Автор «Совершенно секретно» отлично помнит, как в 1999-м взрывались дома в российских городах: Буйнакске, Москве и Волгодонске. В те страшные ночи люди боялись ложиться спать, а если и ложились, то в обнимку с паспортами и вещами первой необходимости, потому что никто не знал, кто будет следующим. В результате терактов тогда 307 человек погибли, более 1700 получили ранения различной степени тяжести.
В 2002-м случилось очередное зверство: во время мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра на Дубровке в Москве сорок боевиков захватили заложников – зрителей и актёров удерживали три дня. По официальным данным, не смогли выйти живыми 130 человек.
Каждое первое сентября в российских школах вспоминают трагедию, которая случилась в этот день в 2004 году в городе Беслане в Северной Осетии. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании более тысячи заложников: детей, их родителей и сотрудников школы в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей. В результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей. В 2010-м, 2017-м произошли взрывы в московском и питерском метро. Террористы-смертники с поясами шахидов подрывали себя и людей. Сотни убитых и тысячи раненых.
Российские спецслужбы нашли причастных к организации терактов. Это была непростая борьба с лагерями шахидов, искоренение зла, которое, наверное, можно так выразиться, на груди у себя когда-то пригрели. Власти и правоохранители поставили тогда «жирную точку». Простые граждане вздохнули более-менее спокойно.
2024. И снова теракт. Мирных жителей, которые пришли на концерт, и даже детей хладнокровно в упор расстреляли, как выяснилось, за деньги те, кто ещё вчера ходил с ними по одним улицам, возможно, стриг в парикмахерской, возил в такси. По последним данным, которые могут ещё меняться, 143 человека погибло, среди них трое детей и более 180 пострадали. Ещё более сотни числятся пропавшими без вести. Количество жертв не окончательное и может еще увеличиться.
Террористы после атаки на «Крокус», когда трусливо сбегали на своей машине, специально сбили ещё семью с детьми на дороге. Видимо, они чувствовали себя «вершителями судеб», когда с оружием в руках бегали по «Крокусу» и палили по беззащитным людям, когда поджигали здание, когда снимали для отчёта видео, разлетевшееся по Сети, с криками «Аллах Акбар!». Спрашивается, имеют ли право они упоминать вообще имя Бога? А потом, когда запахло жареным, поспешили убежать и спрятаться, чтобы дальше жить. Жить среди людей. Но этим планам не суждено было сбыться. На момент публикации правоохранители задержали 11 человек, причастных к теракту. Суд арестовал основных фигурантов дела на месяц. Им предъявлено обвинение по ст. 205 УК РФ (Террористический акт).
По официальным данным, все убийцы – граждане Таджикистана, которые до этого периодически жили и работали в России таксистами, барбершоперами, разнорабочими и тому подобное, у которых есть родители, жёны, дети. Если подумать, то даже звери не способны на такое.
Звери идут убивать добычу инстинктивно, чтобы прокормить своих детёнышей – таковы законы природы. А эти нелюди, которых мы видим на кадрах из зала суда, какие инстинкты двигали ими? На смертников они мало похожи, иначе остались бы там и сгорели. Наверное, больше похожи на тех, кому предложили «халтуру»: не забор в этот раз поставить, не плитку положить на садовом участке, а пойти и убивать. За «приличный куш». По официальной информации, двое из четырёх террористов получили задание в Турции, а остальных уже завербовали на территории России. Мухаммадсобир Файзов и Шамсидин Фаридуни, как передаёт RT, общались в Подольске, где Шамсидин работал на фабрике. Как оказалось, в начале марта они ездили обследовать «Крокус Сити Холл» и случайно попали тогда в объектив камеры одного из фотографов.
