В последние дни торговые сети получают уведомления о повышении цен от целого ряда поставщиков продуктов питания. Например, по данным X5 Retail Group, в новых прайс-листах рост отпускных цен у производителей мясных консервов и макарон составил 10–15%, подсолнечного масла — 25%, риса — 50%. При этом, по данным компании, это уже не первое повышение: за последние две недели поставщики муки увеличили отпускные цены более чем на 12%, рис и перловая крупа подорожали в закупке на 22%, увеличились закупочные цены на яблоки, соль, сливочное масло.
В свою очередь ряд производителей утверждают, что намеренно сдерживают цены, а во многих случаях даже снижают их, работают себе в убыток, в то время как розничные сети сохраняют высокую наценку. На продовольственном рынке вновь, как и во все предыдущие кризисы, накаляются взаимоотношения между производителями продуктов питания и ритейлом. Первые утверждают, что не могут не повышать цены, так как в результате девальвации рубля их издержки растут; вторые говорят, что не имеют возможности резко повышать цены, опасаясь снижения и без того хлипкого спроса и усиления контроля со стороны проверяющих органов.
Недавно ряд розничных сетей договорились об обнулении торговой наценки на часть социально значимых товаров. Так, в пресс-службе Metro сообщают, что наценка убрана с части артикулов таких товаров, как сливочное и растительное масло, яйца, сахар, соль, крупы, макароны, рис. Конкретный состав «корзины без наценки» может варьироваться в зависимости от региона. Часть артикулов представлена собственными торговыми марками сетей. Срок действия акции распространяется на период действия карантина.
После нескольких волн взрывного спроса, которые ритейл наблюдал в марте и в меньшей степени в начале апреля, модель покупательского поведения изменилась. Люди стали посещать магазины реже, набирать больше продукции за один визит, увеличивая закупки более дешевых продуктов с большим сроком годности. Поэтому, по мнению генерального директора сети магазинов «Углече Поле. Органик маркет» Ольги Авдеевой, для розницы в подобной ситуации стратегия повышения цен губительна.
Тем не менее рост закупочной стоимости продуктов питания в итоге приведет к увеличению цен для конечного потребителя примерно на 5–10%, считает исполнительный директор холдинга Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. Постепенно на полках магазинов будут появляться товары, закупленные у поставщиков по новой, более высокой цене.
Себестоимость всё выше
Ожидается, что больше всего в России подорожают крупы — более чем на 50% по итогам года. И это при том, что наша страна практически полностью обеспечивает себя двумя основными видами круп — гречкой и круглозерным рисом. И, как всегда, в цепочке движения продукта от поля до прилавка компании винят в повышении цен своих контрагентов. В марте, в период массовых закупок перед карантином, производители зерновых уже поднимали цену на свою продукцию, сейчас же переработчики получают уведомления об очередном повышении цен на сырье. «Поведение наших поставщиков сырья недальновидно, они могут остаться у разбитого корыта. Видимо, многие хотят по-максимуму воспользоваться нынешними обстоятельствами. Но нас это может поставить в ситуацию, когда производить продукцию с использованием такого дорогого сырья просто не будет смысла — ее никто не купит», — рассказывает президент холдинга «Аривера» Илья Калеткин.
Сами же сельхозпроизводители объясняют повышение цен малыми запасами сырья — например, в Сибири был неурожай гречки. Впрочем, возможно, в дальнейшем цены на крупы будут расти не такими быстрыми темпами, так как значительное подорожание круп уже произошло. Сейчас в магазинах и вовсе начинается затоваривание по крупам: многие потребители закупили их на несколько месяцев вперед.
Другим лидером повышения цен в рознице считается категория растительных масел, и это несмотря на то, что в текущем сезоне аграрии собрали рекордный урожай подсолнечника. На фоне ослабления рубля экспорт семечки вырос настолько, что отечественные маслоэкстракционные заводы тоже были вынуждены повысить закупочные цены, чтобы не остаться без сырья. В результате на прошлой неделе правительству РФ пришлось пойти на экстренные меры: экспорт подсолнечника, сои и ряда других продуктов за пределы ЕЭС запрещен до 30 июня.
