Российский союз автостраховщиков бьет тревогу: на 2,6 млн штук упали продажи полисов ОСАГО. Ассоциация защиты автостраховщиков приводит еще более удручающую статистику падения — 6,9 млн. По мнению РСА, это связано в том числе с валом подделок. Такое же предположение высказала в комментарии для «Труда» пресс-служба Банка России (мегарегулятор курирует рынок страхования).
Еще в главном банке страны предположили, что россияне стали массово отказываться от автомашин в связи с кризисом. «Снижение продаж полисов ОСАГО вызвано в первую очередь сокращением автопарка и нежеланием ряда страхователей продлевать такой договор, — утверждают в Банке России. — Это может быть связано со многими факторами, в том числе с падением доходов населения».
Что ж, по поводу падения доходов граждан спорить не будем, но вот что касается сокращения автопарка, то это утверждение противоречит официальной статистике. Дело тут скорее в другом. Да, кризис заставляет экономить на чем-то, без чего можно обойтись. И при первой возможности граждане массово отказались не от автомобиля, а от ОСАГО. Такая возможность появилась осенью прошлого года — после того как наши хитромудрые депутаты отменили статью КоАП о снятии номеров с автомашин, владельцы которых не имеют полисов ОСАГО, заменив ее штрафом в 600-800 рублей.
А дальше простая арифметика. Граждане смекнули: зачем платить по увеличенным в прошлом году почти вдвое тарифам ОСАГО, когда можно отделаться штрафом? А тут появился и другой дешевый вариант — «левый» полис за 1 тысячу рублей. Такие нынче можно купить на каждом углу. Вполне легальные бланки, только ворованные и не имеющие реального страхового покрытия. По данным того же РСА, таких в нынешнем обиходе свыше 2,5 млн.
Но почему же россияне в массовом порядке, миллионами, бегут от ОСАГО, которое, по заверениям страховщиков и курирующих госорганов, улучшается год от года? Ответ на поверхности. Граждане вынуждены играть с государством и страховщиками по тем правилам, которые им навязали. Система, которая должна была обеспечить беспроблемную жизнь на дорогах, обернулась для автомобилистов лишь головной болью и дополнительным налогом для автомобилистов. А в выигрыше только страховые компании, не желающие отказываться от высоких прибылей. Именно здесь собака зарыта. Вопросов, которые задают законопослушные автомобилисты, множество. Попробуем в них разобраться. Ведь приведение системы ОСАГО в норму поможет избежать роста социальной напряженности в этих непростых для страны условиях.
«Люди получают по ОСАГО больше — и получают быстрее», — уверяет глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Однако, по официальной статистике Банка России, 77% жалоб на страховые компании приходится именно на ОСАГО. Это самый проблемный сектор страхования, которому, по идее, следует уделить должное внимание. Выясняется, что страховщики завышают цену полисов ОСАГО, задерживают выплаты, занижают сумму возмещения, вовсе отказывают в выплатах возмещения ущерба — короче, издеваются над клиентами. То и дело мы слышим об отзывах лицензий у одних страховых компаний, введении временных администраций в других... Речь, как правило, идет о не самых крупных игроках рынка. А что же лидеры, известные компании? Увы, «детскими болезнями» ОСАГО заражены даже те, кто «всегда платит».
Спросите о конкретных примерах? Вот пенсионерка Татьяна А. (все материалы дела имеются в распоряжении редакции) обратилась в СПАО «Ингосстрах» для прямого урегулирования убытков по ДТП.
Там ее направили в аффилированную оценочную компанию. Итог: страховое возмещение составило 10 486 рублей 67 копеек. В выплате возмещения утраты товарной стоимости отказано. Затраты на ремонт (в самом дешевом дилерском центре — машина-то совершенно новая) составили 19 291 рубль 74 копейки. Как ни старалась Татьяна снизить стоимость ремонта, ей не удалось вписаться в страховую выплату, которая, как видим, почти вдвое меньше ценника техцентра. Интересна причина, по которой «Ингосстрах» отказал в выплате возмещения утраты товарной стоимости автомобиля: отсутствие утвержденной Банком России методики расчета...
Аккредитованный Российским союзом страховщиков эксперт Виталий Коняхин разъяснил для «Труда», что такие методики существуют, в том числе методика Минюста России, которая обязательна для страховщиков. Все дело в том, что страховые компании добровольно УТС не возмещают, старясь всеми правдами и неправдами уйти от выплаты. И это несмотря на то, что Верховный суд РФ неоднократно, в том числе в постановлении (опубликовано в «Российской газете» 2 февраля 2015 года), прямо указал, что утрата товарной стоимости автомобиля подлежит безусловному возмещению наряду с возмещением ремонта и запасных частей. Но «Ингосстраху», как видно, Верховный суд не указ.
