Почтовые ящики с завидным постоянством пополняют оповещения о срочной замене или поверке счётчиков. Бумага ссылается на закон и напоминает о штрафе, который следует за неисполнением предписаний.
Доля россиян, столкнувшихся в прошлом году с той или иной формой мошенничества, приблизилась, по подсчётам Национального агентства финансовых исследований, к 90%. Развод на счётчики – одна из таких схем. Причём рассчитанная на наиболее законопослушных граждан.
«Бумажки», которые нам рассылают, даже подкованный человек иной раз с трудом отличит от настоящих оповещений. «Те, кто навязывает свои услуги, умело жонглируют реквизитами официальных писем – названиями организаций, ссылками на нормативные акты, вставляют какие-то подобия штрихкодов», – перечисляет адвокат Олег Матюнин.
«Уведомления, похожие на официальные оповещения от ресурсоснабжающих организаций, настойчиво призывают вызвать специалиста для поверки, – подтверждает эксперт сервиса «Мой дом онлайн» Алексей Шильников. – На самом деле так продавцы счётчиков склоняют жильцов к замене приборов учёта».
Арифметика обмана
Чаще всего таким образом потребителей пытаются заставить поменять приборы учёта горячей и холодной воды. За новый счётчик, как правило, просят от 2 до 3 тыс. рублей (итого – от 4 до 6 тыс. за 2 штуки – на холодную и горячую воду). Притом что их средняя цена – от 600 до 1 тыс. рублей.
Услуга по поверке – от 500 рублей и выше. Это в 2 раза больше официальных расценок.
Особо наглые «помощники» в спецовках могут и пломбу с приборов незаметно сорвать (что чревато штрафом) и тут же её по сходной цене (тысячи за 3–4) «восстановить» (что бесполезно, потому что делать это может только работник УК).
Ну и наконец под предлогом установки приборов вас просто могут обокрасть.
«Столкнувшись с якобы представителями «Водоканала», следует помнить, что они редко ходят по квартирам, а обычно занимаются проверкой общедомового оборудования, – предупреждает доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Ольга Борисова. – Поверку приборов учёта воды проводят коммерческие компании, получившие на это аккредитацию. Граждане сами выбирают эти компании и вызывают специалиста. Чтобы правильно подобрать такую организацию, нужно обратиться в УК. Далее изучить цены на счётчики и их установку и только тогда вызывать работников».
Не верьте, когда угрожают штрафами
Глава компании «Правовая помощь ЖКХ» Александр Сметанин уточняет, что с 1 июля 2020 года приобретение, замена и установка счётчиков электроэнергии проводятся за счёт гарантирующего поставщика или сетевой организации. То есть принести прибор и подключить его к сети должны сотрудники именно этой организации. Работы по установке приборов учёта газа относятся к опасным и должны также проводиться спецорганизацией. Никакой самодеятельности в этом вопросе быть не должно.
«Даже если в квартире нужно менять прибор учёта, а собственник об этом не знает, то добросовестная управляющая или ресурсоснабжающая компания сама выйдет на связь и предупредит об этом, – говорит Сметанин. – И не стоит верить угрозам получить штраф при отсутствии приборов учёта – такая судебная практика отсутствует».
Подлежат поверке
● Счётчики электроэнергии: трёхфазные – раз в 10 лет; однофазные – раз в 16 лет.
Счётчики меняют при нарушении сроков поверки.
● Счётчик воды: горячей – каждые 4 года; холодной – каждые 6 лет.
Из списка вариантов
Кроме призыва к замене/поверке счётчиков мошенники нередко с помощью фальшивых уведомлений пытаются всучить жильцам фильтры для воды, датчики утечки газа и так далее. Аргументы для этого используются опять же запугивающие: вода в кране давно непригодна для питья, а газ уже утекает из вашей трубы.
«В случае с газом, чтобы проверить информацию и уточнить необходимость установки датчиков, надо позвонить по номеру «104». Что до водопроводной воды, то по санитарным нормам она является питьевой. Если в неё попали какие-то опасные примеси, жителей оповещают, но делают это не при помощи объявлений в почтовом ящике, – напоминает Шильников. – Хотите улучшить качество воды с помощью фильтра – изучите предложения на рынке и выберите то, что вас устраивает. С навязчивыми продавцами чудо-техники не связывайтесь».
И ещё одно напоминание: никаких госпрограмм по остеклению балконов и замене окон не существует.
Что должно насторожить
1. У мошенников обычно нет удостоверения, а если есть, то на просьбу его рассмотреть они отвечают отказом.
2. Реальные работники коммунальных служб одеты в форменные спецовки той УК, которая управляет домом.
3. Мошенники излишне навязчивы и часто пугают огромными штрафами.
4. Если слышите требование «меняйте срочно, иначе…», задумайтесь. В коммунальных службах процессы, связанные со счётчиками, небыстрые – они сначала рассылают уведомления.
Если есть сомнения, напишите про них в общедомовой чат: соседи помогут их развеять. Также изучить срок эксплуатации приборов и плановых замен можно в техническом паспорте.
Как отличить фальшивку
Настоящее уведомление – будь то предупреждение о замене счётчиков или их поверке – присылает компания, которой вы каждый месяц платите за воду, электричество и т. д. Письмо должно быть персональным: содержать точный адрес, Ф.И.О. и номер лицевого счёта, присвоенный лично вам для оплаты услуг. Если извещение вызывает сомнения, возьмите квитанции за предыдущий месяц и позвоните по телефонам, указанным в них. «Попросите работников ресурсоснабжающей организации подтвердить необходимость замены счётчиков, – предлагает Шильников. – Уверен, что в 99 случаях из 100 вам скажут, что объявления в вашем почтовом ящике оставили злоумышленники».