В России определят три уровня летнего ремонта дорог: высокий, средний и допустимый. Это позволит эксплуатантам трасс выбрать режим обслуживания в зависимости от финансирования, которого в регионах, как правило, не хватает. Соответствующие положения содержатся в новом национальном стандарте, который планируется утвердить в январе 2021 года, выяснили "Известия". После закрепления положений ГОСТа в нормативных документах за его несоблюдение владельцам дорог будут грозить штрафы.
В России разработали национальный стандарт по летнему содержанию автодорог, рассказали "Известиям" в Госстандарте. В июне проходит его общественное обсуждение, до конца года проект будет дорабатываться. Утвердить его планируют в январе 2021 года. "Известия" ознакомились с первой редакцией документа.
Новый ГОСТ впервые объединил и подробно описал все нюансы летнего содержания дорог, пояснил "Известиям" председатель профильного технического комитета при Госстандарте Николай Быстров. По его словам, документ также чётко установил три уровня обслуживания трасс: высокий, средний и допустимый.
Требуемый уровень содержания для дороги в целом или для каждого её участка назначается владельцем трассы, сказано в документе.
К допустимому относят дороги, соответствующие минимальным требованиям, указанным в межгосударственном стандарте от 2014 года и российском стандарте о безопасности движения от 2017-го, следует из проекта ГОСТа. Для среднего и высокого у ровней установлены более жёсткие требования. Высокий уровень обслуживания трасс не допускает снижения скорости движения машин относительно значений, разрешённых П ДД. При среднем и допустимом это возможно, но эксплуатант дороги не может вводить временные ограничения или полностью прекращать движение. Это разрешается делать только для ремонта, в случае ДТП или ЧС.
- Для дорожников разделение очень важно, поскольку не всё зависит только от них. Зачастую причиной плохого содержания является недостаточное финансирование. Установлены критерии, позволяющие гибко регулировать этот момент, - пояснил Николай Быстров.
К примеру, келейность на 1 тыс. кв. м покрытия может составлять от 10 до 30 мм при разном уровне содержания, а открытые трещины - от 15 до 50 м в длину. Впрочем, для дорог высшей категории, к которой относятся автомагистрали, такие дефекты в принципе не допускаются. Таким образом, допустимый уровень для дорог разных категорий также будет различаться.
По словам Николая Быстрова, сегодня нет вопросов по финансированию федеральных трасс. Но на обслуживание региональных и местных дорог выделяется лишь около 23% от норматива, а ещё три года назад этот показатель едва достигал 16%. При этом федеральных автотрасс в стране около 50 тыс. км, а региональных - более 700 тыс. км, отметил он.
Новый стандарт, по его мнению, позволит эксплуатантам выбрать режим обслуживания в зависимости от реальных объёмов финансирования, а автомобилисты станут уверены, что любая дорога будет пусть не идеального, но приемлемого качества.
При этом в новом стандарте есть требования ко всем конструктивным элементам автодорог: дорожному покрытию, обочинам, тротуарам, водоотводам, очистным сооружениям.
Самые жёсткие требования по ремонту установлены для автомагистралей и скоростных трасс, а также дорог с четырьмя и более полосами движения. Их должны восстанавливать быстрее остальных: на устранение нарушений даётся в среднем от одного до семи дней. По другим категориям дорог на это отводится до двух недель.
Так, на устранение последствий обвалов, оползней и паводков дают сутки для четырёхполосных трасс и 2-3 дня - для других дорог. На проезжей части не должна застаиваться вода: устранить дефект необходимо за трое суток. Также стандарт требует в течение семи дней убрать траву и кустарники выше 15 см на обочинах многополосных трасс, на других же дорогах на это отводится 10-14 дней.
На обочинах дорог любых категорий не должно быть рекламных конструкций, массивных предметов и т.п. Они должны быть удалены в течение трёх суток с момента обнаружения. Столько же времени даётся на уборку растительности, ухудшающей видимость в зоне железнодорожных переездов. Некоторые дефекты стандарт предписывает устранять максимально быстро: например, починить вышедший из строя светофор должны за сутки, а заменить повреждённый люк в системе водоотвода дороги - за три часа.
Стандарт также устанавливает требования к содержанию дорожных знаков, светофоров, разметки, остановок общественного транспорта и автомобилей. Так, по знакам большинство описанных дефектов (загрязнение, повреждение изображения, наклон более 15 градусов и другие) должны исправить за 1-7 суток, по разметке - 3-30 суток, остановкам - за 5-20 суток, за исключением случаев, когда нужно убрать крупногабаритные предметы (на это даётся два часа).
ПО ВСЕМ ДОРОГАМ
Новый стандарт станет обязательным, как только на него появятся ссылки в контрактной документации с подрядчиками, пояснил Николай Быстров. Тогда наказывать за невыполнение условий смогут не только заказчики, но и надзорные органы.
Контролируют качество содержания дорог сегодня ГИБДД и Ространснадзор. На региональном уровне местные власти также могут назначить свою надзорную структуру. В 2017 году штрафы для чиновников за несвоевременное и некачественное содержание автодорог увеличили в несколько раз. Сегодня для должностных лиц они составляют 20-30 тыс. рублей, для юрлиц - до 300 тыс. рублей. Если было доказано, что дефект на дороге стал причиной ДТП, то максимальный штраф вырастает до 500 тыс. рублей.
В Ространснадзоре сообщили "Известиям", что в 2019 году вынесено 1186 постановлений о штрафах за такие нарушения на 72,8 млн рублей, за пять месяцев 2020-го - 491 постановление на 26,2 млн рублей. "Известия" также направили запрос в МВД.
По словам юристов, автомобилисты могут жаловаться на ямы и выбоины на дорогах в ГИБДД, прокуратуру либо местным властям. Им же можно направлять претензии по поводу знаков, разметки, отсутствия пешеходных переходов.
- В случае повреждения автомобиля из-за дефекта дороги нужно вызвать сотрудника ГИБДД, зафиксировать данный факт, а также самостоятельно произвести фотовидеофиксацию ямы на дороге, повреждений автомобиля и других обстоятельств происшествия, - сказал партнёр коллегии адвокатов "Де-юре" Антон Пуляев.
Ответчиком, по словам юриста фирмы "Интеллектуальный капитал" Виктории Велюги, в данном случае будет выступать федеральное или региональное ведомство, ответственное за содержание дороги.
По данным Росавтодора, по итогам прошлого года доля трасс федерального значения, соответствующих нормативу, составила 84,7%, оставшиеся 15% - объём ежегодного ремонта.
- Таким образом, выполнена задача по приведению федеральных трасс к нормативному состоянию. Вскоре приоритетом станет лишь дальнейшее поддержание и обеспечение сохранности сети, - заявили "Известиям" в Росавтодоре.
В этом году планируется ввести в эксплуатацию 233,1 км новых трасс федерального значения и провести ремонт, включая капитальный, ещё 7050 км. Также нужно улучшить ситуацию на региональных и местных дорогах - здесь в пределах норматива находилось лишь 44,5 и 52% трасс соответственно, говорят в Росавтодоре. В нынешнем году в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги" в соответствие нормативам приведут 13,7 тыс. км дорог. Сегодня в проекте участвует 83 субъекта и 104 городских агломерации. Приоритет будет отдаваться дорогам, ведущим к медучреждениям, школам, детсадам, досуговым детским учреждениям.