ИХ ЖДЁТ ПОЖИЗНЕННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Главарём» банды в сети прозвали 32-х летнего гражданина Таджикистана Далерджона Мирзоева. На родине его ждут жена и четверо детей. Вряд ли дождутся. В России он находился полулегально, нарушал миграционное законодательство, за что неоднократно привлекался к ответственности, последние три месяца временно был зарегистрирован в Новосибирске. На допросе он разговаривал через переводчика и рассказал, что жил в «хостеле на трассе», купил со знакомым машину и работал таксистом. За несколько дней до теракта познакомился в мессенджере с неким Абдуллой и пожаловался, что у него нет работы. 22 марта вместе с ещё тремя террористами подъехал на машине к «Крокусу», уже на парковке начал стрельбу по людям. В здании он вместе с другими преступниками успел расстрелять десятки человек. После того как был подожжён зал, ходил и ножом добивал раненых. Мирзоев признал вину в полном объёме.
Ещё один террорист (который с отрезанным ухом), 30-летний гражданин Таджикистана Рачабализода Саидакрами Муродали. Тоже женат, и у него тоже есть ребёнок. RT выяснил, что у него была регистрация в квартире по улице Индустриальной в Подольске. На допросе сказал, что нигде не работал. Судя по видео, опубликованному в соцсетях, он расстреливал в упор из автомата лежащих на полу людей в концертном зале и в коридоре. С его слов, оружие террористы скинули на дорогу из машины до того, как их задержали силовики в Брянской области.
Ещё один обвиняемый по делу о теракте (с распухшей щекой в суде), 25-летний гражданин Таджикистана Фаридуни Шамсидин. И он отец восьмимесячного сына. Был трудоустроен на фабрике в Подольске, а зарегистрирован в Красногорске. На первом допросе признался, что пошёл убивать людей «за полмиллиона рублей», что оружие ему достали некто, вышедшие на него через Telegram. Почему вышли именно на него, он якобы не знает. Убивать ему предложил «помощник проповедника». К теракту, как говорит, готовился месяц.
Четвёртый арестованный – 19-летний гражданин Таджикистана, любитель единоборств Файзов Мухаммадсобир Зокирчонович (у которого при задержании в Брянской области из-за ранения вывалился глаз). Он работал в барбершопе в Иваново, но недолго. Всего два месяца. Потом уехал в другой город. Во время теракта выполнял ещё роль оператора: снимал видео, распространяемое в Сети как запись от лица террористов. По предварительной информации, именно Файзов был за рулём автомобиля, на котором сбежали из «Крокуса» террористы, и сбил семью с детьми. По словам пострадавших, водитель машины наехал на них специально.
На суд террориста привезли в сопровождении врачей на кресле-каталке в больничной одежде, он был с катетером и мочеприёмником. После задержания его оперировали в Брянской больнице. Файзов признал свою вину. Максимальное наказание, которое грозит по обвинению в совершении теракта в составе организованной группы – пожизненное заключение. Да. Если такое наказание суд сочтёт справедливым, они отправятся за решётку, но будут жить. Но это неточно…
Кроме того, в Басманный суд были переданы материалы ещё на троих подозреваемых, которые могут быть причастны к теракту в «Крокусе». Это Аминчон Исломов и два его сына: Диловар и Исроил. По данным источников СМИ, именно они продали террористам автомобиль и могли быть в курсе их планов.
Восьмым арестованным фигурантом дела стал гражданин Киргизии Алишер Касимов. Он сдавал квартиру террористам.
Расследование ведёт Следственный комитет России. Дело находится под личным контролем его руководителя Александра Бастрыкина. Глава СК сказал на совещании с Владимиром Путиным, что обвиняемые по делу о теракте в «Крокус Сити Холле» на допросе и в суде уже дали показания о заказчиках теракта и своих пособниках.
13 МИНУТ НА ТЕРАКТ
Александр Бастрыкин также рассказал, что следствием установлена хронология событий. 22 марта в 18:54 четверо нападавших на легковом автомобиле Renault Symbol подъехали к зданию концертного зала и стали дожидаться зрителей. В 19:58 они, вооружённые автоматическим огнестрельным оружием, открыли стрельбу у «Крокус Сити Холла» по находившимся там людям. Затем террористы продолжили стрельбу в холле здания и в самом концертном зале. С помощью бензина они подожгли зал и в 20:11 покинули «Крокус». Выезжая со стоянки, преступники на высокой скорости сбили семью с двумя детьми. Вдумайтесь в эту цифру. Четыре, не четыреста, а четыре необразованных «упыря» совершили такое зло. Им хватило 13 минут.
