ТОП 10 лучших статей российской прессы за
May 22, 2025

Ранимое сердце Алексея Смирнова

Рейтинг: 0

Автор: Андрей Колобаев. Семь Дней Тв-программа

Если коротко об Алексее Смирнове: большой, добрый и очень смешной. А вот жизнь у него была не слишком веселая. Герой войны, которому до полного кавалера ордена Славы не хватило совсем чуть-чуть, был одинок, последние годы сильно болел. И умер в 59 лет от горя: сердце не выдержало трагической гибели друга — актера и режиссера Леонида Быкова.

Алексей Смирнов родился 28 февраля високосного 1920 года в небольшом городке Данилове Ярославской губернии и был старшим сыном Макара Степановича и Анны Ивановны Смирновых. В середине 1920-х семья переехала в Ленинград. Вскоре Макар Степанович умер, а Анна Ивановна больше замуж не вышла — Лешу и его младшего брата Аркадия поднимала и воспитывала в одиночку. Втроем жили в коммуналке на ее небольшую зарплату, порой недоедали, но воспитывала Анна Ивановна мальчишек в любви, заботе, нежности и ласке, за что будущий актер был благодарен маме всю жизнь.

Уже в школе стало ясно, что Алексей прирожденный комик. Долговязый и нескладный, с простодушной круглой физиономией и «выдающимся» носом, он веселил всех одним фактом своего появления. А если уж молвил что-то — все держались за животы. Особенно когда с выражением читал стихи на уроке литературы или решал у доски математические задачи. «Тсс… Тишина в классе! — нервничали учителя, успокаивая хохочущих школьников. — А тебе, Леша, надо на сцену!»

Алексей записался в драмкружок и вскоре уже играл главные роли в школьных спектаклях. Например — Фамусова в «Горе от ума», Мефистофеля в «Фаусте», Городничего в «Ревизоре»… Актерство и первый успех настолько его окрылили, что, получив в 1937 году аттестат, юноша отнес документы в актерскую студию при Ленинградском театре музыкальной комедии.

Три года спустя Алексея Смирнова, как одного из самых одаренных студентов, приняли в труппу этого театра. Но начинающий актер успел сыграть только одну роль — Черного Орла в американской оперетте «Роз-Мари», как его призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию. А потом началась война. Оба брата ушли на фронт. В декабре 1941 года Анна Ивановна получила на Аркадия похоронку...

«А остальные фрицы разбежались»

«Алеша Смирнов — фронтовик, — писал известный киновед, сценарист и режиссер Сергей Капков в своей книге «Эти разные, разные лица». — Вырос на юмористических агитках, солдатских концертах, где потешались над гитлеровскими дурачками и всякими прочими «гадами», высмеивали пьянство, бытовые недостатки. Он был Королем мужской аудитории. Хохочущей, курящей, дымной. Но мало кто знал, что Леша Смирнов служил в разведке и со временем стал полным кавалером ордена Славы, а три этих солдатских ордена фронтовики ставили выше одной звезды Героя Советского Союза».

Автор книги чуть-чуть ошибся: стать полным кавалером ордена Славы Алексею Смирнову помешало тяжелое ранение. А в остальном прав: воевал сержант, а впоследствии гвардии старшина геройски — был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За освобождение Праги», орденами Красной Звезды, Славы III и II степени, которые давались только за личные подвиги на поле боя.

Смирнов принимал участие в боях на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Неоднократно ходил в разведку в тыл врага, в одиночку брал пленных, дрался врукопашную.

Сергей Капков прав еще в том, что на фронте Алексей Макарович был настоящим Королем мужской аудитории. В своем полку он отвечал за художественную самодеятельность, в перерывах между боями организовывал концерты и сам участвовал в постановках. Однополчане вспоминали, что он «гениально играл Швейка» и особенно был хорош в роли Яшки-артиллериста в оперетте «Свадьба в Малиновке». Кто бы мог подумать — оперетта на фронте! И Алексей Смирнов, который потом снимется в чудесной экранизации «Свадьбы в Малиновке», — вдруг Яшка-артиллерист.

Кстати, в героической истории 169-го минометного полка сохранилось упоминание о Смирнове-артисте. «Немаловажную роль в деле боевых успехов полка сыграла массовая художественная самодеятельность. Большим успехом пользовались и пользуются среди личного состава полка такие актеры-самородки, как ст. сержант Смирнов Алексей, лейтенант Яковлев Юрий, сержант Евграфова Лидия <…>, мл. лейтенант Левина Анна <…>, сержант Мурашов <…> и другие. Они дали в полку и дивизии десятки концертов и заслужили похвалу частей за свою самодеятельность».

О войне Алексей Макарович вспоминать не любил и никогда не козырял боевыми заслугами. «Ну служил, — нехотя признался он, когда коллеги случайно узнали о его славном фронтовом прошлом, — есть какие-то награды, так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал». Тем не менее на сайте «Память народа» можно проследить боевой путь командира огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознаменного минометного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознаменной ордена Ленина дивизии прорыва Резерва Главного Командования Алексея Смирнова — там выложены фрагменты приказов и краткое описание его подвигов. И в каждом приказе бросается в глаза фраза — «презирая смерть».

Например, орден Красной Звезды Смирнов получил во время Проскуровско-Черновицкой операции, когда во время прорыва немецкой обороны в районе деревни Онацковцы 4 марта 1944 года «презирая смерть, под непрерывным артиллерийским огнем со своим взводом уничтожил минометную батарею, станковый пулемет и 30 фашистов». Отбив Онацковцы, взвод 9 марта отличился в бою за город Староконстантинов, в котором старший сержант Смирнов со взводом «уничтожили 2 станковых пулемета, 75-мм орудие и 35 немецких пехотинцев».

Свой первый орден Славы Алексей Макарович получил летом 1944-го. «20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею, тов. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием и огнем из винтовок и автоматов отбил нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, сам лично взял в плен 7 гитлеровцев... 27 июля, в районе деревни Журавка, выбирая новые огневые позиции, тов. Смирнов встретился с группой гитлеровцев в 16 человек, которые пытались его вместе с другими бойцами окружить. Тов. Смирнов с тремя бойцами бросился в бой, в результате которого было убито 9 и взято в плен 5 гитлеровцев, а остальные разбежались. После чего был занят боевой порядок, и батарея своим огнем преследовала отступающего противника. Товарищ Смирнов А. М. достоин правительственной награды — ордена Славы 3 степени. Командир 169 минометного полка гвардии полковник Сальцын».

Орден Славы II степени старшина Смирнов получил за бой близ польской деревни Посташевице, когда 17 января 1945 года в ходе Висло-Одерской операции батарея Смирнова попала в засаду немецких автоматчиков. Как следует из наградного листа, «тов. Смирнов с тремя красноармейцами бросился на немцев и лично из автомата убил 3 гитлеровцев и 2 взял в плен. Батарея получила возможность двигаться вперед.

22 января, несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометный обстрел противником, с расчетом на себе переправили миномет на левый берег реки Одер, откуда огнем из миномета уничтожил 2 пулеметных точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев». Благодаря этому 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер.

Удивительно, но фронтовые дороги Смирнов прошел без единой царапины. Тем обиднее, что свое единственное ранение, да еще с серьезной контузией, он получил 8 мая 1945-го под Прагой. День Победы Алексей Макарович встретил в госпитале, долго лечился и впоследствии был комиссован.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни