Те, кто рулит российской космонавтикой сегодня, должны посыпать голову пеплом и уйти. После одного телефонного разговора. Он состоялся на днях между ведущим конструктором оборонно-космического предприятия, создававшего легендарный космический корабль многоразового использования «Буран», и независимым экспертом по космонавтике Вадимом Лукашевичем. Первый советовался со вторым по поводу количества двигателей, которые участвовали в отделении «Бурана» от ракеты-носителя... Не по своей воле — опытного ветерана кораблестроения, который сам кого хотите научит, заставил это сделать его генеральный директор, — ему, видите ли, компьютерная графика, сделанная на коленке и выложенная на частном сайте Лукашевича, показалась более убедительной, чем доводы своих специалистов... Высшая степень деградации отечественной космонавтики! Рубикон перейден.
Обо всей этой истории рассказал у себя на странице в соцсети сам Вадим:
«Звонит мобильник:
— Алло, это Вадим Павлович Лукашевич?
— Да, слушаю вас.
— С вами говорит ведущий конструктор НПО «Молния» (называет фамилию). У нас проблема — не могли бы вы объяснить, почему у вас на сайте www.buran.ru «Буран» отделяется от второй ступени ракеты-носителя «Энергия» импульсом четырех маневровых двигателей, а не шести?
Охренев от такого вопроса — ведь мне звонит ведущий конструктор организации-разработчика «Бурана» — я неуверенно переспрашиваю:
— А почему у вас срабатывают шесть двигателей, а не четыре?
— Мы провели компьютерное моделирование процесса разделения нашего изделия и блока второй ступени, и у нас для гашения возникающих колебаний при плоскопараллельном расхождении, без соударений, нужно задействовать шесть двигателей. А у вас на сайте только четыре... Почему?
Подождите, но ведь вы разработали «Буран» и реализовали все вопросы разделения! Вы все моделировали тысячи раз и выполнили это в полете 15 ноября 1988 года! При чем тут я? Я просто нарисовал красивый мультик... Для своего сайта... Захотел сделать скринсейвер, чтобы на экране компьютера крутилась красивая картинка, похожая на реальность...».
Решив сначала, что этот пост — розыгрыш, мы обратились за комментарием к автору, в прошлом конструктору КБ «Сухой» и историку космонавтики Вадиму Лукашевичу.
— Вадим, успокойте нас, скажите, что этого разговора на самом деле не было...
— Увы, не могу этого сделать, потому что он действительно был. После моего объяснения, я сам спросил конструктора, а с чего вдруг он обращается ко мне с таким вопросом? И как этот вопрос мог вообще возникнуть при его высочайшем уровне компетенции!? «Понимаете, — грустно сказал мне мой собеседник,— мы сейчас для нового нашего изделия используем ту же схему, что и у «Бурана», и у нас снова получается шесть двигателей, а не четыре. Докладываем генеральному. А он собирает большое совещание и говорит, что мы ничего не понимаем, потому что у Лукашевича на сайте разделение производится четырьмя двигателями (он сам это видел), а это экономия топлива. Если не можете сделать самостоятельно — звоните Лукашевичу и выясняйте, как ему это удалось! Вот я и звоню...».
— Это не укладывается в голове. Что там за руководитель?
— НПО «Молния», которое, как вы знаете, было головным предприятием по созданию «Бурана», начиная с 90-х непрерывно пытались обанкротить вслед за Тушинским машиностроительным заводом. Там со времен перестройки сменились три команды, которые методично вели предприятие к закрытию. С этим активно боролся Геннадий Зюганов, но спасти ситуацию удалось лишь после вмешательства лично Владимира Путина, который распорядился оборонное предприятие все-таки сохранить.
Справка МК:
АО «НПО «Молния» — одно из крупнейших предприятий авиакосмической промышленности России, созданное для решения сложных наукоемких задач. Обладает большим опытом разработок по крылатым авиационно-космическим летательным аппаратам и системам, является разработчиком ракет-мишеней. В настоящее время предприятие включено в состав АО «Концерн «Калашников».
Сохранить-то сохранили, но руководителей поменять забыли. И получилось, что людям, пришедшим туда изначально, вероятно, для других целей — юристам, оценщикам, бухгалтерам пришлось быстро осваивать неведомую науку ради привлечения выгодных заказов.
— Но костяк-то из старых сотрудников остался... Говорят, если руководитель мудрый, он прислушивается к опытным подчиненным.
— Да, старые сотрудники продолжают работать. В основном это люди преклонного возраста, которых за любые огрехи тут же выгоняют на пенсию. Указал руководству на его некомпетентность, — пошел вон. Взять, к примеру, последний случай. Главный конструктор, ученик самого автора «Бурана» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского (кстати, 25 декабря мы будем праздновать 110-летие Лозино-Лозинского) написал статью, где среди прочего сказал, что главная беда нашей космонавтики в том, что ею руководят непрофессионалы, дилетанты. И что вы думаете? Этого главного конструктора быстро спустили до начальника бригады... Вот чтобы также не быть уволенным или пониженным в должности за невыполнение распоряжение руководства, мне и позвонил другой конструктор. Ему проще было сделать тупую работу, чем объяснить руководству, что это глупо.
— О каком новом проекте, напоминающем «Буран» он упоминал?
— У них есть старый проект многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС). Как я понял, речь в нашем разговоре шла именно о ней. Это орбитальный самолет, похожий на «Буран», который они уже защитили, продолжают дорабатывать в инициативном порядке, но денег на создание государство до сих пор не дает. В общем, имея «Буран», который уже прошел летные испытания, имея 220 томов по новому эскизному проекту МАКС, конструкторы «Молнии» вынуждены звонить постороннему человеку и советоваться по конструкционным тонкостям своих же разработок! Как я понимаю, их руководители очень хотят понять, что такое космонавтика, лезут для этого в Интернет (смеется), там им попадается мой сайт, и они находят, что моя анимация (!) отличается от того, что предлагают им опытные конструкторы.
— Как же они вас высоко ценят!
— Да. (Смеется.) С одной стороны, это действительно смешно, но с другой — грустно и больно. Это показывает, насколько чуждое настоящей космонавтике руководство правит бал на некоторых предприятиях.