В последние месяцы ученые всего мира с тревогой наблюдают за стремительно набирающим мутации высокопатогенным штаммом птичьего гриппа H5N1. Именно с ним, а вовсе не с коронавирусом все последние годы связывали грядущую пандемию, и пока эту угрозу никто не сбрасывает со счетов. Основной тормоз на пути распространения этого вируса в человеческой популяции — его невозможность передаваться от человека к человеку (пока заразиться им можно было только при контактах с птицами, а недавно появился новый путь передачи — через коров и молоко). Однако, похоже, ждать часа Х осталось недолго — вирусу осталось набрать лишь несколько мутаций.
Спорадические случаи заражения людей высокопатогенным вирусом гриппа птиц A (H5N1) с широким спектром клинической тяжести и совокупной летальностью более 50% за последние 20 лет были зарегистрированы в 23 странах мира. Основные проблемы сегодня связывают с генетическим вариантом птичьего гриппа 2.3.4.4b, который удачно перескочил с птиц на млекопитающих — сначала на диких, а потом и на домашних, если быть точным, на дойных коров на 34 фермах уже в девяти штатах США. Подтверждено наличие вируса в молочных протоках и дыхательных путях коров, у которых нет внешних проявлений инфекции.
Появился и первый случай передачи инфекции человеку, который контактировал с такими коровами в Техасе. Кроме того, описаны случаи обнаружения вируса в парном молоке и даже заражения котов, которые пили это молоко на фермах. Эпидемиологи успокаивают, что пастеризация молока вирус в нем убивает, однако пить молоко «из-под коровки» крайне опасно. В целом с 2022 года подтверждено более 200 случаев H5N1 у млекопитающих в США.
Но последние новости звучат все тревожнее. 12 июля Департамент общественного здравоохранения заявил о трех положительных случаях птичьего гриппа у работников птицеферм, где сейчас отмечена вспышка птичьего гриппа. Работники занимались отбором птицы на ферме на северо-востоке Колорадо, и у них наблюдались легкое недомогание, включая конъюнктивит и симптомы обычной респираторной инфекции. Еще через несколько дней появилась информация еще о двух работниках той же фермы с такими же симптомами. Сегодня это уже десятки человек, почти каждый второй работник куриной фермы. 6 тестов на птичий грипп оказались положительными, и еще 63 теста находятся на стадии рассмотрения. Эпидемиологи штата высказали подозрение, что случаи заболевания работников птицефабрик являются результатом непосредственной работы с зараженной птицей. При этом еще 3 июля был выявлен случай птичьего гриппа у работника молочной фермы в Колорадо, и тоже с конъюнктивитом и респираторными симптомами.
Казалось бы, ничего нового. Случаи заражения человека от птицы описаны давно. Но, как рассказывает американский генетик Дмитрий Прус, секвенирование первого образца штамма гриппа, выявленного у сотрудника птицефермы, показало, что... это коровий штамм. Точнее, специфический для молочной фермы штамм вируса птичьего гриппа. Что делает подозрение о том, что вирус мог быть занесен на птицеферму с человеком, еще более сильным. «Это не классический штамм куриной фермы, а тот, который уже сделал первые эволюционные шаги к распространению среди млекопитающих, таких как мы. Теперь вполне очевидно, что вирус перепрыгивал с коров на курицу через посредника — человека-хозяина (человек цеплял его у коров и передавал курам)», — поясняет Дмитрий Прус.
Еще одним фактом, который может говорить о возможном преодолении вирусом межвидового барьера, является как раз симптом в виде респираторных проявлений. «Новый птичий грипп H5N1.2.3.4.4b пока оставался неспособен эффективно заражать клетки дыхательных путей человека и других млекопитающих, потому что рецептор вируса в этих клетках сильно отличается от аналогичного рецептора у птиц, — рассказывает Дмитрий Прус. — Вирус птичьего гриппа должен накопить несколько мутаций (или «взять их взаймы» при рекомбинации с более приспособленными к людям штаммами вирусов гриппа). Первые шаги мутагенеза для лучшего приспособления к млекопитающим уже пройдены, но этого пока не хватает. Тем не менее другие органы млекопитающих уже под угрозой, в первую очередь клетки протоков молочных желез (из-за чего массово заражаются коровы на молочных фермах). Люди заражаются пока сравнительно редко и не друг от друга, а от инфицированных кур или коров на фермах. Уязвимые клетки у этих людей были пока только одного типа — клетки слизистой оболочки глаза, и симптом инфекции был один — конъюнктивит, иногда с субконъюнктивными кровоизлияниями. Новое сообщение Департамента здравоохранения Колорадо не вписывается в привычную картину и поэтому вызывает тревогу. Во-первых, заболели сразу несколько работников птицефермы (раньше случаи были единичные. Не усилилась ли эффективность инфекции?). Во-вторых, симптомы — не только конъюнктивит, но и респираторные заболевания (не усилилась ли способность вируса проникать в дыхательные пути?). Теперь только вопрос времени, когда вирус полностью выучит все возможные слабые места человеческого организма, либо продолжая пошаговую мутацию, либо одним махом, путем рекомбинации с обычным человеческим гриппом. Чем больше будет заражено работников фермы, тем быстрее это произойдет».
Как говорит врач-терапевт, военный врач Алексей Водовозов, о высокопатогенном птичьем гриппе (H5N1) мир впервые услышал в далеком 1959 году. Тогда он был большой проблемой кур и привел к их серьезному падежу в Шотландии. «Однако потом он настолько изменился, что от исходника мало что осталось. И если раньше это была в основном проблема Вьетнама и соседних стран, где потребляли в сыром виде ту же утиную кровь, то сейчас заговорили о том, что у вируса появились хорошие шансы самореализоваться на всей планете. Поэтому не исключено, что вот прямо сейчас мы с вами в прямом эфире наблюдаем очередную попытку очередного вируса перебраться к человеку», — говорит доктор Водовозов.
Ученые напоминают, что вирусы гриппа A (H5N1) обладают пандемическим потенциалом, однако все же есть возможность создать вакцину от угрожающего варианта в оперативные сроки. И советуют мясо птицы, куриные яйца и молоко термически обрабатывать… от греха подальше.