Россия уже опоздала на домашний чемпионат мира. К 2018 году нам не удалось создать систему подготовки «золотой» команды. Более того, никто не понимает, как еще существует детский футбол в России, и вы даже не найдете в открытых источниках информацию, сколько футбольных школ работает в нашей стране и сколько детей в них занимается. Еженедельник «Футбол» отправился в самую обычную провинциальную футбольную школу в Курске, чтобы увидеть, что у сборной России еще остались шансы не опоздать на всю футбольную жизнь. Но они будут исчезать с каждым годом.
Узнать в курской толпе людей, причастных к местному клубу «Авангард», не составляет никакого труда. Все они ходят по городу в спортивной одежде, как минимум одна из деталей которой обязательно помечена символикой команды. В первой же маршрутке, идущей к дебрям спальных районов, сидят двое мальчишек в кофтах с гербом из трех соловьев. Это Кирилл и Юра, и они, конечно же, едут на тренировку. В Курске вообще каждый второй когда-то играл в «Авангарде» или делает это сейчас. Ничего удивительного − город небогат на выбор спортивных секций, а школа «Авангарда» к тому же единственная, где могут похвастаться хоть сколько-нибудь именитым футбольным брендом.
При этом отношение к родной команде у курян довольно прохладное. Были времена, когда «соловьи» крепко держались в первом дивизионе и даже привозили в Курск московское «Динамо» с Данни и Хохловым. Сейчас же это вялый середняк ПФЛ, на игры которого не забивается даже половина двух трибун, из которых состоит местный стадион «Трудовые резервы». Поэтому воспитанники авангардовской школы с трудом видят свое будущее в родном клубе и смущенно прячут глаза, когда их об этом спрашивают.
Юра, чья клубная кофта скрывает футболку «Барселоны», на вопрос о том, где бы они хотели играть, когда вырастут, поначалу теряется. На помощь приходит Кирилл.
− В «Шиннике», − хитро улыбается парень и делает тем самым портфель «Месси» в руках приятеля совсем уж нелепым атрибутом в этом салоне разбитого ПАЗика.
− Это почему? − с трудом пытаюсь найти логику.
− Да у Юры там брат играет, − раскрывает секрет Кирилл.
Брат − это форвард Иван Подоляк, переехавший в Ярославль в прошлом году. В этом сезоне он забил всего один гол, да и на поле выходит в основном на замены, но для юных курских футболистов даже такие достижения – уже достойный ориентир. Несмотря на юный возраст, здесь уже умеют видеть реальные земные цели и о попадании в европейский топ-клуб мечтают разве что перед сном, засыпая в кроватях под глянцевыми плакатами кумиров.
Испания.
Детский сад «подводников»
Если бы Курск находился чуть ближе к Пиренеям, то футболка «Барсы» четко бы сигнализировала, что Юра занимается в одной из школ каталонского клуба. Это фишка Испании – там почти все клубы имеют по нескольку детских академий, разбросанных по всей стране.
Да и вообще подавляющее большинство футбольных школ принадлежит футбольным клубам или работает по программе партнерства. У самой «Барселоны» только непосредственно своих школ – 9 по стране. Более 20 различных филиалов и школ у «Реала», более 70 партнеров – у «Атлетико», более 40 – у «Вильярреала». «Подводники» вообще разработали систему, когда детей в 3 года приводят на специальные футбольные «курсы психомоторики» и готовят там до 6 лет, когда можно идти уже в обычную академию.
Это похоже на футбольный детский сад, где малыши изучают правила игры и для них разработаны специальные упражнения, имитирующие настоящие футбольные тренировки. В «Вильярреале» говорят, что так трехлетние футболисты развивают все области: моторно-двигательные рефлексы, когнитивные функции, социально-эмоциональное взаимодействие. И в 6 лет, когда приходит пора поступать в академию, им не надо адаптироваться к футбольному миру.
Если бы такая система работала в России, Кирилл и Юра занимались бы футболом лет с трех и уже чувствовали бы себя в системе одного из топ-клубов. Но ни «Спартак», ни ЦСКА , ни «Зенит» почему-то не спешат открывать академии по всей стране.
