Найденное недавно произведение изобразительного искусства майя рассказывает о борьбе двух древних сверхдержав.
Правитель пребывал в темноте более 1,4 тыс. лет. Когда он был обнаружен археологами, половина его тщательно вылепленного лица отсутствовала, зато изысканный головной убор и все положенные ему регалии находились в сохранности. Его оставшийся один глаз смотрел в мрачный туннель, который грабители пробили когда-то в основании одного из крупнейших архитектурных памятников Холмуля — древнего города майя на северо-востоке современной Гватемалы. Иероглифическая надпись возле этой фигуры указывала ее имя: Оч-Чан-Йопаат, что в переводе означает «Вступающий на небо бог грозы».
Сама фигура размещалась в центре найденной недавно панели со скульптурными лепными изображениями, которая вызывает сегодня огромный интерес у всех специалистов по археологии, занимающихся изучением цивилизации майя. Раскопки этого архитектурного памятника — он представляет собой прямоугольную пирамиду с плоской вершиной, где совершались религиозные обряды, — производил гватемальский археолог Франсиско Эстрада-Белли (Francisco Estrada - Belli) из Бостонского университета, который стремился разобраться в политической жизни одного особенно бурного периода истории майя.
Внутри данной пирамиды находятся остатки сооружений предыдущих столетий, стоявшие на этом самом месте до того, как над ними, один поверх другого, стали возводиться более крупные храмы. Эстрада-Белли со своей группой археологов-исследователей продвигался по туннелю сквозь эти плотно расположенные сооружения, последовательно изучая остатки все более ранних памятников истории, когда на пути возникло вдруг основание какой-то лестницы. Летом 2013 г. они начали подниматься по ступеням на наружной стороне старого десятиметрового храма, который каким-то образом избежал в свое время разрушения. Самую верхнюю часть этого храма украшал великолепный фриз — огромная, художественно выполненная из гипса (если точнее, майя использовали материал под названием «штук» — смесь гипса и мела, которой покрывали стены и из которой изготавливали лепные украшения. С помощью острого резца на покрытые штуком поверхности наносились рисунки и надписи. — Примеч. пер.) панель размером 8 х 2 м.
Однако найденный фриз — не простое архитектурное украшение. Сегодня он представляет собой ценное историческое свидетельство, помогающее археологам понять, как проходила жизнь государств майя в период их жестоких междоусобиц. Когда создавался сам фриз, примерно в 590 г. н.э., государство Холмуль находилось в центре военного конфликта, который, по мнению многих ученых-историков, более чем на тысячу лет предопределил историю цивилизации майя. Речь идет о войне между государствами Тикаль и Кануль. Как полагают специалисты, изображенный на фризе правитель был основателем династии, правившей государством Холмуль в тот важнейший период. Если они правы, сделанная археологами находка могла бы помочь ответить на давно возникавшие вопросы об общем характере правления у майя.
Надпись на гипсе
Причина той надолго затянувшейся войны затерялась во времени, однако многие исследователи полагают, что она была связана с доступом к ценностям. Скорее всего, повелители Тикаля и Кануля соперничали за контроль над торговыми путями, по которым доставлялись такие товары, как обсидиан (вулканическое стекло) для производства орудий труда и оружия, жадеит (минерал зеленого цвета) для изготовления предметов религиозного культа, а также какао-бобы. Такие какао-бобы использовались майя и как деньги, и в качестве главного ингредиента шоколадного напитка, который они пили во время совершения религиозных ритуалов. Вероятно, Холмуль был всего лишь одним из десятков или даже сотен городов в сети торговых партнеров, обеспечивавшую концентрацию экономического благополучия региона в столице какого-то одного местного государства, с которым на данный момент существовали союзнические отношения. Как бы то ни было, сейчас данный город приобретает для археологов особую важность из-за обилия информации, сохранившейся в его остатках: это сведения и о самом месте раскопок, и о политической жизни того времени.
Изучение храма и его замечательного фриза продолжается. Однако уже сейчас Эстрада-Белли и его коллеги начали с его помощью понимать, как жил город Холмуль в решающий для него период истории. Правители майя использовали огромные накопленные богатства, возводя монументальные сооружения в знак благодарности богам и духам предков за создание возможности для преуспевания, а также в расчете на то, чтобы заручиться их дальнейшим покровительством. Похоже, именно этой цели служил храм в Холмуле: рельефные лепные изображения по сторонам фриза позволяют даже говорить о своеобразном «доме рода правителей» — храме для поклонения предкам правящей семьи.
