Для многих из нас было откровением, что у протестов в Беларуси оказалось женское лицо. Именно дамы проводят наиболее яркие акции - выстраиваются в цепочки солидарности, обнимаются с ОМОНом, выходят в первые шеренги протестующих, закрывая мужчин эдаким живым щитом. Почему женщины в Беларуси неожиданно стали мощной политической силой, с которой вынуждены считаться? Об этом мы решили поговорить с кандидатом социологических наук, деканом факультета социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, специалистом по гендерным исследованиям Екатериной БОРОЗДИНОЙ.
Дамы шатают устои
- Екатерина, разве случалось в истории нечто подобное, когда слабый пол становился главной движущей силой революции? - Случалось, конечно, просто мы запамятовали. В нашей российской истории немало женщин-революционерок. Вспомните хотя бы, что Февральская революция 1917 года началась с демонстрации петроградских работниц. Поэтому в самом по себе участии женщин в протестной активности нет ничего принципиально нового. С точки зрения гендерных исследований (это изучение мужчин и женщин с позиции их социального, а не биологического пола. - Авт.) важно, в каком качестве женщины участвуют в протестах, какую повестку они несут. И в этом смысле женские протесты в Беларуси - явление противоречивое. - Почему? - Потому что, с одной стороны, мы действительно видим, что большое количество женщин вовлечено в протесты. С другой стороны, для того чтобы какое-то движение было женским, у него должна быть определенная повестка - оно должно говорить о важных именно для женщин социальных проблемах. Это, например, вопросы неравенства в доходах между женщинами и мужчинами, проблема домашнего насилия и т. д. В ходе белорусских протестов эта повестка не озвучивается. Возьмем другой аспект: политическое лидерство в протесте также преимущественно за женщинами. И эти женщины-лидеры совершают поступки, которые выходят за рамки привычных гендерных стереотипов. Яркий пример - Мария Колесникова, которая порвала свой паспорт, чтобы ее не могли выдворить из страны: таким образом она смогла продолжить борьбу, прекрасно понимая, что ее ожидает камера СИЗО. Но, с другой стороны, на кадрах с улиц Минска мы видим, что основная масса участниц протеста выступает в довольно традиционной роли. Мы видим женщин в белых платьях, с цветами, это отсылает нас к патриархальным представлениям о женственности и ее связи с красотой, чистотой, заботой.
А борщ варить?
- И тем не менее почему женщины все чаще демонстрируют сугубо мужской тип поведения?
- Наше представление о гражданском поведении гендерно определено. Мы привыкли рассматривать женщин прежде всего в качестве матерей и жен, главная гражданская добродетель которых это умение варить борщ и знать, откуда берутся чистые носки. И этот порядок нам кажется естественным. Хотя в действительности он не привязан природой к нашим телам. Это только в наших традиционных представлениях политика не женское дело. И то, что женщины-политики, бизнесмены, общественные деятели все чаще действуют за рамками конвенциональных представлений о женственности, свидетельствует об изменениях гендерного порядка.
Голое тело и Femen
- Почему это случилось в Белоруссии? Ведь постсоветские страны всегда считались оазисом патриархальных настроений. Движение феминисток ассоциировалось скорее с Европой.
- Не соглашусь, что женское движение и трансформационные тенденции это скорее про Европу. Потому что у нас есть наследие советского проекта, который по большей части был нацелен на достижение равенства между полами. В этом смысле в постсоветских странах очень плодотворная почва для дальнейшей женской эмансипации. Почему это случилось в Беларуси сейчас? Возможно, потому, что сейчас в развитых странах происходит очередной виток политизации гендерных отношений: например, недавнее мощное движение против сексуальных домогательств Me Too, «Я не боюсь сказать». - Долгое время лицом радикального феминистского движения была организация Femen. В том числе на Украине. Почему в Белоруссии мы видим отказ от эпатажа, от использования женского тела как инструмента привлечения внимания? - Активистки движения Femen выходят на акции, четко проговаривая феминистскую повестку. В белорусских протестах такой повестки нет, во всяком случае она явно не озвучена. Там речь идет про общечеловеческие ценности, общенациональные интересы. Поэтому и форма другая - мы видим, что она связана с презентацией довольно традиционной женской роли.