Россия. Курск.
«Роналду» и «Иско»
Высадившись на твердую землю, Кирилл и Юра почти тут же переходят на легкий бег. То ли по вине водителя, то ли из-за позднего выхода они опоздали на 20 минут. Их команда − полтора десятка мальчишек самого разного роста и комплекции − уже вовсю гоняет мяч на четвертинке футбольного поля. Эта тренировочная арена неприметно спряталась в самом сердце спального района. Рядом – тихий парк, небольшая рощица, дорога с вяло проезжающими авто и площадка, где родители безмятежно выгуливают своих детей.
За все время тренировки остановиться и понаблюдать за игрой ребят решили лишь двое мужичков в кожаных куртках, сразу же севших в явно привычную позу на корточках с бутылками пива в руках для баланса. Были ли это простые болельщики или скауты школ-соперников, сказать трудно, но после получаса вялого перешептывания они встали и ушли в неизвестном направлении.
Наспех переодевшись прямо на мини-трибунах, Кирилл и Юра почти без разминки включаются в игру. Выясняется, что умиротворяющее течение жизни вокруг неспособно усыпить пыл маленьких игроков. Они задорно носятся по полю и не жалеют ни себя, ни соперника. То и дело кто-нибудь заваливается на газон после жесткого стыка, но моментально поднимается, чтобы вернуться в игру. Здесь явно не принято симулировать и клянчить у судей пенальти. Парни играют с душой и азартом, что часто компенсирует огрехи в базовой технике.
Если по владению мячом к авангардовцам есть вопросы, то их поведение можно хоть сейчас ставить в пример профессионалам. Во время игры от них почти не услышишь ни одного жесткого слова. Разве что только вратарь однажды не смог совладать со своими нервами.
− Сыкуны, даже стенку на штрафной не поставили, − мощно разрезает он тишину квартала обвинением в трусости. В том эпизоде его команда и правда сачканула, но вообще среди парней в почете серьезный мужской стиль без игры на публику и без нежности. Например, одного парня одноклубники пытались уличить в постыдном деле – использовании геля для волос. Но он сумел отбиться от обвинений и убедить своих, что модная прическа на его голове получилась сама собой.
Даже привычные примеры для подражания здесь котируются с неохотой. Когда Кирилла после неудачной обводки называют Криштиану Роналду, он искренне возмущается. Перед тренировкой парень признался, что его больше привлекает игра Иско. В действиях 12-летнего игрока четко просматривается плеймейкер: он раздает передачи, дирижирует атаками и смело обходит соперников.
Италия.
Императорская школа
Если бы Кирилл жил где-то на Апеннинах, он бы точно знал, с чьим именем ассоциировалась его игра. В Италии очень популярны футбольные школы, открытые знаменитыми футболистами прошлого и настоящего. Одна из самых известных – та, что организовал Франческо Тотти 5 лет назад.
Поступить на обучение в A.S.D.TottiSoccerSchoolможет любой ребенок в возрасте от 5 до 12 лет. Обучение платное, но зато есть гарантии, что успехи ребенка не останутся незамеченными профессиональным футбольным сообществом: скауты клубов здесь довольно частые гости. К тому же в истории школы уже есть отличный пример. Дело в том, что школа Тотти была создана на базе уже существующей спортивной ассоциации Axa Calcio. То есть с детьми здесь занимались и до появления Тотти. А одним из ее выпускников является Алессандро Флоренци – нынешний партнер Тотти по «Роме».
В школе Тотти существует три возрастные группы: «Пикколи Амичи» (5–7 лет), «Пульчини» (8–10 лет) и «Эзордиенти» (11–12 лет). Самые юные обучаются азам футбола, и их тренировки проходят в форме игр. Ученики из группы «Пульчини» уже подходят к занятиям более серьезно, проводят разминки, делают различные футбольные упражнения. Ну а самые старшие ребята отрабатывают как технические, так и тактические моменты.
