Не все могут верно услышать то, что говорит президент: слишком у него порой ёмкие образы. Вот сказал он надысь про Украину, что Россия больше не допустит боевых действий на своей территории, и в Киеве сразу – истерика. Неправильно поняли. А им бы порадоваться, ведь сказанное означает, что майданщикам в итоге позволят сбежать. И про наше правительство Путин тоже ёмко сказал: будет новое. Но кто вам сказал, что в новом правительстве не будет старых министров?
Принципиально новых лиц мы, похоже, действительно не увидим. Возглавить правительство предстоит человеку проверенному, показавшему себя со всех сторон, даже, может, и не слишком приглядных. Зато – внятному, опытному и, что важно, пользующемуся особым доверием. К которому президент может, если что, и спиной повернуться. До последнего времени такой кандидат, по сути, оставался один. Его, конечно, долго уговаривали: кто, мол, кроме него. Но, поймите правильно, на кого оставить мегаполис? Такой фронт работ развёрнут – и пересаживаться в кресло повыше? В общем, остался чиновник руководить субъектом Федерации, убедив президента, что и другие справятся не хуже. Но кто же они, эти «другие»?
Козак и Кириенко – универсальные функционеры
В своё время о Дмитрии Козаке уже говорили как о возможном премьере. Дело было в середине нулевых, после более чем просто успешного назначения Козака полпредом в Южный федеральный округ. Был сентябрь 2004-го, в Чечне ещё пахло порохом, едва схоронили убитого Ахмата Кадырова. А по соседству, в Калмыкии, уже тлел новый костерок. Местная оппозиция решила во что б это ни стало снести режим Кирсана Илюмжинова. А знающие калмыцкую региональную специфику не дадут соврать: местных вернуть в рамки законности бывает гораздо сложнее, чем их соседей из той же Чечни. Нрав больно крут. Так вот, в Элисте начались столкновения, пошли первые убитые (их, к счастью, оказалось немного). Вокруг здания президентской администрации – раздражённые вооружённые люди. Стягиваются они со всей республики – их уже тысячи, может, десятки тысяч. Пахнет кровью и порохом. И тут в Элисту приезжает Козак. Встречается с протестующими, с оппозиционерами. Затем – с властями. Говорит мало, больше слушает. И на третьи сутки противостояния всё стихает. Тишь да гладь! Нет, конфликт не замели под ковёр – его последовательно и к общему удовольствию разрешили. Оппозиция получила свои «плюшки», наотрез отказавшись от попыток насильно сместить главу республики. А Илюмжинову всерьёз ограничили власть. Эту свою первую операцию в новой роли Козак провёл блестяще. В 2007-м, когда все заговорили о возможном сменщике президента, кандидатуру Козака называли наряду с Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым. А далее Козак ещё не раз отличился на самых ответственных постах – в частности, как организатор зимней Олимпиады в Сочи и куратор «крымского направления» в правительстве.
У Кириенко был и успешный, и не слишком успешный опыт – и на этой закваске взошёл опытный и неординарный управленец, умеющий держать удар
Другой кандидат, Сергей Кириенко, тоже профессионал каких поискать. В начале карьеры у него, правда, «сбойнуло» – подкузьмил дефолт 1998-го. Но своё обидное прозвище «киндер-сюрприз» Кириенко успешно перерос. К его работе в администрации президента нет никаких претензий – только признание заслуг. Блестяще проведённая избирательная кампания-2018 – удалось не просто добиться победы, но победы убедительной и безоговорочной, с не оставляющей никаких сомнений явкой избирателей. А до этого была успешная работа в «Росатоме» – уже мало кто помнит, каких тяжеловесов Кириенко сменил на этом посту. Таким образом, у Кириенко был и успешный, и не слишком успешный опыт – и на этой закваске взошёл опытный и неординарный управленец, умеющий держать удар. Сегодня в правительстве таких не хватает. И Козак, и Кириенко могут быть и хозяйственниками, и политиками – эта универсальность делает их равновеликими, и сложно сказать, кого из них предпочтут в итоге.