При этом крупнейшие предприятия масложировой отрасли отмечают: они хоть и несут значительные убытки, но не повышают договорные цены на свой товар, а вина за повышение цен лежит на рознице. «На этапе производителя-поставщика наценки на растительное масло нет. Рост стоимости происходит уже после реализации товара в торговые сети, которые, видимо, не готовы снижать свою наценку», — говорит исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
В лидерах повышения цен сегодня и продукция мукомольных предприятий. В нынешнем сезоне экспорт зерна оказался выше, чем в прошлом, а падение курса рубля привело к росту цен на пшеницу на внутреннем рынке, к чему добавился ажиотажный потребительский спрос на муку. В апреле власти приняли меры по сдерживанию роста цен: ввели квоту на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы; сейчас квота уже выбрана на треть. На днях также запущен механизм зерновых интервенций. Однако уже выросшие цены на сырье вряд ли снизятся: в марте цены на муку повысились от 15 до 40% в зависимости от ее качества и затрат на логистику.
В критическом положении сегодня находятся производители овощей и фруктов. По данным ассоциации «Теплицы России», доходы хозяйств в этом году упали на 50% из-за растущей конкуренции между производителями. Особенно ощутимо упала выручка от продаж наиболее конкурентного продукта — огурцов. Если год назад средняя цена реализации килограмма огурцов для производителей составляла 80–90 рублей, то теперь она опустились до 30–40 рублей. При этом цены на полках магазинов не снизились, так что вся разница — это маржа ритейлеров, считают в ассоциации.
«Ситуация плачевная, — говорит президент агрохолдинга “Кабош” Дмитрий Матвеев. — Большинство тепличных комбинатов сегодня работает в убыток: в некоторые сети продукция уходит на 20–30 процентов ниже себестоимости. Но мы не можем поступить иначе, так как в противном случае, огурец, как скоропортящийся товар, пойдет на списание. Мы понимаем, что ритейлеры тоже сейчас переживают непростые времена: трафик у офлайн-магазинов снизился, все стараются оперативно наладить онлайн-торговлю, теряют часть выручки. Однако вряд ли это оправдывает до 300 процентов наценки на овощную продукцию, которые имеют сегодня ритейлеры».
На данном этапе производители тепличных овощей договариваются с розничными сетями об увеличении доли продукции, которую сети будут закупать у них напрямую, до максимального возможного объема. По мнению генерального директора ТД «Мое лето» Вагифа Бикулова, наиболее важные достижения в этом диалоге — увеличение доли программных долгосрочных поставок с фиксированием цен, зеркальная ответственность за недопоставку и невыборку объемов, увеличение оборачиваемости продукции в случае высоких складских остатков у тепличных производителей.
На рынке молочных продуктов ситуация более стабильная, но устойчивой ее назвать нельзя. Сильно молочная продукция не подорожает, прежде всего из-за коротких сроков хранения. Да к тому же ее стали меньше покупать во время самоизоляции, поэтому даже незначительный рост цен может сократить покупательский спрос. Тем не менее себестоимость молочной продукции тоже выросла. «Например, часть упаковки мы закупаем за валюту. У нас были запасы, купленные еще по старой цене, но теперь стоимость молочных пакетов выросла. Однако цены на нашу продукцию мы стараемся удерживать», — говорит генеральный директор сельскохозяйственного холдинга «АгриВолга» Елена Яшаева.
