Сходить в салон красоты — раз в месяц или в баню — по праздникам. Главное, чтобы все под боком. «ВМ» выясняла, как обеспечен город предприятиями бытовых услуг.
Более 96 процентов москвичей обеспечены предприятиями бытовых услуг в шаговой доступности, сообщил «ВМ» руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. За последний год прирост подобных организаций составил 0,4 процента.
— Существует так называемый коэффициент доступности бытовых услуг. В Центральном округе может быть большое количество тех же салонов красоты, а на окраинах города их не так много. Менее 4 процентов горожан не охвачены в 300-метровом радиусе этими услугами, — отметил глава ведомства.
Лидером по обеспеченности предприятиями бытовых услуг значится Северо-Восточный округ столицы, где 100 процентов жителей охвачены такими организациями. В числе отстающих — Троицкий и Новомосковский округа, где обеспеченность предприятиями бытовых услуг составляет 77,8 процента норматива.
— На присоединенных территориях расположены 411 предприятий, оказывающих более 50 видов различных услуг, — говорит зампрефекта Троицкого и Новомосковского округов Алексей Кондаранцев. — Больше всего — парикмахерских и ателье по ремонту одежды. За год в округах стало на 73 объекта больше. Но крупные предприятия отсутствуют.
Сложившаяся тенденция говорит о том, что в столице становится все больше индивидуальных предпринимателей, а крупные компании при высоком уровне импортозависимости и ценах на свои услуги могут закрываться.
— Салоны красоты в основном используют зарубежные средства в своей работе. Оборудование в их кабинетах также иностранного производства, — продолжает Алексей Немерюк. — Стараясь сэкономить, руководство салонов идет на сокращение издержек. В основном речь идет об уменьшении штата работающих.
Всего в столице порядка 6 тысяч парикмахерских и салонов красоты. Для сравнения — в Париже их более 12 тысяч. Эксперты говорят, что в связи с экономическими сложностями парикмахеры, мастера маникюра и педикюра нередко выполняют работу на дому. Так они уходят от налогов.
По сравнению с парикмахерскими клининговые компании, предоставляющие свои услуги по уборке помещений, чувствуют себя намного лучше. Если еще четыре-пять лет назад их услуги не пользовались широким спросом, то сейчас даже среднестатистические горожане могут позволить себе обратиться за помощью по уборке квартир.
— Сервис становится все более популярным, и теперь не только компании, но и рядовые москвичи обращаются за услугами по уборке помещений, — подтверждает Немерюк.
Что касается еще одного вида предприятий бытового обслуживания — бань — то их число в городе превысило отметку 260 единиц. Если сравнивать с 2002 годом, то за последние 14 лет количество предприятий, оказывающих населению услуги бань и душевых, увеличилось в 2,4 раза.
— У людей нет желания идти в какие-то полуподвальные сауны, как это было раньше,— продолжает глава департамента. — Тем более что бизнес приобретает крупные банные комплексы, приводит их в порядок, как итог — здесь можно получить большой спектр услуг. Не только попарят, но и предложат сделать маникюр, погладить вещи, почистить обувь. При некоторых банях есть услуги химчисток.
Как отметил заместитель руководителя Департамента торговли и услуг Александр Иванов, в целом рост цен на бытовые услуги несущественный — не более процента по отдельным показателям.
— За прошедший год на качество услуг пожаловались в департамент 150 человек. Это незначительная часть от общего числа горожан, но тем не менее определенный маркер, который говорит о желании повышать уровень сервиса предоставляемый услуг, — отметил Иванов.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Кирилл Пуртов, заместитель руководителя Департамента городского имущества Москвы:
— В Москве достаточно высокая деловая активность по отношению к другим регионам. Люди более ответственно следят за издержками, за тем, на каких площадях располагаются их предприятия. Наше ведомство помогает найти необходимые помещения в аренду для социально ориентированного бизнеса. При этом предусмотрена льготная ставка аренды для определенных категорий предпринимателей. Такой преференцией можно воспользоваться, если арендуемая у города площадь не пересдается другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Продление льготной аренды рассчитано до десяти лет. Подтверждается она ежегодно.
Валерий Горелик, президент Союза парикмахеров и косметологов России:
— Продукция у парикмахеров и косметологов дорогая. С повышением курса валюты закупаться приходится вдвое дороже. Пытаясь найти выход из ситуации, руководители салонов сдают кресла, некоторые мастера выходят работать на дом. Решить проблему административным способом — приходить и стучаться в квартиру парикмахера, выясняя, стрижет ли он на дому, — практически невозможно. Он всегда может ответить, что это его друзья. Или попросту не открыть дверь. Один из способов вернуть специалистов из домов в салоны — проводить их сертификацию. Тогда населению будут оказывать услуги только опытные парикмахеры и косметологи, в основном в салонах.