Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) не подтвердила наличие отравляющего вещества BZ в образцах, собранных экспертами в британском Солсбери. О содержании стоявшего на вооружении армий США и Великобритании вещества в яде, которым отравили бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь Юлию, ранее сообщил глава российского МИДа Сергей Лавров. Британская сторона по-прежнему настаивает: речь идет о веществе «Новичок», по версии Лондона, производившегося в СССР и России. Сблизить позиции на заседании исполнительного совета ОЗХО не удалось: стороны лишь вновь обвинили друг друга во лжи, которая «становится все больше».
От закрытого заседания исполнительного совета ОЗХО, созванного по инициативе Великобритании, ждали ответа на вопрос, каким именно веществом отравили 4 марта Сергея Скрипаля и его дочь. Напомним, 12 апреля ОЗХО обнародовала краткий отчет о своем расследовании отравления. В документе, в частности, отмечалось, что в собранных пробах токсичного вещества «практически полностью отсутствуют примеси». Но название яда обнародовано не было. Полная версия отчета передана странам—членам ОЗХО. Однако и в ней вместо названия вещества содержалась лишь его химическая формула.
По итогам заседания члены ОЗХО предоставили разную информацию о том, определили ли эксперты организации отравляющее вещество как «Новичок». В Twitter-аккаунте британского постпредства при организации сообщалось: ОЗХО подтвердила использование этого вещества в Солсбери. Однако постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин назвал эту информацию «откровенной ложью». Он заявил, что «в самом докладе о названии "Новичок" не сказано ни слова» и что «никакого подтверждения "российского следа" в найденном в Солсбери химвеществе в докладе также не имеется».
Между тем господин Шульгин в ходе своего выступления на заседании совета ОЗХО заверил: даже если Скрипалей и отравили «Новичком», то Россия не имеет к этому никакого отношения. «Не было (в СССР и РФ.— “Ъ”) никакой программы под таким названием»,— заверил он. Сразу после чего, правда, добавил: «О том, что нервно-паралитические агенты типа "Новичок" производились в целом ряде стран, мы хорошо знаем». Согласно данным российского постпреда, это вещество «не только производилось, но и даже патентовалось в качестве химоружия в США». «И не когда-то давно, а каких-то несколько лет тому назад: патент датирован 1 декабря 2015 года»,— заключил Александр Шульгин.
Выступая перед членами ОЗХО, господин Шульгин не стал вспоминать версию о том, что Сергея и Юлию Скрипаль отравили токсичным химикатом BZ, который стоял на вооружении армий США, Британии и других стран НАТО. Напомним, 14 апреля глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что швейцарский центр радиологического и химико-бактериологического анализа в городе Шпиц обнаружил BZ в пробах из Солсбери. Господин Лавров подчеркнул, что это вещество «является нервно-паралитическим» и «временно выводит человека из строя», тогда как «установленная высокая значительная концентрация» яда А-234, который условно называют «Новичком», «неминуемо привела бы к летальному исходу».
«Сергей Лавров не химик, он не мог придумать такую версию и исходил из тех результатов анализов, которые предоставила швейцарская лаборатория»,— сказал “Ъ” бывший член комиссии ООН по биологическому и химическому оружию Игорь Никулин, добавив: в США ежегодно производится «порядка 20 тонн вещества, известного как BZ».
По мнению эксперта, симптомы, о которых сообщалось сразу после отравления Сергея и Юлии Скрипаль, свидетельствуют о применении именно этого химиката. «Покраснение кожи, расширенные зрачки, галлюцинации, неуверенные движения... Пациент ведет себя как в состоянии наркотического опьянения. Именно на это указывали свидетели, которые видели Скрипалей 4 марта на скамейке в Солсбери»,— заявил Игорь Никулин. Он добавил, что «в продуктах метаболизма был найден хинуклидил — а это очень характерно, практически отпечаток пальцев».
Лаборатория в Швейцарии отказалась отвечать на вопросы “Ъ” по этой теме. Между тем заместитель постпреда страны при ОЗХО Надин Оливьери Лозано заявила: «Отчет нашей лаборатории не мог быть составлен таким образом и содержать те выражения, которые якобы цитировали. Я имею в виду английский перевод заявления российского министра иностранных дел, доступный на официальном сайте министерства».
Глава лаборатории ОЗХО и глава посетившей Великобританию группы по оказанию технической помощи Марк-Майкл Блум также уточнил, что организация не подтвердила наличие вещества BZ в образцах, собранных экспертами организации в Солсбери. «Вещество BZ, о котором упоминается в публичных заявлениях, находилось в контрольных образцах, подготовленных лабораторией ОЗХО в соответствии с порядком контроля качества,— отметил он.— Они не имели ничего общего с образцами, собранными группой экспертов ОЗХО в Солсбери».
На эти слова в среду вечером отреагировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Заявление оцениваем скептически, так как оно не стыкуется с теми данными, которые мы получили в результате анализа доклада ОЗХО»,— сказала она журналистам. По ее словам, для того чтобы установить полную картину, нужны анализы всех лабораторий, авторизованных ОЗХО для проведения исследования. «Нужно остановить эту игру в кошки-мышки и наконец открыть все имеющиеся данные»,— призвала Мария Захарова.
Выступая в среду на заседании ОЗХО, Александр Шульгин процитировал христианского богослова Мартина Лютера, сказавшего: «Ложь подобна снежному кому: чем больше катится, тем становится больше». И это была, пожалуй, единственная фраза российского представителя, с которой бы члены британской делегации легко согласились.