Инспекторы Россельхознадзора, как и других ведомств, далеко не всегда обязаны предупреждать о внеплановой проверке — они вполне могут ограничиться тем, что предъявят соответствующее постановление уже по факту.
Надо сказать, что сотрудники точки общепита не ожидали визита контролеров, которые прибыли со специальным переносным холодильником. Он нужен для того, чтобы взять пробы продуктов. К проверке приступили в одноразовых стерильных халатах, шапочках и бахилах — таковы требования санитарно-гигиенического законодательства.
— Сейчас, в канун новогодних праздников, мы проводим проверки сетевых ресторанов, — пояснил корреспонденту «ВМ» начальник отдела ветеринарного надзора по Москве, Тульской и Московской областям Евгений Чикнайкин. — В такие места, как правило, часто ходят семьи с детьми. Поэтому наша цель — выявление фальсифицированной и недоброкачественной продукции. Для этого мы проводим отбор проб продуктов, находящихся в точках общепита, из которых готовят блюда. Их направят в лабораторию для проведения исследования.
В ходе инспекции специалисты изучили все представленные дирекцией документы.
Они вправе проверить — и делают это — не только уставные бумаги ресторана, но и медицинские книжки, разрешения на работу, виды на жительство сотрудников — как в зале, так и на складах и кухне.
Затем прошли на кухню ресторана, чтобы посмотреть, в каком состоянии находятся цеха, плиты, холодильники и склады заведения.
Россельхознадзор, напомним, следит за безопасностью продуктов, которые не были обработаны: сырых мяса и рыбы, овощей, фруктов, молока, яиц и сыров.
Их коллеги из Роспотребнадзора также контролируют безопасность и соответствие заявленным нормам конечной продукции, включая лекарства, консервы, алкоголь и сигареты.
Как пояснили инспекторы, они не опасаются, что проверяемым ресторанам или магазинам удастся скрыть серьезное нарушение: если оно системное, то повторная проверка через 3–5 дней его обязательно выявит. «А при инспекции сетевых заведений питания или крупных торговых продуктовых сетей часто выявляем именно системные, а не случайные нарушения», — признаются сотрудники Ветнадзора.
Предварительная статистика за одиннадцать месяцев текущего года показывает: при отборе проб выявляют порядка 10–20 процентов недоброкачественной продукции, содержащей чужеродную ДНК, болезнетворные бактерии, а также антибиотики.
Под «чужеродной ДНК» обычно скрывается практика добавки, к примеру, в говяжий фарш частей птицы, баранины, которые не указаны в сопроводительных документах или на упаковке, и могут нести в себе различные бактерии, те же листерии, вызывающие заболевания животных и приводящие к раковым опухолям.
Помимо этого, несоответствие продукта упаковке очень часто означает нарушение норм и правил обработки или производства, а это снова болезнетворные микроорганизмы, вызывающие массовые отравления посетителей точки питания.
Кроме того, инспекторов Россельхоз- и Роспотребнадзора интересует такое распространенное явление, как подмена животных жиров растительными, что по мере их накопления может привести к диабету или атеросклерозу.
К сожалению, ради удешевления себестоимости продукции некоторые недобросовестные рестораторы идут на такие ухищрения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай Феоктистов, начальник отдела Ветнадзора:
— Окончательные результаты мы сможем объявить по завершении проверки, Россельхознадзор проверяет не только качество продуктов, но и то, есть ли у предприятия и работников установленные документы. Их в данном ресторане нам представили частично, сказали, что другая часть — в бухгалтерии. По закону, теперь есть пять рабочих дней донести бумаги. Что касается состояния объекта, то мы выявили незначительное — на два градуса — несоответствие температурного режима в мясном цехе и скол плитки в проходе возле одного из цехов. Итоги проверки мы сможем сообщить позднее. Обязательно расскажем о них «ВМ».
СПРАВКА
Самые распространенные нарушения — это отсутствие вентиляции, хранение готовых продуктов рядом с полуфабрикатами, отсутствие документов на продукты, отсутствие медкнижек у работников. Также встречается отсутствие маркировки на разделочных инструментах, а на кухонных столах — гигиенического покрытия. Претензии предъявляют также к нарушениям температуры и влажности на складах и отсутствию на ценниках полной информации. Встречается и несоблюдение режима стирки спецодежды сотрудников.