Следствие, конечно, установит первоисточник всей это жуткой бойни. Нет сомнения, что много времени это не займёт. И нет сомнений, что все причастные ответят перед законом и перед людьми.
Но сегодня мы имеем то, что имеем: пепел сгоревшего концертного зала, тонны цветов, мягкие игрушки, траурные ленты, свечи, море слёз и горе тех, кто никогда уже больше не увидит своих близких.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ
Те, кто выжили, можно сказать, родились второй раз или вытянули «счастливый билет».
Андрей (имя изменено) ещё долго не пойдёт теперь на концерты. 22 марта он был в «Крокусе». Сидел в бельэтаже. И вот что рассказал: «Захожу я в зал. Ищу своё место. Сажусь. И тут какие-то шлепки. Половина зала начинает паниковать, убегать. Половина сидит. Я сижу, не понимаю «прикола». Когда начинается мощная паника и все стали разбегаться, начинается пальба прямо в зал уже. Я спрятался под креслом. Рюкзаком накрылся. У меня там MacBook был, он стал мне как металлический «бронежилет». Лежу, думаю: попадёт пуля – не попадёт? Со мной люди рядом прятались тоже. Как только стало тихо на несколько секунд, мы побежали. Мы были на втором этаже бельэтажа. Выбегаем в коридор. Там народ уже как «муравьи» мечутся то туда, то туда. Суета. Пальба, непонятно откуда. Я там тоже бегал, прятался то за тумбочками, то за горшками с цветами. Добираюсь до эскалатора. Бегу вниз. Там уже трупы, кровь. Где был один из выходов, там кто-то разбил стекло, я побежал туда. Выбежал на улицу и бежал к МКАДу, по пути спрашивал у выживших, кому помощь нужна. Потом вызвал машину, смотрю – «Крокус» горит. Я поехал к маме».
Подробностями случившегося в разговоре с журналисткой Ксенией Собчак поделился актёр Сергей Светлаков, который тоже пришёл на концерт. Он находился в вип-ложе всего в нескольких метрах от террористов с автоматами. «Террористы вошли в зал со стороны амфитеатра (как раз над ним располагаются ложи, где мы и находились, потом несколько человек успели залезть туда). Стрельба была без перерыва направо и налево. Многие, услышав выстрелы, побежали к сцене. Мы повыскакивали в узкий коридор. Там образовалась группа из 20–30 человек. Девушка-менеджер, которая была на этаже, нашла ключи и закрыла выходы из всех лож, потому что все, кто там был, уже выбежали, и мы боялись, что оттуда залезут террористы, стрельба была буквально в нескольких метрах, – с ужасом вспоминает шоумен. – Дальше мы решили забаррикадировать входы в наш коридор: стульями, диванами. Тут был, наверное, самый страшный момент – звуки стрельбы затихли, и через паузу дверь в коридор, напротив которой были мы с другом и моей племянницей Машей, начали взламывать. Наверное, все в коридоре попрощались с жизнью, потому что мы не знали, сколько террористов и какой у них план. Дверь снесли быстро, это оказались зрители, бегущие люди искали выход. Потом повалил сильный вонючий дым и нужно было принимать решение, что делать дальше, прошло к этому времени 15–20 минут примерно. И опять же менеджер предложила открыть несколько дверей и по лестнице выбежать группой через фойе.
Все в тишине начали двигаться, женщины сняли каблуки, паники сильной не было. Когда мы вышли из этого коридора, попали в уже задымлённое фойе. Сбоку стоял другой работник «Крокуса» и махал нам, чтобы мы бежали не через центр. Затем мы оказались на улице. Так, без одежды, я бежал ещё несколько километров, туда, где ждала меня опоздавшая, по счастью, жена на машине», – завершил рассказ Светлаков.
Выпускник Омского автобронетанкового института Дмитрий Жеуров в «Крокусе» погиб, но он закрыл собой подругу детства Татьяну, с которой пришёл на концерт.
