Бизнесмен Армен Гулинян придумал, как отучить пользователей от пиратства: надо дать им простой и бесплатный доступ к контенту. Для этого он создал систему Pladform, с помощью которой правообладатель может показывать видео на сайтах, зарабатывая на рекламе.
Гулинян долго был профессиональным спортсменом (каратэ), но после травмы в 2001 году был вынужден закончить карьеру и увлекся программированием. В 2006 году вместе с Василием Пироговым он основал дизайн-студию «Бюро Пирогова». После того как в 2008 году у компании появился заказ на небольшой игровой проект, Гулинян всерьез изучил психологию геймеров и запустил социальную сеть Gamer.ru, а чуть позже попробовал силы на рынке онлайн-бронирования отелей, создав сайт Touringo.ru. В 2012 году совладелец и гендиректор медиахолдинга Yellow, Black and White Эдуард Илоян пригласил Гулиняна возглавить интернет-портал Molodejj.tv. «Работая над проектом, я увидел, насколько провальной оказалась модель «витринного потребления», когда пользователь должен был ходить за контентом на официальные площадки, а не смотреть его на привычных для себя ресурсах», – рассказывает Гулинян. Армен решил создать универсальную платформу для издания, дистрибуции и монетизации видеоконтента, которая бы «стыковала» правообладателей, пользователей и рекламодателей.
Бета-версия Pladform появилась в ноябре 2012 года, тогда же было зарегистрировано ООО «Плэдформ». Поставщиком контента стал Yellow, Black and White, тестирование системы шло с использованием видео популярного скетч-сериала «Даешь молодежь!». Тогда же агрегатор наладил партнерство с «Газпром медиа диджитал» (ГПМД): рекламодатели стали размещать рекламу в видео, загружаемое правообладателями. Поняв, что модель работает, в августе 2013 года Гулинян покинул Molodejj.tv, полностью сосредоточившись на своем проекте.
Гулинян признается, что пытался привлечь инвестиции от рекламных компаний, но у него ничего не получилось. На первых порах проект развивался на доходы от использования роликов Yellow, Black and White, права на показ которых были предоставлены как инвестиции. Общий объем инвестиций за время работы проекта, учитывая стоимость видео от Yellow, Black and White, Гулинян оценивает не более чем в 20 млн руб.
В конце 2013 года ООО «Плэдформ» привлекло средства от группы компаний и частных лиц. Из них известны гендиректор «МегаФона» Иван Таврин и группа компаний Innova. «Инвестиция была сделана около года назад, – подтвердил РБК Таврин. – Просмотр видео в интернете и его монетизация через рекламную модель, без сомнения, перспективное направление, поэтому я поверил в команду Pladform и ее основателя». Свою долю и размер инвестиций он раскрывать отказался. По данным ЕГРЮЛ, собственниками «Плэдформ» являются кипрские Prasteno Consulting (25%) и Relidor Developments (75%). Из реестров ясно, что владельцем первой является офшор с Британских Виргинских островов, а вторая принадлежит пополам двум фирмам, за одной из которых стоит кипрский офшор с номинальным собственником, а за второй – основатели разработчика игр Innova Георгий Чумбуридзе, Армен Гаспарян и Геворк Саркисян (Innova не ответила на запрос РБК). По словам Гулиняна, сейчас у компании четыре основных акционера – он сам, Yellow Black and White, Иван Таврин, группа компаний Innova, при этом ни у кого нет контрольного пакета. Предприниматель говорит, что новых инвестиций компания пока привлекать не планирует.
Масштаб экосистемы
Pladform, по словам Гулиняна, заключил договоры с более чем 50 правообладателями, среди которых Star Media, «Красный квадрат», Red Media и другие. Наибольшим спросом у пользователей пользуются сериалы и юмористические передачи: «Кухня», «Даешь молодежь!», «Уральские пельмени», КВН. Разработчики Pladform с согласия правообладателя самостоятельно нарезают контент для повышения его «кликабельности» и популярности (средняя длина видео – 12 минут). Плеер Pladform установлен почти на 2,5 тыс. сайтов, в том числе на woman.ru, muz-tv.ru, afisha.mail.ru, Fishki.net, «Имхонет», а также в соцсетях «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники» – эти сети в сумме дают 40% просмотров. Pladform также работает с дистрибьюторами, распространяющими видеоконтент в мобильных приложениях и приложениях Smart-TV.
Главным преимуществом Pladform Гулинян называет отсутствие «своей» площадки по дистрибуции контента. «У нас нет конфликта интересов: развивать дистрибуцию или свою площадку, – рассуждает бизнесмен. – Классические видеопорталы вынуждены балансировать между встроенными видео и своим ресурсом. Если у видеоплощадки нет уникального контента или эксклюзивных прав на то или иное видео, то дистрибьютор с высокой долей вероятности выберет Pladform как поставщика видео».