Во всей Италии в принципе, и школа Тотти не исключение, уделяется огромное значение психологическому состоянию детей. Специалисты работают как с ребенком, так и с его родителями. Главное, что пытаются донести психологи: каждый ребенок проходит обучение в школе не для того, чтобы выигрывать, а чтобы получать удовольствие и развиваться. У учеников школы Тотти даже есть права, которые прописаны в специальной карте и согласованы с ООН и УЕФА. Пункты свода гласят, что каждый ученик имеет право веселиться, заниматься спортом в безопасных условиях и, что важно, не быть чемпионом.
В России игроки пока научились проводить только небольшие турниры под своим именем, и есть еще академия Алексея Смертина. Но никто ничего не слышал о том, что могут открыться школы, например, Егора Титова, Андрея Аршавина, Александра Мостового или Валерия Карпина.
Россия. Курск.
«Нойер» в нападении
В своей группе Кирилл смотрится самым талантливым и перспективным. Дела у его спутника Юры идут не в пример хуже. Он тихо дрейфует по флангу без особой надежды когда-нибудь удачно обострить игру. Позднее выясняется, что Юра изначально находится в неравных условиях − он на два года младше всех остальных. А занимается он тут за компанию с Кириллом, который на самом деле оказывается его племянником. Типичные для российского быта семейные связи в профсфере можно найти даже на таком уровне.
Из других колоритных персонажей обращает на себя внимание коренастый крайний форвард по прозвищу Чика − единственный, кто вышел играть в черных бутсах. Яркость он компенсирует своей дерзкой игрой, для которой нормальным считается перекидывать вратаря или финтить спиной к чужим воротам.
Ближе к концу игры на первый план выходит один из голкиперов. С криком «Щас покажу вам Гарета Бэйла!» он показывает Мануэля Нойера, доходя до чужой штрафной и пытаясь пробить. После чего возвращается к своим воротам и с выражением довольной усталости плюхается на газон. Чем чаще он устраивает такие забеги, тем яснее, что мужская концентрация ребят постепенно иссякает и начинает уступать место чисто ребяческому дурачеству. Окончательно игра завершается с появлением бутылки воды, которую один из игроков тщательно прятал все это время в пакете рядом со штангой.
Германия. Италия.
Обновление прошлого
Очень скоро парни в детских футбольных школах Курска будут играть не только в Нойера, но и во всех других футболистов «бундестим», окончательно забыв фамилии тех, кто носит футболку сборной России. Хотя бы потому, что Германия – ставший классикой пример, как можно за 10 лет сконструировать мощнейший конвейер по производству футбольных талантов.
До 2000 года Германия не имела системы подготовки игроков. Глобальные реформы начались после того, как «бундестим» здорово огребла на Евро-2000 (15-е место), но получила право на проведение ЧМ-2006. Тут же было принято решение Немецкой футбольной ассоциацией и Бундеслигой выделить 700 млн евро на футбольные академии и специальную программу.
«Программа поощрения талантов» начала работу с сезона-2002/03. К этому моменту Немецким футбольным союзом было построено 390 (!) тренировочных баз по всей Германии. Причем очень важно было то, что они рассредоточены по всей стране и примерно равноудалены друг от друга. Так реализовывался принцип равных возможностей, а местные клубы могли выискивать молодые таланты и наблюдать за ними. С детьми там работают свыше 1300 тренеров. Причем для Германии было принципиально, чтобы почти все специалисты были немцами.
Эти 390 баз приняли к себе 22 тысячи детей в возрасте от 11 до 17 лет. Как правило, дети с 11 до 13 лет в таких школах занимаются отдельно, а все остальные возрасты – с 14 до 17 лет – вместе. С 14 лет детей начинают обучать футбольной тактике. Но это первая ступень. Затем талантливые ребята отправляются в центры подготовки, клубные академии. Сейчас в 46 академиях занимаются более пяти тысяч юношей. При этом лишь один из тысячи попадет в главную команду. Однако в академиях ребята получают хорошее образование, чтобы не оказаться на обочине, даже если мечта о футболе не осуществится.
Так Германия обеспечила себе не только звание чемпионов мира, но и отличный шанс на призовые места на всех крупных турнирах лет на двадцать вперед. И, например, в Италии вынуждены с грустью смотреть, как их футбол скатывается ближе к середнякам Европы.
