В последнее время симпатичные детки устроили настоящую революцию в мире моды. Россиянки Кристина Пименова, Анна Павага, Анастасия Безрукова и еще целый ряд девочек, которым нет и десяти лет, зарабатывают сотни тысяч рублей за одну фотосессию. Их пухленькие губки, распахнутые голубые глаза и длинные завитые локоны цвета льна красуются на витринах ведущих детских магазинов. Делают дети и карьеру в медиабизнесе: поют, танцуют, снимаются в фильмах. Папа с мамой довольно улыбаются, подсчитывая существенную прибавку к семейному бюжету, а учителя и психологи хватаются за голову...
Как у мамы, только лучше
Родители знакомят детей со взрослой жизнью чуть ли не сразу после рождения. В начале воспитательного процесса это проявляется в одежде, которая порой обходится в десятки тысяч рублей.
Амбициозные, но малообеспеченные семьи находят модные детские вещи любыми путями: покупают на рынках или заказывают в китайских интернет-магазинах.
— Как стилист я, безусловно, разделяю взгляды родителей, уделяющих большое внимание детской одежде. Выбирать надо стильные, брендовые вещи, — признается эксперт моды Владислав Лисовец. — Но вместе с тем нельзя отрицать факт, что дети сразу теряют присущую им легкость. Раньше времени выглядят очень серьезно, по-взрослому. В некоторых вещах они и вовсе смотрятся как маленькие дяди и тети.
ОТЦЫ И ДЕТИ
Состоятельные семьи отправляются в самые дорогие торговые центры с одеждой прославленных домов мод. Например, знаменитые дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана многие годы делают одежду не только для мужчин и женщин, но и для детей. Их платья украшены сложными вышивками, разноцветными каменьями и стразами. Неудивительно, что цены таких нарядов превышают сто тысяч рублей. Дизайнер, который выработал свою концепцию, как правило, делает одинаковые модели и для взрослой женщины, и для пятилетней девочки. Например, знаменитый строгий плащ бренда Burberry с двойным рядом пуговиц, который очень любят бизнесвумен, также весьма популярен среди десятилетних модниц. Та же история с сумками. Люксовые вещицы с известными логотипами также встречаются в уменьшенном варианте.
Малыш снимается, семья обогащается
Родители фотографируют ребенка в модном образе и выкладывают снимки в соцсети. Его личико должно быть серьезным и задумчивым, как у настоящих моделей. Причем если раньше в фотоателье ограничивались парой снимков с мягкой игрушкой, то сейчас процесс превращается в целую фотосессию, где ребенку приходится перевоплотиться в самую настоящую модель.
Есть несколько видов подобных мероприятий. Например, самыми трогательными считаются совместные снимки матери и ребенка. Если к тому же мама и дочка одеты одинаково, в длинных пышных платьях, популярность картинок возрастает в разы. Стоит ли говорить о том, как рады подобному спросу фотографы.
— Это сейчас тренд, — рассказывает фотограф Полина Петрова. — Такая трогательная детская фотосессия стоит от 10 до 20 тысяч рублей. Конечно, с детьми очень сложно работать, но ради достойного гонорара капризы юных клиентов можно и потерпеть.
Какая фотосессия обходится без макияжа? Девочку непременно нужно накрасить и завить локоны — как у мамы. Мальчику подобрать свободную рубашку в клетку, джинсы и кроссовки известного бренда, а волосы взъерошить и уложить специальным муссом — эдакий озорник. В фотографиях юных модниц психолог Андрей Жиляев усматривает нарисованную карту детской сексуальности. Девочка, которая еще даже не стала подростком, оказывается втянута в систему взрослых отношений.
Доказано, что фотографии невинных детей с полуоткрытым ртом и распахнутыми глазами провоцируют педофилов. Но родителей это не останавливает. Психологи называют всего два объяснения, почему они снова и снова ведут детей на многочисленные кастинги: либо они попросту не знают о темной стороне этой сферы (что сомнительно), либо же закрывают на нее глаза из-за своих неуемных амбиций (что более вероятно).
Москвичке Кристине Пименовой десять лет, и она уже известна далеко за границами России. Она рекламирует детскую одежду ведущих брендов, таких как Roberto Cavalli и Benetton.
Популярности Кристины может позавидовать не одна профессиональная модница: ее профиль в Instagram насчитывает полмиллиона подписчиков, а страницу в Facebook лайкнули два миллиона человек.
Реальная же жизнь девочки куда роскошнее виртуальной. Модель уже давно обогнала по заработку своих родителей, что позволило ей путешествовать по всему миру, свободно говоря на иностранных языках. В индустрию моды Кристину Пименову привели собственные родители: известный отец-футболист и мать-манекенщица, отправившая профессиональные фотографии трехлетней дочери в популярное агентство.