Сами правообладатели пока не настолько оптимистичны. Руководитель интернет-департамента Star Media Юлия Виноградова сообщила РБК, что сотрудничество с Pladform началось в последнем квартале 2014 года. По ее словам, Star Media рассчитывала прежде всего на то, что Pladform поможет в борьбе с пиратским контентом в соцсетях. Гулинян утверждает, что Pladform умеет определять нелегальное видео, оповещать об этом правообладателя и заменять это видео на легальное. «Однако эффекта от совместной антипиратской деятельности мы не ощутили», – говорит Виноградова. Директор по работе со спонсорами и продажам контента Red Media (продвигает через Pladform контент двух своих каналов «Боец» и «Кухня ТВ») Анастасия Широкова говорит, что идея Pladform интересна в теории, но пока на практике сервис не облегчил жизнь правообладателям: Pladform работает с недостаточным числом площадок.
Интернет-площадки пока только тестируют Pladform. «Активную работу с Pladform мы начали в середине 2014 года, – говорит РБК пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин. – Попыток монетизации видео без посредников у нас не было, и Pladform – первый наш партнер в этом направлении, поэтому пока сравнивать не с чем». По словам Арсена Исрапилова, директора по маркетингу и развитию бизнеса «Одноклассников», сотрудничество социальной сети с Pladform стартовало в декабре 2013 года. Стали ли «Одноклассники» больше зарабатывать, подключив Pladform, Исрапилов не говорит.
По словам Гулиняна, Pladform прошел точку безубыточности уже спустя два месяца после запуска. По данным СПАРК, в 2013 году выручка компании составила 19 млн руб., а чистая прибыль – почти 4 млн руб. Финансовые результаты 2014 года Гулинян не раскрывает, отмечая, что они «в разы больше».
Основной источник дохода «Плэдформ» – комиссия от рекламных доходов. По словам Гулиняна, рекламодатели готовы платить 130–200 руб. за 1000 просмотров рекламного ролика в видео. В среднем 75% от этой суммы получает правообладатель, а 25% делят Pladform и интернет-площадка, на которой пользователь смотрел контент (в какой пропорции – Гулинян не раскрывает). По словам Дмитриевой из ГПМД, в 2014 году на Pladform приходилось около 30% из 700 млн ежемесячных монетизируемых показов видео ГПМД, а значит, годовую выручку сервиса (которую делят Pladform и интернет-площадка) можно оценить в 82–126 млн руб.
Охота на «Яндекс»
К осеннему ТВ-сезону 2015 года Pladform планирует увеличить число показов через свою систему до 300–400 млн в месяц. В декабре 2014 года сервис начал зарабатывать на показах контента зарубежной аудитории (когда пользователь заходит на площадки рунета, подключенные к Pladform, из-за рубежа), преимущественно из стран СНГ. Расценки на рекламу там ниже, но Гулинян рассчитывает, что реклама для зарубежной аудитории принесет в 2014 году 5–15% дополнительного дохода правообладателям, площадкам и самому Pladform.
Глобальная цель компании – наладить партнерство со всеми сайтами в российском сегменте интернета, у которых уже есть разделы с видео или которые хотят развивать их. Это могут быть тематические нишевые сайты или, например, интернет-СМИ, поясняет Гулинян. По словам нескольких руководителей онлайн-кинотеатров, возможность сотрудничества с Pladform рассматривает «Яндекс» – для перезапуска «Кинопоиска». Пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова не подтвердила, но и не опровергла эту информацию. «Мы еще на этапе покупки «Кинопоиска» в октябре 2013 года говорили, что будем общаться со всеми легальными онлайн-кинотеатрами, телеканалами и платформами», – сказала она.
Бывший менеджер киносервиса Mail.Ru Антон Фролов (он работал с Pladform в Mail.Ru Group) считает, что модель Pladform перспективна для рынка, особенно для небольших компаний среди правообладателей и площадок. Но пока стать действительно масштабным игроком на рынке легального видеоконтента в рунете, по мнению Фролова, Pladform не удалось. По словам Фролова, «Яндекс» уже договорился с Pladform, как и со многими другими будущими видеопартнерами «Кинопоиска» по поставке видеоконтента.
Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций отмечает, что, несмотря на сложности, Pladform – это самый мощный шаг в борьбе с пиратством в рунете. «Появление быстрых, мощных платформ с легальным и легко «находибельным» медиаконтентом – позитивный тренд, – отмечает Плуготаренко. – Только они и способны внести заметный вклад в борьбу с распространением и потреблением нелегального контента, и модель бесплатного для конечного пользователя потребления легального контента, используемая Pladform, безусловно, является выигрышной в нынешней непростой экономической ситуации».