Их места были в амфитеатре во втором ряду. Вот, как описывает события сама Татьяна: «Прозвенел второй звонок, и я вдруг услышала звук, знаете, когда бусы рвутся и падают на стеклянный пол. Вскочила и говорю: «Дим, это выстрелы!» Народ уже ринулся на выход. Он говорит: «В толпу не смей! Если вдруг ворвутся в зал, бросаемся между рядами». Когда выстрелы зазвучали совсем близко, мы побежали между рядами к выходу, но не успели. Дима упал и дёрнул меня на себя. Он умудрился меня боком затолкать под спинку первого ряда, и я немного провалилась в эту щель. Он сам лёг там, где стоят ноги. Получился как бы шалаш: с одной стороны Дима, с другой – спинки кресел. Следующие секунды были самыми страшными в жизни. Я видела и слышала нападавших, как они ходили вдоль рядов, переговаривались и часто стреляли. Они просто покрывали всё, звук выстрелов не останавливался. Диме попали, как мне кажется, туда, где рёбра заканчиваются. Он стал хрипеть. Потом в него попала ещё одна пуля, тело откинулось навзничь. Я почувствовала, что-то горячее течёт ко мне. Пол, на котором он лежал, стал липким и тёплым, – не сдерживает слёз Татьяна. – Через какое-то время, когда всё затихло, я вскочила и побежала к выходу, забежала в туннель, который ведёт в фойе, и увидела, что за мной бегут и другие люди. И в этот момент раздался такой шквал огня. Сейчас понимаю, что всех, кто встал в амфитеатре, они начали косить. За мной не успел убежать уже никто». По данным журналистов, беседовавших с ней, Татьяна получила ожог. Тело Дмитрия не нашли. Вот как «друг познался в беде».
НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ
В тот чудовищный вечер в «Крокусе» многие повели себя как настоящие герои. Очевидцы рассказывали журналистам о мужчине, который бросился на террориста и пытался его обезвредить. К сожалению, имя и судьба этого человека неизвестны. Кто-то так же, как военный Дмитрий Жеуров, закрывали собой близких. Кто-то помогал раненым, не убежал, а остался спасать людей до последнего в горящем здании.
Музыканты группы «Пикник», которые на тот момент находились за кулисами, когда началась стрельба, не сразу разобрались, что происходит. Сначала подумали, что это перебои с электричеством. Их потом эвакуировали, но не всех. Помощница группы Екатерина Кушнер погибла, а барабанщик Ильгиз Юнусов выскочил в зал помогать зрителям выбираться на улицу. Как пишут наши коллеги из КП, музыкант выводил людей, пока дымом не заволокло всё помещение. Наудачу многих, в гардеробе «Крокуса» в тот вечер подрабатывали подростки-школьники. 15-летний Ислам и 14-летний Артём спасли более 100 человек, они выводили людей через узкий коридор на территорию выставочного центра «Экспо», а затем через служебное помещение на улицу. Они одними из последних покинули здание, чтобы убедиться, что никого не оставили. По словам детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, которая наградила ребят за отвагу, они признались, что было очень страшно, но это их не остановило. А Ислам и вовсе сказал: «Лучше умереть в бою самому, чем дать умереть другим».
ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ
Больше семи сотен специалистов несколько дней работали на месте трагедии и разбирали завалы. В одном из туалетов было обнаружено 28 тел погибших. Ещё 14 тел было найдено на одной из эвакуационных лестниц. Спасатели находили погибших семьями. Страшно представить себе это душераздирающее зрелище – ведь некоторые из них лежали в обнимку, матери были обнаружены, обнимающими своих детей. Родственники погибших рассказывали журналистам, как им звонили те, кто не смог выбраться из горящего «плена» и, задыхаясь в дыму, по телефону признавались в любви и прощались с родителями, бабушками, детьми.
Несколько дней москвичи несли цветы к месту трагедии и сдавали кровь. В каждом городе в день траура были приспущены флаги, а на зданиях появились проекции со стаей летящих вверх белых журавлей.
В российских городах усилили меры безопасности. На въездах и выездах из столицы, в аэропортах, на вокзалах, в метро и в самом городе дежурит постоянно полиция, проверяют документы. Да и гражданам, наверное, лишний раз не помешает быть бдительными и внимательными. Чаще смотреть по сторонам и интересоваться хотя бы, кто тот самый квартирант-сосед по лестничной клетке.