— Я не вижу в популярности дочери ничего плохого, — сказал корреспонденту «ВМ» Руслан Пименов. — Нас с женой часто осуждают, говоря, что мы лишили ее детства и сделали объектом внимания для педофилов. Будучи спортсменом, я сам прошел через испытание популярностью и отлично знаю, что чаще всего негативные оценки связаны или с банальной завистью, или с вечным желанием найти что-то отрицательное в светлых, положительных явлениях. А то, что якобы фотографии детей нельзя выставлять на всеобщее обозрение, — не более чем предрассудок.
М — мечта мамы
Специалисты говорят, что часто с помощью детей родители пытаются реализовать свои давние планы.
Профессор, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии Института психологии имени Выготского РГГУ Андрей Жиляев готов поделиться своими соображениями по поводу феномена детской популярности.
— Здесь все очень просто. Родители хотят увидеть в детях то, чего не смогли достичь сами, — говорит Андрей Жиляев. — Но дети не могут захотеть то же самое, что и родители, поскольку каждый человек индивидуален.
Несмотря на советы специалистов, взрослые не собираются сдавать позиции. Особенно это можно наблюдать у мам, которые мечтали стать балеринами, но стали простыми сотрудницами офиса, да еще и прибавили в весе. Слушать они предпочитают исключительно авторитетные мнения.
— Я не считаю балет сложным делом, — говорит выдающаяся балерина Илзе Лиепа. — Кто вообще такое сказал. По мне, так и вовсе каждая девочка должна заниматься балетом. Как тут устоять от соблазна стать матерью великой балерины!
Звездная болезнь, которая обычно развивается у многих детей сразу после того, как их начинают узнавать на улице, приводит не только к появлению двоек в школьном дневнике, но и к категоричному отказу признавать чей-либо авторитет.
Родители не могут справиться с внезапно прославившимся чадом, поскольку зависят от него финансово. Действительно, как можно поругать человека, который кормит семью?!
К примеру, стоимость фотосессии для детского бренда одежды может доходить до 100 тысяч рублей.
Часто агрессия, которую юный «звездный больной» выплескивает на близких, связана и с банальной усталостью. Помимо работы, внезапно свалившейся на неокрепшие плечи, у него остаются школа и домашние обязанности. Конфликты приводят к нервному истощению. Дети становятся замкнутыми и теряют способность нормально общаться со сверстниками. Да и как с ними общаться, если уровень развития обычных ребят недотягивает до человека, который в свои десять лет уже повидал мир.
Голос снизу
Вершиной демонстрации детских талантов считается выступление в популярных детских шоу. Конечно же, самым рейтинговым из них является программа «Голос».
— Особенность современных детских шоу — участники должны демонстрировать взрослое творчество. Например, в популярном «Голосе» они поют песни с отнюдь не детским философским подтекстом: о жизни, о смерти, о любви, — объясняет Андрей Жиляев. — В силу возраста они еще не могут прочувствовать такую музыку и вынуждены подражать. Это огромная нагрузка для детской психики. Многие зрители критикуют авторов за то, что они выпускают на сцену детей 6–7 лет, которые не то что поют, говорят еще плохо. Мол, выводят маленьких шутов на потеху публике, которая умиляется и смеется. Психологи успокаивают: в этом возрасте ребенок еще не способен адекватно относиться к происходящему. Скорее всего, он вообще забудет о том, что выступал на сцене, через несколько дней. Куда более опасны подобные стрессовые ситуации для подростков 13–15 лет. Негативный отпечаток может стать бессознательным, и в будущем повзрослевший человек станет неуверенным и излишне самокритичным по отношению к себе.
Однажды участник передачи, 14-летний москвич Андрей Клубань, выслушав от наставников неутешительные оценки, упал на сцене в обморок. Мальчик плохо справлялся с песней, и сам факт выхода на сцену был для него непростым испытанием. Негатив судей и зрителей добил его окончательно.
У кого, как не у гуру детских талантов Бориса Грачевского, поинтересоваться, как не травмировать ребенка, которому посчастливилось выступать на сцене. Мастер, не задумываясь, называет заветный пароль — это индивидуальный подход.
— Многие стараются узнать секреты моего успешного взаимодействия с молодежью, но их нет, — смеется Грачевский. — Просто я стараюсь с каждым договориться. Если дело касается детского творчества, важнее всего в воспитании будущих артистов сохранить их индивидуальность, все то, что всеми путями пытаются выдавить родители и учителя.
Взрослые действительно часто напирают на непослушных чад. «Никаких «не хочу», «Через «не могу» — эти фразы дети слышат постоянно.
— Даже с теми ребятами, которые, казалось бы, уже точно нашли себя в творчестве, все непросто, — объясняет Борис Грачевский. — Не факт, что сцена станет делом их жизни. Ребенок, которому нравилось заниматься в театральной студии, через пару лет может захотеть уйти. Родителям стоит быть крайне внимательными и вовремя направить его энергию в другое полезное русло. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка продолжать играть, иначе он может потом и вовсе возненавидеть все, что связано с искусством.