Расходы на госпрограмму по развитию Арктики могут быть сокращены с 209,7 млрд до 50,9 млрд руб. По данным РБК, из нее предложено исключить ряд инфраструктурных проектов и строительство ледокола «Лидер». Ледокол под вопросом
Минэкономразвития предложило скорректировать проект госпрограммы по развитию Арктики с 2017 по 2025 год, сократив бюджетную поддержку вчетверо — с 209,7 млрд до 50,9 млрд руб. с учетом замечаний Минфина, сообщил РБК участник совещания по вопросам социально-экономического развития Арктической зоны, прошедшего 14 апреля у Дмитрия Медведева. Эту информацию подтвердили два собеседника РБК, знакомых с итогами совещания, — чиновник Минэкономразвития и источник, близкий к госкомиссии по развитию Арктики.
Один из собеседников РБК уточнил, что предложения по оптимизации программы были представлены Минэкономразвития, которое является ее куратором. Источник в этом министерстве пояснил, что формально сократить расходы предложило правительство с учетом замечаний Минфина — единственного из профильных ведомств, не согласовавшего проект госпрограммы.
Впрочем, сокращение госпрограммы пока носит предварительный характер, сообщил собеседник РБК в Минпромторге и подтвердил чиновник Минэкономразвития.
Официальный представитель Минэкономразвития Елена Лашкина отказалась комментировать предложения о сокращении госпрограммы по развитию Арктики, но пояснила, что при согласовании госпрограммы со всеми профильными ведомствами замечания поступили только от Минфина.
В Минфине не ответили на запрос РБК.
По словам двух собеседников РБК, знакомых с решением совещания у главы правительства, из арктической госпрограммы исключено строительство атомного ледокола «Лидер» стоимостью около 80 млрд руб., который Росатомфлот планировал построить к 2023 году на верфях Санкт-Петербурга или Северодвинска для работ по обеспечению прохода крупнотоннажных СПГ-танкеров по Северному морскому пути.
Начальник отдела коммуникаций Росатомфлота Евге- ний Свиридов переадресовал в Минпромторг вопрос о финансировании проекта по строительству ледокола и не смог сказать, сдвинутся ли его сроки в случае выбытия проекта из арктической госпрограммы. Сотрудник пресс-службы Минпромторга переадресовал вопросы РБК в Минэкономразвития.
Также из госпрограммы убраны проекты МВД, связанные с обеспечением безопасности в Арктике, проект строительства средств подъема затонувших ядерных объектов и некоторые природоохранные и научные проекты Минприроды, например создание генетического банка образцов арктической березы, рассказал знакомый с итогами обсуждения собеседник РБК. Часть проектов, по его словам, уже фигурирует в других госпрограммах, часть может финансироваться из внебюджетных средств.
В госпрограмме также содержались проекты в интересах не- фтегазовых компаний — развитие порта Сабетта, Северный широтный ход, железнодорожная магистраль Архангельск — Сыктывкар — Соликамск (проект «Белкомур», необходим для транспортировки нефтегрузов и газоконденсата с севера Западной Сибири), Архангельский глубоководный порт (в том числе для освоения шельфовых арктических месторождений), развитие порта Диксон, перечисляет источник РБК, участвовавший в обсуждении программы от лица Экспертного совета при правительстве по вопросам развития Арктики.
Какие из этих проектов исключены из госпрограммы, собеседник РБК не говорит. Портовая и железно-дорожная инфраструктура, энергетические объекты (сети, генерация) для обеспечения разработки месторождений — это именно те пункты госпрограммы, которые необходимы нефтяникам, которые работают в Арктике, сказал РБК собеседник в одной из крупных нефтяных компаний. По его словам, эти компании предполагалось привлечь к софинансированию этих проектов, но вряд ли это реально, пока они несут масштабные расходы на освоение месторождений.
Проекты на защиту
Заинтересованные в реализации включенных в арктическую госпрограмму проектов ведомства и компании будут защищать их на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина 23 мая, сообщил собеседник РБК в Минпромторге
Заинтересованные в реализации включенных в арктическую госпрограмму проектов ведомства и компании будут защищать их на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина 23 мая, сообщил собеседник РБК в Минпромторге и подтвердил чиновник Минэкономразвития
и подтвердил чиновник Минэкономразвития. По словам источника в Минпромторге, строительство «Лидера» может быть профинансировано из других федеральных целевых программ, но их круг пока не определен.
Помощник Дмитрия Рогозина Никита Анисимов не ответил на вопросы РБК. Глава пресс-службы Минприроды Николай Гудков не смог сказать, какие проекты по линии его ведомства будут исключены из программы.
Согласовать окончательную смету госпрограммы, по словам трех собеседников РБК в профильных ведомствах, должны правительство и премьер-министр. На 1 июня 2017 года, по их данным, запланирован доклад в правительстве по реализации этой госпрограммы.
Пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова во время подготовки этого материала была недоступна.
Елена Лашкина пояснила РБК, что сейчас продолжается детальная оценка проектов, претендующих на включение в новую редакцию арктической госпрограммы. «В последующем правительством будет принято решение об их включение или в госпрограмму по развитию Арктики, или в «отраслевые» госпрограммы соответствующих министерств», — уточнила представитель Минэкономразвития. Она также рассказала, что после того, как проект госпрограммы по развитию Арктики был рассмотрен на заседании госкомиссии по вопросам развития Арктики в Архангельске 29–30 марта, было предложено сфокусироваться на трех ключевых направлениях — развитии опорных зон в Арктике, Северного морского пути и деятельности на арктическом шельфе. Этот подход, по ее словам, был одобрен на совещании у премьер-министра 14 апреля.
Спешки в масштабном освоении Арктики нет, и условия не самые благоприятные — цены на нефть по-прежнему низки, действуют санкции, западные партнеры не участвуют в проектах так активно, как предполагалось, говорит директор аналитической компании Small Letters Виталий Крюков. Возможно, часть проектов будет реализована позднее, когда они станут более актуальны, допускает он. К тому же в Арктику уже инвестируют и «Роснефть», и НОВАТЭК, и «Газпром нефть», которые строят терминалы, а также вкладывают средства в разведку и добычу, заключает Крюков.