешься. Чтобы вызвали в комитет, пожали руку и сказали: "Спасибо вам, Леонид, что вы это делаете, раз уж у нас самих такой возможности нет". Или, например, отправили бы ребят в летний лагерь, или дали бы им в качестве поощрения 20 билетов на домашние матчи "Ротора"...
– …на который плохо ходят. Заодно бы хоть трибуны помогли чуть-чуть заполнить, подняли бы популярность команды.
– Такое ощущение, что для них нас как будто бы нет. И мне очень обидно, что я – коренной волгоградец – как раз-таки пытаюсь что-то сделать для родного города, но в ответ тишина. На словах все красиво: в городе пройдет чемпионат мира, строится стадион, все дела. Дети, класс, здорово! На самом же деле – кто-то откровенно подвел, а кому-то все равно. Есть люди, чья зона ответственности согласно должности – это развитие спорта в регионе. Иногда я читаю, как где-то спортивным школам помогают город, область, край, местные спортивные комитеты или министерства. А моей академии словно не существует, и от нее у региона одни проблемы. Это еще хорошо, что закончилась стадия активного противоборства – кстати, так случилось благодаря колонке Ильи Казакова в "Спорт-Экспрессе", за что вам огромное спасибо. Но даже самой минимальной поддержки от государственных структур мы не дождались. Не предпринимались даже попытки!
Здесь хочу сделать важный акцент. Я не прошу этой помощи, не стою с протянутой рукой. Понимал, на что шел. Взял на себя ответственность и буду дальше активно развивать школу. Просто странно, когда делается хорошее, далеко не повседневное дело, которое происходит довольно редко в нашей стране, но никто из тех, кому это положено по должности, не обращает внимания. Есть тренеры, ребята, родители.
– Может быть, кто-то считает, что ваша школа – возможность для заработка?
– А как можно заработать?! Иногда говорят: "Ага, вот они сейчас наших волгоградских детей возьмут и "продавать" будут"! Извините, но кто и когда хоть где-то продал ребенка-футболиста? Это во-первых. Во-вторых, есть нормы РФС: если воспитанник какой-то школы или академии оказывается заявлен за команду профессионалов, то данной школе или школам перечисляется 80 000 рублей, из которых 70% идет на поощрение тренера. То есть такая школа, как у меня, в принципе не может заработать, даже если мы воспитаем Криштиану и Месси. Заработать могут профессиональные клубы – и на игроках более старшего возраста, чем у нас, поскольку подписывают профессиональные контракты. Но не мы.
В общем, настоящее безумие. Мало того что не помогают, так еще и пытаются упрекнуть в какой-то корысти, хотя ее в данном случае не может быть в принципе. Моя школа – меценатство в чистом виде, тут даже спорить не о чем. Просто никто не верит в бескорыстность людей и пытается что-то найти. Хотя ничего нет ,и даже теоретически быть не может.
9 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ И КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЧИНОВНИКА
– В какую сумму обходится содержание школы в год?
– Девять миллионов рублей.
– То есть начиная с 2018 года, когда из проекта полностью вышли и большой ЦСКА, и академия физкультуры, все расходы исключительно на вас?
– Да. В принципе все и было на мне, просто то ЦСКА в определенный период немного помогал, то вуз предоставлял льготы. И в итоге на мне было процентов 60 от нынешней суммы.
Тем не менее я сам задрал высокую планку – и не жалею. Ребята одеты, обуты, ездят на соревнования, выступают в хороших турнирах, тренеры получают нормальные деньги. Поймите меня правильно: я не жалуюсь. Готов. Буду дальше выполнять все, что задумано.
Просто хочется двух вещей. Чтобы люди исполняли взятые на себя обязательства. И чтобы проявили внимание, раз уж делается хорошее дело. Еще раз: я не прошу и не собираюсь просить ни денег, ни чего-то другого. Просто ВНИ-МА-НИ-Е!
Более того, один раз встретился с местным министром спорта. В самолете. Он и говорит: "А чего это ты ко мне не приходишь?"
– А вы ему?
– А зачем я должен к вам приходить? Думал, это вы ко мне должны прийти. На день открытых дверей, например – мы его устраивали. Прийти и, ну не знаю, порадоваться, что в регионе открылась такая школа, что в ней занимается 250 детей, что родители довольны. Раз вы отвечаете за развитие спорта в регионе – и так поблагодарите хотя бы. А вы вместо этого говорите, что это я еще к вам должен прийти. Так мне ничего не надо, и я не собираюсь к вам приходить.
Короче говоря, я столкнулся с классической чиновничьей позицией. В общем, без шансов.
Но у нас и без их внимания все хорошо! Ребята играют. Ездим на турниры. Недавно заказали мальчишкам билеты на матчи чемпионата мира в Волгограде, на все четыре матча!
(Примечание авторов: Как раз в этот момент мимо нас на балконе спартаковского манежа проходит женщина, видимо мама одного из игроков, и говорит: "До свидания! Леонид Викторович, спасибо вам большо-о-ое!" Эти ее слова попали на диктофонную запись, и когда ты слышишь все тепло и радость в ее голосе, то понимаешь – у школы Слуцкого и правда все хорошо, даже без внимания классических чиновников.)