Небольшие фермерские хозяйства, имеющие альтернативные большой рознице каналы сбыта, тоже не планируют повышать цены на готовую продукцию, чтобы не отпугнуть покупателей. «Но затраты, например, на энергоносители у нас выросли. Никаких отсрочек нам не дают, приезжают, отключают, и никому не интересно, что у нас живое производство. Нам приходится прикладывать все возможные усилия, чтобы не останавливать работу и избежать отключений. Было бы легче, если бы мы смогли кредитоваться, но банки нам отказывают», — рассказывает генеральный директор компании «Богимовские сыроварни» Эдуард Почивалин.
Что касается цен на мясо, то, по заявлению Минсельхоза, текущие цены сохраняются на стабильном уровне: случаев необоснованного завышения цен со стороны сельхозтоваропроизводителей не зафиксировано. Более того, на прошлой неделе цены производителей свинины и мяса птицы снизились. В пресс-службе компании «Черкизово» подтверждают, что в марте–апреле не повышали цены для розницы и пока не планирует делать это. Но обращают внимание, что в марте из-за ослабления курса рубля себестоимость производства мясной продукции выросла примерно на восемь процентов. В компании закупают за валюту зерно, соевый шрот, масло, витамины, премиксы и упаковку. Все эти компоненты подорожали.
Помогите материально
Сегодня уже очевидно, что цены на продукты питания выросли и, скорее всего, продолжат расти. Розница стремится удержать прежний уровень цен, опасаясь снижения спроса, начавшегося на карантине, а производители не могут заморозить цены, так как себестоимость их продукции увеличилась, в основном из-за девальвации рубля. Особенно тяжело приходится компаниям, чье производство напрямую зависит от импортных поставок сырья, у которого нет отечественных аналогов. Причем цены в валюте выросли как на сами компоненты, так и на логистику, а в некоторых случаях в условиях глобальной пандемии их доставка и вовсе невозможна.
Производители говорят, что рост стоимости импортного сырья уже невозможно нивелировать путем оптимизации расходов и повышения внутренней эффективности. «У многих себестоимость выросла на 20–25 процентов, поэтому они заявили о повышении цены. Если бы себестоимость выросла на процент-полтора, можно было бы перекрыть рост за счет работы с внутренней эффективностью и временных мер. Но рост больше пяти процентов уже существенный и делает работу компаний нерентабельной», — считает генеральный директор кондитерского объединения «Любимый край» Ирина Снегова. По ее мнению, в ближайшие три месяца себестоимость продукции предприятий будет только расти.
Остановить текущий рост цен производители не в силах, как не могут они отказаться от поставок продукции в магазины. «Повышение цен в розничных сетях небыстрый процесс. Сейчас мы вынуждены выполнять свои обязательства по поставкам продукции, балансируя на грани минимальной рентабельности. Мы надеемся на понимание наших партнеров, на то, что они смогут принять новые цены в ближайшее время», — объясняет директор по маркетингу ТД «Ярмарка» Юлианна Иванова.
В свою очередь ФАС с конца марта ежедневно мониторит ситуацию на продовольственном рынке страны. По словам производителей, в правительстве даже рассматривался вопрос государственного регулирования цен на продукты питания. Однако большинство участников продовольственного рынка высказываются против этой нерыночной инициативы. Вместо этого они предлагают разморозить программу адресной продовольственной помощи малоимущим семьям для поддержания спроса — введение продовольственных карточек.
По мнению Дмитрия Матвеева, рост цен на продовольствие удастся сдержать, если принципиально изменить подход к поддержке отрасли. «Основная помощь — это работа с банками. Необходим доступ к льготному финансированию или вообще необходимо убрать процентные ставки по кредитам. Второе: нефть сейчас никому не нужна. Можно ведь сейчас снизить цену на топливо внутри страны, чтобы аграрии смогли провести весенне-полевые работы, и экономика в целом ожила? В-третьих, компании, которые производят минеральные удобрения, производят их из сырья из недр России, а у нас в Конституции записано, что все недра принадлежат государству и гражданам страны. Может, внутри страны эти “недра” будут продаваться по себестоимости или по адекватным для нашей экономики ценам, не зависящим от мировой конъюнктуры?»