Медведев… и снова здравствуйте!
Впрочем, есть и другие кандидаты. В прошлом году было много разговоров о том, что Медведева «подсидит» либо советник президента Сергей Глазьев, либо зампред Экономического совета при президенте Алексей Кудрин. Эти двое – принципиальные оппоненты, рыночник-гайдаровец Кудрин и сторонник планирования и госрегулирования Глазьев. Считается, что наличием одного президент уравновешивает возможности и амбиции другого. Но, возможно, Глазьев слишком увлёкся поддержкой на выборах кандидата от патриотов-народников. И уже несколько месяцев о нём не упоминают как о кандидате в премьеры. Впрочем, реже стали вспоминать и о Кудрине как о соискателе второго по значимости поста в государстве. Свои предложения главе государства ему всё чаще приходится озвучивать не напрямую, а при посредстве лояльной прессы. Поговаривают, впрочем, что Кудрина могут назначить не только премьером – возможно, ему предстоит возглавить администрацию президента. Об уходе Антона Вайно шепотки ходят давно. Но направлять крепкого экономиста на рутинную административную работу – странное перемещение по властной вертикали. Впрочем, не исключено, что Кудриным воспользуются как резервом, которому нет альтернативы. Сегодня либералы-рыночники в загоне, а Западу иногда хорошо предъявлять таковых в качестве сигнала – мы-де к вам не совсем спиной развернулись.
Да, а кто вообще сказал, что премьер должен быть непременно новый? Новое правительство – да, но кто сказал, что целесообразно менять министра обороны? Или главу ФСБ? Дмитрий Медведев – скорее функция, а не живой управленец. Зато он – идеальный представитель команды. Борозды он точно не испортит, правда, и глубже тоже не вспашет. На год-полтора, пока ситуация в мире не стабилизировалась, а страна вынуждена стоять враскоряку, лучше Медведева кандидатуры в премьеры нет. Потом ему можно будет даровать синекуру – в виде того же Минюста. И он с радостью примет новое назначение. Недавний отчёт Медведева перед депутатами оставил двойственное впечатление. Неожиданно мягкий приём – обычно к главе правительства у народных избранников множество неудобных вопросов. Говорил премьер уверенным голосом, исключающим любые мысли о скорой замене – его тон был даже слишком самоуверенным. Правда, есть мнение, что в своём стремлении и начальнику угодить, и народ успокоить он немного перестарался. Над некоторыми его сентенциями в отчёте на тему того, что, мол, у нас стабильность, и мы уверенно идём вперёд, откровенно посмеиваются. Но кто сказал, что это недопустимо?
Коней на переправе меняют, но не сразу
Перечисленные кандидаты в главы правительства – основные. Называют, впрочем, и другие фамилии. Это и глава Центробанка Эльвира Набиуллина, и министр промышленности и торговли Денис Мантуров – их почему-то особенно «продвигает» агентство Bloomberg (или так кажется?). Время от времени в качестве возможных сменщиков Медведева эксперты упоминают Сергея Шойгу, Дмитрия Рогозина и Вячеслава Володина. Впрочем, все эти специалисты давно заняли соответствующие ниши в управлении государством и хороши именно в их нынешних ипостасях. Большинство же экспертов считают, что 8 мая мы увидим начало многоходовки. Премьер останется прежний – пока не определится новый политико-экономический курс России. Его, по всей вероятности, ещё не скорректировали окончательно – тому помехой слишком перегретая международная обстановка. А помните, как Ельцина меняли на Путина? Сначала премьером побыл Сергей Степашин – попробовали, оценили возможности. Посовещались касательно прочих соискателей – Сергея Ястржембского и Николая Бордюжи. И лишь тогда появился реальный сменщик – Владимир Путин. Сегодня президент – на последнем сроке. Скорее всего его сменщиком станет новый глава правительства – согласитесь, это было бы логично. Так к чему спешить менять коней на переправе?