Чтобы разобраться в этом насыщенном символами фризе, Эстрада-Белли обратился за помощью к Карлу Таубе (Karl Taube), специалисту по иконографии майя из Калифорнийского университета в Риверсайде. Как пояснил Таубе, правитель в центре фриза сидит на макушке мифологического горного духа Виса, из уголков рта которого выползают два пернатых змея, олицетворяющие ветер. Пещеры на склонах горы служат проходами в подземный мир, из них выходят ветер и дождь. Правитель находится над расщелиной в горной вершине. «Полагаю, они изобразили здесь правителя рядом с неким священным местом — возможно, это местность, откуда он родом», — предположил Таубе. Он отметил, что «расщелина представляет собой отверстие, откуда появляются предки» — из подземного мира. Майя верили, что часть мира под землей и под водой служит домом мертвых, а также многих страшных сверхъестественных существ. Соответственно, пещеры — это ходы между под- земным миром и миром живых.
По обе стороны от правителя расположились фигуры, символизирующие смерть и ночь. По мнению Таубе, они представляют собой богов подземного мира, персонифицированных в виде ягуаров. Поскольку ягуары — ночные хищники, различные группы майя отводили им самые разные роли. Ягуары были для них олицетворением солнца в ночное время, когда, как они считали, наше светило проходит через подземный мир мертвых. Любопытно, что в других изобразительных работах майя правители обычно сами приносят подношения богам, однако на данном фризе именно боги-ягуары выражают подобным образом почтение к данному правителю. Непонятно, почему здесь так поменялись их роли — возможно, это было сделано для придания особой значимости Оч - Чан-Йопаату и, соответственно, всей правящей семье.
Группа лепных фигур в нижней части фриза, в свою очередь, лишь добавляет интриги этой истории самовосхваления. По заключению эпиграфиста Гарвардского университета Александра Токовинина, переводившего этот древний текст, данный храм был построен по указанию правителя соседнего, более крупного и могущественного города-государства Наранхо. Этот правитель Наранхо прямо называется человеком, возродившим правящую династию Холмуля. Однако та же надпись указывает, что правитель Наранхо находится в вассальной зависимости от правителя государства Кануль. Таким образом, как бы ни восхваляли символические лепные изображения фриза место правителя Холмуля в космосе, становится понятно, что само государство Холмуль фактически находилось в самом низу трехъярусной иерархии значимости. Правитель Холмуля был вассалом правителя Наранхо, который, в свою очередь, подчинялся правителю Кануля. «Это показывает, что все государства майя были связаны между собой, — отмечает Эстрада-Белли. — Мы не представляли, какое место занимал Холмуль в огромной геополитической схеме майя, пока не нашли эту информацию в надписи на фризе».
Бесконечные войны
Детали фриза пополнили растущий объем сведений, противоречивших традиционному представлению о миролюбивости древнего народа майя. За период с 1995 по 2000 г. исследователи Саймон Мартин (Simon Martin) из Пенсильванского университета и Николай Грубе (Nikolai Grube) из Боннского университета расшифровали надписи на памятниках, где упоминалось о силовых взаимоотношениях государств майя, а затем нанесли на карту места таких столкновений на всей их территории — от южной Мексики до северного Гондураса. Как показала эта работа, война была здесь частым явлением, отводившим каждому городу его место в строгой иерархии. Хотя отдельные правители представлялись независимыми, фактически все они подчинялись либо династии Тикаль, либо династии Кануль. «Похоже, это были своего рода сверхдержавы, которые в полной мере господствовали, осуществляя свою власть над всеми остальными государствами майя», — поясняет Эстрада-Белли.
«Возникает вопрос: кто же из них двух доминировал в тот период?», — продолжает тему Мартин. Повидимому, до середины 500-х гг. верх одерживал Тикаль. Вероятно, благодаря прочным связям с мощным городом-государством Теотиуакан в восточной Мексике Тикаль сумел распространить свое влияние на весь полуостров Юкатан на востоке и плато Петен в северной Гватемале. Падение Теотиуакана произошло около 550 г., а в 562 г. Тикаль потерпел сокрушительное военное поражение, после которого в этом городе-государстве на протяжении более 130 лет не велось никакого крупного строительства. В этот же период правители Кануля начали оказывать влияние на весь регион. Одним из городов, перешедших тогда под контроль династии Кануль, стал Холмуль.
Как отмечает Эстрада-Белли, имеющаяся на фризе иероглифическая надпись о необходимости «привести в порядок» династию Холмуль позволяет предположить, что ранее, примерно в V в., Холмуль был завоеван Тикалем, а его правящая семья оказалась отстранена от власти. Отвоевав этот город обратно, государство Кануль вернуло властные полномочия его первоначальной правящей династии. Токовинин предлагает иную интерпретацию тех событий. Он допускает, что правители государства Наранхо могли поменять Тикаль на вассальную зависимость от Кануля, взяв с собой Холмуль. В любом случае Холмуль был бы ценным приобретением с учетом его стратегически важного расположения между столицей государства Кануль к северу и столицей государства Тикаль к западу.
