Власти оптимизируют бюджет в условиях санкций. Траты, из-за внешних ограничений ставшие невозможными или ненужными, сократят на 10%. Параллельно ведомства предложат нарастить расходы на «преодоление санкционного давления»
Правительство проведет оптимизацию и перераспределение расходов федерального бюджета в 2022 году, следует из поручения вице-премьера — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Выдержки из документа опубликовал Telegram-канал «Майский указ», их подлинность РБК подтвердил источник в кабинете министров.
В первую очередь изменения коснутся расходов, использование которых «в текущих условиях представляется невозможным или нецелесообразным». Григоренко поручил министерствам, ведомствам и другим распорядителям бюджетных средств, таким как «Роскосмос» или РАН, к 15 марта представить в Минфин конкретные предложения по оптимизации таких расходов как минимум на 10% от общей суммы трат, предусмотренных для распорядителя, но без учета так называемых публичных нормативных обязательств (ПНО). К ним относятся определенные выплаты из бюджета населению, такие как военные пенсии, пособия инвалидам и ветеранам и т.д. Иными словами, ПНО защищены от сокращения.
Параллельно органам исполнительной власти поручили предложить, какие расходы федерального бюджета необходимо увеличить, чтобы «преодолеть санкционное давление в условиях текущей экономической ситуации». Такое увеличение не должно превышать 10% от расходов, предусмотренных каждому распорядителю (без учета ПНО). Таким образом, чистого увеличения расходов этим поручением не предусматривается.
Если какие-то ведомства не представят свои предложения или представят их в объеме, меньшем чем 10%, то министр финансов Антон Силуанов к 17 марта должен будет сам предложить такое 10-процентное перераспределение для ведомства, следует из поручения Григоренко. Пресс-служба Минфина подтвердила РБК, что вопрос перераспределения бюджетных ассигнований обсуждается «в рамках выработки мер для преодоления текущей ситуации».
РБК направил запросы в Минэкономразвития (предусмотрены расходы на 282 млрд руб. в 2022 году в открытой части), Минтруд (914 млрд руб.), Минпромторг (729 млрд руб.), Минэнерго (23,5 млрд руб.), Минтранс (267 млрд руб.) и Минстрой (304 млрд руб.) с просьбой уточнить, какие предложения по перераспределению расходов они представили. Минэнерго России рассмотрело подходы по оптимизации и перераспределению расходов федерального бюджета на 2022 год, предложения направлены на согласование в правительство, ответили РБК в пресс-службе министерства.
В Минтруде сообщили РБК, что свыше 95% расходов ведомства составляют публичные нормативные и приравненные к ним обязательства, которые не могут быть сокращены. При этом свои предложения по увеличению расходов Минтруд уже направил: в ведомстве напомнили, что на прошлой неделе были объявлены новые меры поддержки граждан с низкими доходами (выплаты на детей от 8 до 16 лет), а также разрабатываются дополнительные инициативы по поддержке рынка труда.
Действующий закон о бюджете предполагает общие расходы федерального бюджета в объеме 23,7 трлн руб. Минфин России в методических материалах по составлению бюджета на 2022 год указывал, что общий размер публичных нормативных обязательств составляет около 1,8 трлн руб., включая студенческие стипендии, пенсии военнослужащим, единовременное пособие при рождении ребенка и т.д. Таким образом, перераспределена может быть сумма примерно в 2,2 трлн руб.
Как было в начале пандемии
Аналогичный подход к перераспределению бюджета применялся весной 2020 года, в начале пандемии и обвала цен на нефть. Тогда Минфин попросил ведомства «приоритизировать» расходы, при этом указав, что секвестра, то есть чистого сокращения бюджетных расходов, не будет.
Впоследствии Минфин заложил на 2021 год сокращение на 10% ассигнований на «незащищенные» статьи расходов (к ним не относятся социальные обязательства государства, дотации регионам, содержание судебной системы, обслуживание госдолга, федеральные трансферты внебюджетным фондам и т.д.). В частности, было принято решение о пропуске ежегодной индексации зарплат госслужащих в 2021 году. Кроме того, власти сократили на 5% ассигнования на госпрограмму вооружений. Суммарное сокращение бюджетных ассигнований в 2021 году изначально оценивалось в 1,43 трлн руб., однако в итоге оно не понадобилось в полной мере, поскольку ненефтегазовые доходы оказались выше запланированных, что позволило нарастить бюджетные расходы в течение года.
Меньше инвестиций, больше соцподдержки
В нынешней ситуации логично было бы сокращать расходы, связанные с системой госуправления, причем не столько зарплаты чиновников, сколько административные траты, полагает директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Однако власти вряд ли на это пойдут: скорее всего, они перенесут по срокам мероприятия, связанные с инвестициями, в том числе в инфраструктуру, предполагает эксперт. По разделу «Общегосударственные вопросы» (госаппарат) действующим бюджетом запланированы расходы примерно на 1,9 трлн руб.
Действительно, сокращение инвестиций может стать одним из основных источников средств для перераспределения, полагает директор центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев. Помимо этого, государство, вероятно, сократит закупки, учитывая, что траты, например, на новые автомобили или на обновление компьютерной базы в данный момент не являются целесообразными. Это же касается и расходов на командировки, организацию международного сотрудничества.
За счет высвободившихся средств будет увеличен поток трансфертов в регионы, бюджеты которых не оставляют им пространства для маневра в нынешних обстоятельствах, уверен Климанов. Например, в них не было заложено таких статей расходов, как помощь беженцам, дополнительные выплаты бюджетникам в связи с резким ростом цен и так далее, говорит экономист.
Если исходить из того, что в 2022 году инфляция подскочит как минимум до 20%, а может быть, и выше, то увеличение расходов должно быть связано с поддержкой граждан, согласен Буклемишев.
Первый после введения санкций опрос ЦБ показал резкое ухудшение ожиданий аналитиков, в том числе по инфляции, писал РБК. По их прогнозам, в 2022 году темпы роста цен достигнут 20%, а ВВП России снизится на 8%.
Ранее российские экономисты допустили вероятность формирования бюджетного дефицита в 2022 году, учитывая возможный спад ненефтегазовых доходов из-за ухудшения экономической конъюнктуры. В связи с этим в правительстве обсуждают возможность использования Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование части бюджетного дефицита, следовало из одной из версий правительственного плана антикризисных мер (есть у РБК).
Кроме того, 14 марта президент подписал закон, который закрепил возможность в 2022 году направлять дополнительные нефтегазовые доходы бюджета (таковыми признаются дополнительные поступления, возникшие от превышения ценой на нефть «отсечки» в $44,2 за баррель) на финансирование текущих расходов, включая исполнение публичных нормативных обязательств, реализацию приоритетных мероприятий по решению правительства. Также дополнительные нефтегазовые доходы, которые до заморозки валютных резервов России странами Запада стандартно направлялись на формирование бюджетных сбережений, можно будет в 2022 году использовать для погашения государственного долга и замещения госзаимствований, которые сейчас не осуществляются из-за рыночной волатильности.