У них тоже был шанс что-то изменить. В 2010 году, когда итальянцы провалились на молодежном и взрослом уровнях, Федерация футбола Италии пригласила на работу Роберто Баджо. Божественному Хвостику было поручено возродить детскую и молодежную системы подготовки. После ряда исследований Баджо и его команда представили федерации 900-страничный проект «Обновление будущего». На тот момент в итальянской федерации было зарегистрировано 73 тысячи человек, из которых 67 тысяч – тренеры различных категорий, а остальные – медики. Этого числа специалистов не хватало для покрытия всего детско-юношеского футбола. Так, например, игроки узнают о своих проблемах со здоровьем в 16–18 лет, когда получают более глубокое обследование в профессиональном клубе.
Баджо в своем проекте сделал акцент на четырех важных компонентах: создание лабораторного и исследовательского центров, которые бы отвечали за разработку методик для игроков, создание медицинского центра, школы тренеров и раздела по развитию детско-юношеского футбола (5–16 лет). Баджо был настроен вдохнуть новую жизнь в итальянский футбол, но к таким реформам члены федерации оказались не готовы. 900-страничный проект пролежал в их офисе больше года, но так и не был рассмотрен. Баджо психанул и подал в отставку: «Мне не нравится просто сидеть на стуле, так как я хочу делать конкретные вещи. Именно поэтому я решил уйти».
Россия. Курск.
Пять процентов
В России тоже нет никакой системы, и все держится преимущественно на энтузиастах. В курской академии сплав неформальной семейной атмосферы и серьезного подхода к делу − заслуга тренера ребят Паршина Виталия Петровича. С детьми он занимается больше двадцати лет и получает от этого дела истинное удовольствие. Паршин с интересом подсказывает своим парням по ходу матча, а в конце занятия заботливо напоминает, чтобы те не забыли свои вещи. Благодаря Виталию Петровичу и его коллегам «Авангард» считается грандом среди школ Черноземья, и их спортивным результатам остальным остается только завидовать.
Паршин также уверен, что их юниорские команды имеют вполне приличную инфраструктуру. «Не как у ЦСКА или «Краснодара», конечно, − на всякий случай уточняет он. – Но для своего уровня достойно». Ребят обеспечивают экипировкой, содержат во время сборов и возят на разные турниры, причем не только по России. Недавно, допустим, они были в Болгарии и Словакии.
Трудности, однако, тоже есть. Самая явная − газон. По теплу дети всех возрастов гоняют на искусственном поле, потому что доступ к живой траве для них закрыт. Виталий Петрович уверяет, что для 12-летних это не страшно, хотя при возможности он бы, естественно, своих с синтетики увел. Другая ощутимая проблема – отсутствие контакта со взрослой командой. Тренер уверен, что, даже несмотря на все неудачи последних лет, тесное общение с первым составом способно стать для его ребят отличной мотивацией. Может, тогда количество человек, которые после окончания футбольной школы становятся профи, возрастет. Сейчас эта цифра равна 5% от общего числа учеников, и, говорят, это еще нормально.
Китай.
Волна в 100 тысяч
Очень скоро 5 процентов окажутся катастрофически малой величиной. Свои программы развития футбола разработали не только те страны, которые хотят не исчезнуть с футбольной карты мира, но и те, которых там никогда не было: Исландия, Австрия… Вскоре к ним присоединятся те, кого вообще никогда не воспринимали всерьез.
Правительство Китая в апреле этого года выступило с инициативой введения футбола в школах в качестве обязательного предмета. Это значит, что больше 200 миллионов детей будут получать первичные навыки игры. К 2017 году планируется создать 20 тысяч футбольных школ, которые будут выпускать более 100 тысяч игроков в год.
Организовывать все это будет испанский фонд «Марсет». Китайцы им заинтересовались после того, как команда из Северной Кореи выиграла Кубок Азии U-16. Ее подготовкой целый год как раз занимались тренеры из «Марсета», и если у них все получится, лет через 15 дешевые китайские футболисты заполнят весь мир: 100 тысяч выпускников футбольных академий – это слишком серьезно, чтобы остановить их любым лимитом, хоть «7+4», хоть «10+15».
Курск