Как обыватели становятся «шахтерами», добывающими криптовалюты
Клондайк современных финансов — это криптовалюты. Как и какими «лопатами» их добывают современные майнеры. Зачем нужен и когда появится русский ASIC.
Биткойн перевалил за $11 тыс., ажиотаж вокруг криптовалют и не думает заканчиваться. Некоторые покупают валюты и держат их, чтобы заработать на росте курса. Другие, более продвинутые, решают сами производить их.
Профессия: майнер
Это вполне возможно – ведь биткойн и многие другие криптовалюты держатся именно на работе т. н. майнеров, предоставляющих мощности вычисления криптоалгоритмов для подтверждения любых операций с ними. Без майнеров обращение этих криптовалют было бы невозможно.
Каждые 10 минут (среднее время вычисления блока на биткойне) все майнеры мира получают 12,5 биткойна плюс комиссию (за скорость). Общая мощность сети Биткойн сегодня 11,1 эксахэш (10 в 18-й степени хэш*). Мощность одного устройства добычи – 14 терахэш (10 в 12-й степени хэш). Делим одно на другое – получаем эквивалент около 800 тысяч современных майнеров в мире (в реальности больше – работают еще и старые, медленные модели). Соответственно, каждый из майнеров раз в 10 минут с вероятностью 1/800 000 получит 12,5 биткойна.
Получать пусть и очень большую сумму ($135 тыс. на момент написания статьи), но раз в 15 лет (800 000 раз по 10 мин.) неинтересно. И майнеры объединились в пулы, отказываясь от «соло» майнинга. В пуле получаемая сумма распределяется поровну на всех (пропорционально мощности их аппаратов).
Криптовалюты делятся на 3 типа в зависимости от способа майнинга:
– поддающиеся майнингу на ASIC (асик) – компьютерных устройствах, узкоспециализированных для вычислений конкретного алгоритма (например, SHA‑256 для биткойна или Scrypt для Litecoin);
– добываемые с помощью видеокарт (GPU) – так как тут алгоритмы для вычисления более требовательны к оперативной памяти, чем к мощности процессора (например, Etherium, Monero, Zcash и прочие);
– не поддающиеся майнингу – на «самоподтверждающих» алгоритмах (например, IOTA) или подтверждаемые «авторизованными» узлами (например, Ripple).
Асики, которые используют майнеры в первом случае, – это аппарат примерно вдвое меньше системного блока стационарного компьютера. Он представляет собой несколько сотен чипов, впаянных в платы, два вентилятора для охлаждения (на входе и выходе), управляющую плату и блок питания. У него нет монитора, клавиатуры и т. п., управляется он с обычного компьютера через Сеть. Он занимает немного места, но вентиляторы громко шумят – примерно как пылесос. И электроэнергии он потребляет как электрочайник.
Асик легко можно было бы ставить в квартире, даже электропроводку обычно менять не надо. Но из-за шума асики обычно «селят» в специальные майнинг-отели за небольшую фиксированную плату или долю от «добычи». Таких «отелей» в Москве и других городах России уже множество.
Цена ASIC на SHA‑256 (биткойн и др.) сегодня колеблется от 190 тыс. до 600 тыс. руб., срок окупаемости – 5–7 месяцев. В результате майнер имеет пассивный доход (не требующий от него больших усилий) до 100% в валюте в год, а с учетом роста курса биткойна, возможно, существенно больше.
Но это совсем не то же самое, что положить деньги в банк. Майнера ждет множество «засад» и рисков: покупка ASIC у малоизвестных фирм и часто по предоплате с ожиданием до 2 месяцев, реально не работающая полугодовая гарантия производителя (чтобы получить гарантийный ремонт, надо отправлять аппарат в Китай, а потом ждать обратно), риск недобросовестности или банкротства майнинг-отеля, проблемы с российским налоговым законодательством (непонятно, как считать доход, как списывать стоимость ASIC в расходы) и т. д.
Русский майнер Markscheider
В мире асики выпускает очень небольшое количество фирм, прежде всего располагающихся в Китае. Не столь крупные производители есть и в других странах: США, Тайване, Гонконге. Дополнительной проблемой является то, что напрямую купить у них ASIC невозможно, ведь наше законодательство относит его к криптографическим устройствам, официальный ввоз которых на территорию РФ весьма затруднен. Он, возможно, доступен для крупных российских компаний, но не для частных покупателей.
В России уже есть ряд «мануфактур», производящих асики. Суть их – установка готовых хэш-плат в корпуса, «отверточная сборка» из готовых узлов. Конвейерного производства нет, хотя есть и заводы, и культура, и опыт производства намного более сложной аппаратуры.
В перспективе есть несколько проектов производства русских ASIC. Russian Mining Center (RMC), одним из учредителей которого является компания интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, собрал недавно $43,2 млн на выпуск пока еще не существующих майнеров нового поколения.
В 2017 году инициативная группа предложила руководству одного из старейших электротехнических производств страны – НПК «Элара» имени Г. А. Ильенко – рассмотреть возможность производства ASIC в России. Так родился проект Markscheider.
На вопрос «Делового еженедельника «Профиль», чем это будет отличаться от китайских ASIC, СВО проекта Семен Ганич ответил: «Мы уверены в качестве производства, и Markscheider планирует предоставить трехлетнюю гарантию на майнеры. Мы создаем сеть авторизованных сервисных центров по всей России. Полноценное сервисное и гарантийное обслуживание будет обеспечиваться подготовкой квалифицированного персонала и круглосуточной поддержкой как по телефону, так и через популярные мессенджеры».
На первом этапе Markscheider будет выпускать альтернативные китайским асики на том же 16‑нанометровом технологическом процессе. Емкость российского рынка сегодня Семен Ганич оценивает в 5–7 тыс. устройств в год.
На втором – разработка бесшумных компактных моделей.
На третьем – переход на архитектуру 7 нанометров с большей скоростью и меньшим потреблением энергии. Сегодня в мировом серийном производстве таких аппаратов нет, китайцы предполагают переход на нее примерно через год, так что Markscheider будет оставаться «в тренде».
Криптографические проекты обычно финансируются специальными методами – выпуском своих токенов и проведением ICO (англ.Initial Coin Offering – первичное размещение монет). По этому пути двинулся и Markscheider. Проект выпустил свои токены (на базе Etherium). С выходом первого работающего образца проект планирует проведение ICO. А с запуском его в серию – выход на криптобиржу. Все это должно уложиться примерно в полгода, до лета 2018-го.
«Деловой еженедельник «Профиль» планирует регулярно в реальном времени следить за реализацией этого проекта.
__________________________
* Хэш – единица измерения работы майнера, отражает сложность вычислений.