И все же, даже оставаясь зависимым от Кануля, правитель Холмуля в определенной степени сохранял свободу действовать по собственному усмотрению. В отличие от Древнего Египта или Римской империи, прямо управлявших завоеванными территориями, сверхдержавы майя предпочитали оставлять местным властям возможность продолжать править, не забывая собирать с них плату. «Они были заинтересованы в установлении отношений доминирования. Они почти наверняка стремились получать дань, но не очень-то хотели вводить войска или расширять свою территорию. В этом смысле налицо картина высокой степени децентрализации», — замечает Мартин.
Сверхдержава или империя?
Именно децентрализованный характер правления майя оказался в центре спора о том, следует считать государства Тикаль и Кануль сверхдержавами или империями. По мнению Мартина, контролировавшиеся ими географические районы были чересчур малы: вся территория майя примерно равнялась по площади штату Нью-Мексико в США. К тому же их контроль над зависимыми государствами был чересчур нестабильным, чтобы рассматривать Тикаль и Кануль наравне с известными империями Европы, Азии и Африки. Для этих более мелких и относительно нестабильных майяских государств Мартин предпочитает использовать термин «сверхдержава». Эстрада-Белли возражает: благодаря прояснению с помощью фриза в Холмуле силовых взаимоотношений между местными городами-государствами проще сказать, что у майя были империи. «Пора уже сменить старую парадигму, — настаивает он. — Майя более всего внешне соответствуют культуре, существовавшей когда-то при одном правителе, — например, в государстве Кануль того периода. В этом смысле они очень сильно напоминают некоторые великие цивилизации Старого Cвета».
Определение того, были Кануль и Тикаль сверхдержавами или империями, важно для понимания, как именно проходила повседневная жизнь этих государств майя — и почему они так часто воевали между собой. При обоих вариантах Холмуль, скорее всего, платил бы какую-то дань Наранхо, а Наранхо в свою очередь платило бы правителю Кануля. Но что (если хоть что-то вообще) мог получать взамен Холмуль? Археологические свидетельства не дают внятного разъяснения на этот счет.
«Какая-то привлекательность должна была присутствовать», — полагает Мартин. Он допускает, что элита Холмуля могла получать какие-то экзотические подарки или приглашения принять участие в празднованиях и разных торжественных церемониях в столице государства Кануль — все это как способ склонить ее содействовать амбициям Кануля.
Археолог и антрополог Дэвид Фрейдель (David Freidel) из Университета Вашингтона в городе Сент-Луис смотрит на эти взаимоотношения по-иному. Он считает, что та дань, которую правители Кануля требовали от зависимых государств, приобрела вид односторонней экономической зависимости. «Поток ресурсов, включая коммерческие товары и воинов для ведения бесконечных войн, направлялся в столицы этих двух сверхдержав, — указывает он. — Не приходится сомневаться, что это имело характер эксплуатации».
Фрейдель, который совместно руководит раскопками в другом вассальном городе Кануля, считает, что государства майя во многих отношениях были похожи на страны в других частях света, где возводились памятники для прославления лидеров, например египетские пирамиды или римские триумфальные арки. «Они любили эстетику силы, — поясняет он. — Это есть во всех цивилизациях. И ярким примером служит вот этот фриз. Они закопали его, поскольку он прекрасен и им хотелось как-то сохранить его в целости и запомнить». Возможно, фриз в Холмуле был закопан, чтобы не сердить богов и духов предков, которых он должен был прославлять, во время возведения сверху более крупного памятника. Таким образом правители Холмуля получили возможность продолжать строить здесь новые грандиозные памятники, в каком-то смысле сохраняя старые.
Фрейдель говорит, что согласен с большей частью интерпретаций нового фриза, предложенных Мартином и Грубе, однако чем больше археологи узнают об истории государств майя, тем более эти государства напоминают империи. К разрешению этого спора может привести возобновление раскопок закопанного храма в Холмуле — помимо всех прочих объектов. Здесь Эстрада-Белли планирует продолжить прокладку туннеля, направив его через остальные части сооружения. Он собирается также обследовать два недавно найденных помещения внутри, а кроме того далее открывать внешние стены данного храма. Сам этот фриз, каким бы большим он ни казался, занимает только лишь верхнюю часть одной из сторон сооружения. Поэтому в других его местах может обнаружиться немало других произведений изобразительного искусства майя, которые позволят нам лучше понять, как проходила жизнь в Холмуле во время многовековой и полной превратностей междоусобицы древних государств.