«Самолет так затрясло, что даже бортпроводники не могли скрыть свой испуг. Но я оставалась совершенно спокойной — была уверена, что все будет хорошо, что Господь не оставит нас, мы приземлимся», — рассказала Нонна Гришаева.
— Просто у нее другой дар, которым я, например, не обладаю. Я вообще не умею рисовать. И все, что делает Настя, за гранью моего понимания. Каждый раз, когда я смотрю ее работы, прихожу в восторг. Когда она училась еще в Москве, в общеобразовательной школе, педагоги жаловались, что девочка рисует на всех тетрадках. В 16 лет Настя поступила в колледж в Великобритании и после его окончания должна была выбрать одно из конкретных направлений в профессии. Я втайне надеялась, что она вернется домой и захочет получить образование как художник по театральным костюмам или декоратор.
В Москве есть серьезные учебные заведения, в которых можно получить эти профессии. Мне так не хотелось отпускать ее от себя! К тому же я думала и о ее будущем, чтобы я могла ей помогать, делать с ней общие проекты. Но Настя выбрала именно иллюстрацию и сумела убедить меня в том, что продолжать образование ей лучше все же именно в Европе. Ей очень нравится работать с комиксами, а в России это направление пока, к сожалению, не сильно развито, хотя это действительно очень увлекательно.
— То есть Настю вдохновляют супергерои?
— Иногда ее вдохновляет собственная мама. (Смеется.) Как-то Настя приехала на каникулы из колледжа и привезла с собой два скетчбука (блокноты для эскизов. — Прим. ред.). Я видела, как она над ними серьезно работает, старается, переживает. Но от меня она почему-то скрывала, что именно рисует. Я даже немного обижалась на нее за это, а потом оказалось, что Настя просто готовила мне сюрприз. Она проиллюстрировала «Хозяйку Медной горы». А ведь именно в фильме «Тайная сила» по сказам Бажова я сыграла свою первую главную роль в кино. Настин скетчбук на эту тему начинался с афиши фильма, где я сыграла мастера Настю, а Татьяна Лютаева — Хозяйку Медной горы.
— Какое совпадение: дочь Настя и первая главная роль — Настя. А в честь кого назвали дочь?
— Перед ее рождением я читала книгу про имена. В книге было написано, что Насти всеми любимы и покладисты. Абсолютно такая Настя у меня и получилась.
— Давно у нее такие белые волосы?
— А вы знаете, я не помню… Настя часто перекрашивается: то в зеленый, то в фиолетовый, то в розовый, то в красный, то в голубой цвет. В каждый свой приезд она приводит меня в ужас. Я бы на такое никогда не решилась! Они с друзьями увлекаются косплеем, переодеваются в героев комиксов и фильмов в жанре фэнтези. У Насти есть много образов. После того как педагоги из Кембриджа увидели ее фотографии в соцсетях, они предложили оформить в таком стиле ее дипломную работу — «Сказку о Золотом петушке» Пушкина… Недавно я спросила у Насти: «А почему сейчас белые волосы? Тебе так шли рыжие». Она ответила, что белые легче перекрасить в новый цвет. Так что мне еще предстоят новые удивления. Как взрослая тетенька, я понимаю, что это очень портит волосы, но пока она сама не пройдет через это, ничего не поймет.
Я за всю жизнь столько не экспериментировала, сколько она. Помню, как первый раз в жизни постриглась: я тогда училась на третьем курсе, играла Клеопатру и специально пошла на фильм с Элизабет Тэйлор в этой роли. Увидела ее прическу и поняла, что такого парика мне никогда в жизни не достать. Ради искусства обрезала свою косу по плечи, сделала короткую челку, покрасилась в иссиня-черный цвет, нашла гофрированные щипцы и завила волосы. Получилось один в один. Когда открылся занавес, шепоток пошел по залу: «Ой, какой парик у Гришаевой!» Как же все были удивлены, когда на занятия я пришла с той же прической. Это был мой самый смелый эксперимент.
— В двадцать лет девушки часто меняют прически, потому что влюбляются. Настя говорит о своей личной жизни?
— Предпосылок пока никаких не было. Она очень увлечена своими занятиями, в ней я узнаю себя, во время студенчества я тоже постоянно думала об учебе. Но, в отличие от дочери, я все же успевала и влюбляться. Настя же пока еще ни разу не влюблялась. Когда ей было лет семнадцать, я даже немного паниковала по этому поводу. Говорила, что лучше пострадать сейчас и вовремя обжечься. А теперь я успокоилась. Настя — из тех детей, что поздно созревают, она и выглядит лет на пятнадцать, а не на свой возраст. Пусть девочка учится и не отвлекается на романы. А время покажет, чего ждать дальше…
— В каких условиях она сейчас живет в Кембридже?