Три месяца идет переписка нашей читательницы Татьяны А. с «Ингосстрахом». На досудебную претензию менеджеры компании также ответили отказом — неправильно оформлен один из документов. Короче, находят уловки, чтобы не платить. Следует заметить, что «Ингосстрах» в данном случае действовал в рамках прямого возмещения убытков. То есть он работал с компанией виновника «Согласие» и мог взыскать суммы ущерба с нее.
Мы так подробно описываем случай не потому, что он уникален. Напротив, он типичен. В распоряжении редакции имеются документальные подробности еще как минимум двух аналогичных эпизодов этой войны клиентов со страховщиками, услугами которых они имели несчастье воспользоваться. В большинстве случаев сумма компенсации вдвое меньше затрат на ремонт, УТС вообще не выплачивается.
Но почему так происходит? Почему для того, чтобы получить страховую выплату, которая бы покрывала восстановительный ремонт по ОСАГО, граждане должны воевать? Почему нельзя организовать систему страхования так, чтобы люди могли без мучений получить то, что им положено по закону? Почему нельзя сделать так, чтобы граждане добровольно и с удовольствием покупали полисы ОСАГО, будучи уверенными, что это реальная страховка на случай ДТП? Ведь вся эта система существует на наши деньги...
В прошлом году нас уверяли, что все дело в тарифах. Вот их увеличили почти вдвое, а качество только ухудшилось. Разрекламированный европротокол по-прежнему не работает. При этом сборы страховых компаний по ОСАГО, по словам того же Юргенса, выросли за 2015 год существенно — с 150 млрд (в 2014 году) до 220 млрд рублей. А выплаты по ОСАГО составили 120 млрд — это около половины собранных с нас с вами денег. Но им этого мало. Страховщики сейчас борются за то, чтобы им позволили самостоятельно определять стоимость «автогражданки», тогда полисы ОСАГО, которые уже сейчас в столице стоят в среднем 9 тысяч рублей, а во многих областях и республиках и того больше, могут вырасти в цене в разы. Без шансов на улучшение качества.
А депутаты Госдумы предложили «стимулировать» покупку полисов ОСАГО, увеличив штраф за отсутствие страховки до 2,5 тысячи рублей. Эту идею — загнать в ОСАГО рублем — горячо поддержал глава Российского союза автостраховщиков, убежденный рыночник Игорь Юргенс. ГИБДД для ужесточения давления на автовладельцев рассматривает возможность использовать для фиксации нарушителей видеоаппаратуру. Хотя, как заявил замначальника ГУ ОБДД МВД РФ Владимир Кузин, здесь есть технические сложности...
А что же делается для соблюдения прав тех автомобилистов, кто исправно покупает полисы ОСАГО? Кто и как защитит их от произвола страховщиков, от поддельных полисов? Может быть, на этот вопрос нам ответит тот же Игорь Юргенс, который одновременно является членом президентского совета по правам человека и курирует автомобильную тематику? Заодно хотелось бы узнать, почему за 10 лет существования ОСАГО так и не удалось наладить мало-мальски удовлетворительную работу этой системы. И сколько еще лет и миллиардов потребуется на ее доработку?
P.S. Благодарим пресс-службу Банка России, которая оперативно прислала свой комментарий. К сожалению, Российский союз страховщиков и СПАО «Ингосстрах» не ответили на вопросы «Труда».
Кстати
Как надо действовать, если вы попали в ДТП и у вас есть настоящий полис ОСАГО
1. Вызвать инспектора ГИБДД и не рассчитывать на европротокол.
2. Пока инспектор едет, составить извещение о ДТП.
3. Известить страховую компанию о факте ДТП.
Дальнейшее касается пострадавшего в ДТП.
4. Провести оценку ущерба от ДТП и оценку утраты товарной стоимости в независимой экспертной компании, аккредитованной РСА.
5. Представить обе экспертные оценки вместе с квитанциями об оплате оценочных действий в свою страховую компанию.
6. В случае отказа возмещения ущерба или УТС писать досудебную претензию и направлять ее в страховую компанию.
7. Если опять откажут — в суд. Шансы на успех близки к 100%.
Только так вам гарантировано полное покрытие ущерба от ДТП по ОСАГО.