С начала лета «Трансаэро» предлагает билеты на некоторые свои рейсы на 10% и даже на 50% ниже рынка. Компания объясняет, что хочет продать побольше билетов, чтобы устранить валютные риски.
Дешевле чем лоукостер
В начале августа «Трансаэро» разместила на своем сайте «выгодные ценовые предложения» на рейсы по 58 направлениям. Всего на второй квартал 2015 года авиакомпания обслуживала 151 направление, так что скидки затронули больше трети из них. РБК проанализировал предложения «Трансаэро», сравнив их с минимальными ценами на сайте метапоисковика Momondo (агрегирует информацию других онлайн-агентств и перевозчиков).
Билеты «Трансаэро» по 39 направлениям с вылетом в конце августа оказались дешевле других имеющихся предложений, разница в цене на 30 из них превышает 10%, а по некоторым направлениям, например Москва — Берлин, Москва — Лондон и Москва — Дели, составляет больше 35%. Рейсы из Москвы в Ставрополь или Ростов-на-Дону и вовсе предлагаются со скидкой 50% по сравнению с ценами других перевозчиков в Momondo.
Билеты «Трансаэро» в Сочи на август—сентябрь продаются по цене от 4092 руб., или 8120 руб. в обе стороны. Для сравнения: на сайте Momondo самые дешевые билеты на рейсы Москва — Сочи с вылетом 27 августа и возвращением 7 сентября стоят 10 561 руб. На сайте лоукостера «Победа» («дочка» «Аэрофлота») билеты на те же даты туда-обратно обойдутся в 9151 руб. По словам представителя «Победы», средняя цена авиакомпании на билеты в Сочи в одну сторону составляет 4819 руб.
В числе популярных направлений, на которые также распространяется предложение «Трансаэро», — полеты в Милан (от 9513 руб.) и Париж (от 12 993 руб.). Для сравнения: на сайте Biletix.ru самый дешевый билет в Милан с вылетом 27 августа стоит 10 363 руб., в Париж — 15 097 руб.
«Странная» конкуренция
Предлагать цены по отдельным направлениям на десятки процентов ниже рынка «Трансаэро» стала с началом летнего сезона, говорят сотрудники двух онлайн-трэвел агентств, с которыми пообщался РБК. Дешевые билеты перевозчик, по их данным, продает в основном у себя на сайте. Для «Трансаэро», говорила ранее глава авиакомпании Ольга Плешакова, это основной канал продаж: доля ее собственных продаж в первом квартале 2015 года составила 75% от общего объема реализации.
Онлайн-агентствам по продаже авиабилетов заработать на щедрости «Трансаэро» сложно. Компания снизила размер комиссии, которую они могут взимать с каждого билета, утверждают собеседники РБК. Один из них уточнил, что комиссия снижена с 9 до 1,5%. В итоге цены на сайте «Трансаэро» по ряду направлений оказались на 6–8 тыс. руб. ниже, чем у онлайн-продавцов. Агентствам дешевые билеты «Трансаэро» достаются лишь на самые конкурентные внутренние маршруты, заключает он.
Представитель туристического сервиса «Туту.ру» подтверждает, что «Трансаэро» начала снижать цены еще в июне: в частности, рейсы авиакомпании до Санкт-Петербурга, которые можно купить через сервис, подешевели с 4200 руб. (с вылетом в июне) до 3000 руб. (с вылетом в сентябре), до Сочи — с 6300 до 4500 руб., до Симферополя — с 7100 до 5000 руб.
«Странную ценовую конкуренцию» со стороны «Трансаэро» заметил и «Аэрофлот», говорит сотрудник авиакомпании. С такой политикой авиакомпания должна нести значительные издержки, ведь в отличие от «Победы» классический перевозчик не может экономить на всем, рассуждает собеседник РБК. У «Победы» новый парк самолетов, они более топливоэффективны, перечисляет он, для всех рейсов закрыто обслуживание через телетрапы, своих касс у «Победы» нет (значит, компания не платит агентскую комиссию), а ее основной канал продаж — собственный сайт. К тому же лоукостер не предоставляет питание на борту, а за багаж более 10 кг и за выбор места берет с пассажира дополнительную плату.
Сотрудник еще одной крупной российской авиакомпании говорит, что «Трансаэро» начала резко снижать цены еще в июне. Официально представители конкурирующих перевозчиков ценовую политику авиакомпании не комментируют.
Представитель «Трансаэро» сообщил лишь, что снизить цены на билеты по ряду направлений удалось за счет уменьшения топливных сборов: так авиакомпания рассчитывает продать больше билетов и нивелировать валютные риски. От других комментариев он отказался. Авиакомпания еще в декабре сообщала, что отменяет взимание топливных сборов на международных рейсах. Эти платежи исчисляются в евро. «В нынешней непростой экономической ситуации, которая в первую очередь вызвана внешними факторами, «Трансаэро» стремится к тому, чтобы ее воздушные перевозки сохраняли привлекательность для клиентов», — объяснялось в пресс-релизе. Сохраняется ли эта льгота для всех международных рейсов и во сколько авиакомпании обошлась такая забота о пассажирах, ее представитель не говорит.
Спасение утопающих
За счет снижения цен «Трансаэро» в высокий сезон могла привлечь максимальное число пассажиров, накопить выручку и перевести в валюту, не дожидаясь нового курсового скачка, рассуждает сотрудник Ассоциации туроператоров России (АТОР). Если стратегия была такой, это позволит компании сэкономить на оплате лизинговых и прочих платежей, номинированных в валюте. По его мнению, «Трансаэро» стоит держать низкие цены до конца высокого летнего сезона.
Ценовая политика «Трансаэро» позволила ей увеличить пассажиропоток, отмечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. За первые шесть месяцев 2015 года перевозки авиакомпании составили 5,77 млн человек — всего на 0,4% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Но отдельно в июне рост составил 5,5% (пассажиропоток — 1,51 млн человек). А по итогам июля компания отчиталась о «рекордных» 1,73 млн пассажиров (плюс 15,3% к июлю 2014 года).
Большие скидки несут для компании риски, считает Пантелеев. Но в сложившейся ситуации эта ценовая политика — единственная возможность для «Трансаэро» обеспечить денежный поток, необходимый для выполнения обязательств. В противном случае риск уйти с рынка для авиакомпании был бы выше, считает эксперт.
«Трансаэро» находится в сложном финансовом положении: при выручке 50,4 млрд руб. ее чистый убыток по итогам первого полугодия составлял 8,58 млрд руб. (во втором квартале она сработала с убытком 2,8 млрд руб.), следует из отчетности компании по РСБУ. При этом чистый долг «Трансаэро» на 30 июня составлял 66,9 млрд руб., из которых 45,8 млрд руб. — краткосрочные обязательства. «Трансаэро» с весны ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, но пока о договоренностях не сообщалось.