— Вместе с другими студентами они арендуют дом, у каждого — отдельная комната с санузлом, но кухня и гостиная общие. Настя сама готовит, а вот в колледже им это было запрещено. Из соображений безопасности в Великобритании подросткам до 18 лет нельзя самим готовить на плите, такие правила. Когда мы сами были студентами, о таких ограничениях даже и не слышали. Сколько же мы времени провели на кухне в общежитии Щукинского театрального училища! Кстати, из-за этого общежития моя карьера актрисы была под очень большим вопросом. Когда я первый раз приехала из Одессы на вступительные экзамены в театральное училище и моя мама увидела, в каких условиях живут студенты, она меня тут же увезла обратно домой. И целый год мне пришлось уговаривать ее. Я твердила, что никогда не прощу ей, если она меня не отпустит. И мама сломалась…
— Так хотелось в Москву?
— Вовсе нет. Просто в Одессе на тот момент не существовало театрального вуза. Но я не планировала оставаться в Москве. Думала окончить вуз и вернуться в Одессу, в свой родной театр музкомедии, на сцену которого вышла впервые в 10-летнем возрасте… Нужно признать, что мамины страхи в отношении общежития оказались обоснованными. Сейчас я живу недалеко от этого здания и часто проезжаю мимо, но желания войти туда, предаться ностальгии не возникает совершенно. Разве что иногда рассказываю детям о том сложном времени. Про то, как голодала, как мы жарили хлеб на нескольких каплях постного масла, чтобы хоть как-то заполнить желудок и поехать на занятия.
Помню, как-то мой сын Илюша не хотел обедать, что-то ему не нравилось, и я сказала ему, что была бы счастлива получить в студенческие годы хоть половинку котлетки, от которой он воротит нос. Стыдиться таких воспоминаний не нужно. Например, мама рассказывала, как наши бабушка с дедушкой в голодомор выжили сами и спасли семерых детей. Дедушка в поле раскапывал мышиные норки, находил там зерна, приносил эти зерна домой, бабушка их растирала, смешивала с водой и делала из них затируху. Дети должны знать историю своей семьи, чтобы они росли с правильным восприятием мира.
— Вот вы сказали, что не думали оставаться в Москве, но, тем не менее, остались.
— Планы пришлось изменить по нескольким причинам. Во-первых, я вышла замуж, и во-вторых, меня пригласили сразу в три московских театра: в «Сатирикон», в «Ленком» и в Театр имени Вахтангова. Я подумала и выбрала родной Вахтанговский, где служили все любимые преподаватели: Владимир Абрамович Этуш, Людмила Васильевна Максакова, Владимир Владимирович Иванов. В то время, когда я выпускалась, заведующая труппой Галина Львовна Коновалова пригласила на один из спектаклей Михаила Александровича Ульянова специально посмотреть на меня. Я знала об этом и очень сильно волновалась.
Ульянов был «играющим тренером», не просто руководил, а сам продолжал выходить на сцену и понимал (в отличие от многих других худруков), что актеров нужно отпускать на съемки. Ведь театральной зарплаты катастрофически не хватало, а съемки в кино решали эту проблему. Ульянов вообще был удивительным человеком. Помню, как он играл Шмагу в спектакле «Без вины виноватые» в постановке Петра Наумовича Фоменко. К тому времени Михаил Александрович серьезно болел и с трудом передвигался. Он долго настраивался за кулисами, чтобы сделать первый шаг на сцену, это были невероятные усилия. Но наступал момент, и он становился другим человеком — легким, порхающим. Вот эта граница в один шаг между закулисьем и сценой полностью меняла его. Для меня это пример, который всегда стоит перед глазами. Как бы мне ни было плохо, когда даже таблетки уже не помогают, я вспоминаю Михаила Александровича и заставляю себя сделать тот единственный шаг на сцену. А уж она вылечит от любого недуга. Это было великое счастье — играть с таким мастером и учиться у него.
— И все же наступил момент, когда вы сами, по своей воле, ушли из Театра имени Вахтангова...