У нас все замечательно. Спортивные успехи, может, и не поражают воображение. Но я буду доволен, если несколько мальчишек из каждого выпуска в будущем окажутся в лучших академиях и станут играть в профессиональный футбол – не важно, в "Роторе" ли, в волгоградской команде с другим названием, в ЦСКА, в "Спартаке" или где-то за рубежом. Мы стараемся дать им максимум на данном этапе. И даже если они не станут профессиональными спортсменами, все равно 250 ребят оторваны от улицы и погружены в спорт. И с их стороны, и со стороны родителей я ощущаю огромную благодарность и искреннее, позитивное отношение.
– "Ротор", "Олимпия" и другие коллеги по-прежнему относятся к вашей школе с ревностью?
– Она есть, но… Понимаете, существует высокая внутренняя конкуренция, но активной агрессии больше нет, и на том спасибо. Хотя тот же "Ротор" с нами принципиально не играет товарищеские встречи. Уж не знаю почему. Может, такова их принципиальная позиция. А может, мы просто не вписываемся в их план. Уже больше года (смеется). Но это локальные вещи, они не важны. Есть же официальные турниры, где дети могут встретиться и играть. На мой взгляд, команды из одного региона должны нормально конкурировать, а не устраивать "супердерби", которое превращается черт знает во что. В старших возрастах внутри региона – зона "Черноземье" – "Ротор" доминирует, но у нас просто нет старших возрастов. А в младших возрастах доминируем уже мы.
– Получается, Волгоград – это такая спортивная, или скорее неспортивная, Россия в миниатюре. Везде происходит такой же бред.
– Да я же не знаю, как везде. Пытался найти каких-то дополнительных спонсоров и привлечь внимание, тем более что государство выделяет какие-то средства на развитие детского-юношеского спорта или есть поля, где можно было бы заниматься со скидками. Но интереса, как вы уже поняли, никто не проявил. Были только проблемы, которые удалось решить благодаря участию "СЭ" и выносу информации о сложностях в публичное пространство. Если честно, я не понимаю, как вообще можно осуждать, когда человек за собственные средства открыл школу и предоставил детям великолепные условия. Точно так же детская футбольная лига проводит турниры "Большие звезды светят малым" – их поддерживают тренеры, бывшие и действующие игроки. Это же великолепное начинание, верно?
Считаю, что мой пример хорошо подходит и для других представителей российского футбола. Если где-то в регионах местные власти ни на что не способны, так почему бы ребятам – футболистам или тренерам, которые родились и выросли в этих местах, – не взяться за доброе дело? Знаете, я рад, что не одинок! Например, Глушаков положил поле в родном Миллерове, а Шатов – в Нижнем Тагиле. Честно говоря, не знаю, помогают ли им местные власти. Потому что, чтобы поле постелить, нужна хотя бы территория, земля. А у меня в Волгограде такого нет и не предвидится.
Важно, чтобы начинания футболистов и тренеров получали поддержку со стороны властей на местах. Она ведь на то и власть, чтобы делать жизнь людей лучше.
РЕАКЦИЯ НА ШОУ УРГАНТА И РАБОТА КОММЕНТАТОРОМ
– Несколько вопросов не про школу. Вы комментируете матч Россия – Бразилия. Подобный опыт у вас уже был в прошлом году. Как планируете готовиться?
– Приятно, что меня пригласили. Отношусь с максимальной ответственностью, как и к любому делу, которым занимаюсь. Раз есть запрос на комментарий профессионального тренера – я готов. Буду рад, если кому-то это будет интересно и поможет. Изучаю информацию и составы. Точно так же готовился к игре "Ювентус" – "Барселона". Обязательно нахожусь в контакте с комментаторами. Потому что они солируют – для меня это непрофильная специальность.
– Если кто-то из сборной России сыграет отвратительно, вы будете жестко критиковать?
– Нет. У них есть действующие тренеры – это они должны критиковать. А я буду констатировать факты, чтобы помочь болельщикам разобраться, что происходит на поле. В моем случае "комментировать" не равно "оценивать".
– Вы ждете тяжелой игры для России?
– Считаю, соперники выбраны максимально правильные, интереснейшие. В сборной много футболистов, прежде не игравших на таком высоком уровне – они не были на чемпионате Европы. Уверен, что наша сборная будет выглядеть достойно.
– Ваши впечатления от участия в "Вечернем Урганте"?
– Это мое четвертое участие в программе. В первый раз – с Евгением Ленноровичем, когда стали чемпионами. В другой раз – со сборной, вместе с Дзюбой и Черышевым. Плюс однажды выходил в эфир по скайпу. Рассматриваю это тоже как часть работы по популяризации футбола, потому что передачу смотрит большая часть населения страны, а не только футбольные болельщики. И я же не сам туда прошусь – меня приглашают.
Хотел бы обратиться к зрителям: это юмористическая, саркастическая программа. И довольно странно, когда кто-то пытается анализировать слова, сказанные в шутливом формате. Не нужно всерьез оценивать сказанное.
– Но тем не менее это происходит из раза в раз. Вот и после шоу Урганта кого-то зацепили ваши слова про отношение к тренерам в Англии и в России. Вы удивлены?
– Нет-нет. Я уже ничему не удивляюсь!