— Моя обида осталась в прошлом и причины, по которым я ушла, сейчас не важны. Мой путь был таким же, как у всех. Сначала я долго играла в массовках, получала маленькие роли. Но терпела: это внутренние правила театра, молодым приходится долго ждать. В итоге меня стали замечать, ввели на главные роли в спектаклях «Пиковая дама» и «Без вины виноватые» — в этой постановке мы играли вместе с Ульяновым. После этого была главная роль в спектакле «Мадемуазель Нитуш». А затем я ушла… Прошло много лет, и я понимаю, что все происходит в нашей жизни не просто так. Если бы я осталась, не было бы интересных проектов в кино и на телевидении и тех ролей на театральной сцене, о которых я даже не смела когда-то мечтать: ни Мэри Поппинс, ни «Пяти вечеров».
— Это ведь спектакли Московского областного ТЮЗа, которым вы руководите уже два с лишним года. Решение возглавить этот театр было легким?
— Поскольку я — верующий человек, мне просто в этом плане. Я понимаю: если Господь мне что-то дает, значит, это для чего-то надо. Как только я получила предложение, у меня моментально в голове возник образ Мэри Поппинс. Это был наш первый спектакль, который стал визитной карточкой, и поставить его я пригласила своего педагога из Щукинского училища Михаила Борисовича Борисова. Именно он первым напророчил мне перемены. На Первом канале была передача «В наше время» обо мне, куда пригласили тех людей, которые приложили руку к моему становлению. И Михаил Борисович вдруг сказал, что пора бы Гришаевой получить свой театр. Так что я ему позвонила и сказала: «Напророчили, теперь расхлебывайте, давайте ставить «Леди Совершенство». Конечно, сейчас это вспоминается уже как приключение. На самом деле были очень серьезные раздумья. Я понимала, что театр займет все мое время, это серьезная ответственность.
Появилась большая семья — именно так я воспринимаю труппу. Наверное, спектакль о Мэри Поппинс не случайно стал первым, я должна быть такой же, как она — доброй, но строгой и справедливой, — по отношению к коллегам. Таким, как Михаил Александрович Ульянов, он остается примером настоящего худрука. На прошлой неделе был один непростой момент, когда мы возвращались с гастролей из Сургута: ближе к Москве началась очень сильная болтанка. Даже бортпроводники не могли скрыть свой испуг. Но я оставалась совершенно спокойной — была уверена, что Господь не оставит нас, мы приземлимся, репетиции, спектакли, съемки состоятся в намеченное время и жизнь продолжится для всех нас. Наверное, это прозвучит странно, но гораздо больший страх я испытала в первые дни своей работы в театре. Недаром тогда на целый год я отказалась от съемок в кино и телевизионных проектах, чтобы полностью посвятить себя только театру...
— Табу на съемки, судя по всему, уже снято. Сейчас на Пятом канале вышел сериал «Следствие любви», где у вас главная роль.
— С этим проектом связана цепь счастливых совпадений. Кастинг-директором там работала актриса нашего ТЮЗа, и когда поступило предложение от продюсеров, я поняла, что можно будет привлечь и моих актеров. Таким образом, в сериале «Следствие любви» снималась почти вся наша труппа. Еще одним важным плюсом стало место съемок — мой родной город Одесса, место, где я бываю абсолютно счастлива. Мне очень понравился сценарий, так мощно прописана линия моей героини, ее личная история, которая никого не может оставить равнодушными. И конечно же повезло с партнерами: Александр Мохов играет моего бывшего мужа, а Игорь Лифанов — начальника моей героини Надежды Поляковой, с которым у нее начинается роман. Мы с Игорем, кстати, давно знакомы, играли вместе в антрепризном спектакле. Немного обидно, что его снимают в основном в боевиках, при том что Лифанов — потрясающий характерный актер, с абсолютным комическим даром. Мы с ним столько всего придумывали на площадке, что съемочная группа просто покатывалась от хохота. Надеюсь, что наши импровизации войдут в финальный монтаж и их увидят зрители.
— У вашей героини трое детей. На съемках вместе с вами были и Настя, и Илья. Не было идеи снять их в ролях детей героини?
— Детей моей героини сыграли прекрасные юные актеры — Максим Сапрыкин, Арина Данилова и Иса Новиков. А мои собственные дети тоже появятся в одном из небольших эпизодов, походят в кадре вместе, взявшись за руки. Для них этого достаточно. Илюша, как и Настя, слава богу, не болен этой профессией. Он не боится сцены, в музыкальной школе учится играть на саксофоне, уже часто выступает, но для него это скорее хобби. Я предлагала ему одну из главных ролей в нашем театре в спектакле «Леди Совершенство», но он отказался. В нашей семье дети оставили право быть актерами за родителями. (Смеется.)