ДНР и ЛНР предложили свои варианты реформы конституции Украины и проведения местных выборов на подконтрольных им территориях. Эксперты считают требования самопровозглашенных республик началом политического торга.
В среду на сайте Донецкого агентства новостей были опубликованы предложения ДНР и ЛНР по конституционной реформе на Украине и текст законопроекта о порядке проведения местных выборов. Реформа украинской конституции и проведение местных выборов на территориях, которые сейчас Киев не контролирует, — требования минских соглашений.
Законопроект об особенностях местных выборов открывается перечислением населенных пунктов, на которые, по мнению авторов, он должен распространяться. В этом списке значится и село Широкино Донецкой области, находящееся вблизи Мариуполя. За него не прекращаются бои, населенный пункт практически разрушен. Воюющие там добровольческие батальоны отказываются сдавать село и отвергают предложения ОБСЕ о демилитаризации села. Принять закон должен президент Украины Петр Порошенко — под предлагаемым текстом авторы поставили его имя.
Однако проект удовлетворяет не всем требованиям, которые выдвигает Киев к процедуре проведения местных выборов на отдельных территориях. Ранее председатель Верховной рады Украины Владимир Гройсман говорил, что выборы там должны пройти по украинскому законодательству, с соблюдением стандартов ОБСЕ и с равным участием украинских политических партий и возможностью работать на выборах для украинских СМИ. Авторы законопроекта согласны с тем, что выборы местных глав и депутатов должны проводиться при соблюдении избирательных стандартов ОБСЕ и под мониторингом Бюро по демократическим институтам и правам человека. Этого требуют и минские соглашения.
Участвовать в выборах смогут лица, проживающие на территории десять лет, включая год, предшествовавший выборам. Партиям, избирательным блокам и другим политическим формированиям участие в выборах и процессе выдвижения кандидатов законопроектом не разрешено. Запрещает он и работу на выборах СМИ, которые «причастны к разжиганию гражданской розни, распространению призывов к насилию и заведомо недостоверной информации о ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Ранее представитель ДНР в контактной группе Денис Пушилин заявил, что украинские СМИ на территорию ДНР допущены не будут, а в выборах не смогут принять участие представители политических сил, которые «были замечены в негативном отношении к самопровозглашенным республикам».
Пройти выборы, по замыслу представителей ДНР и ЛНР, смогут только после выполнения Киевом нескольких условий: прекращения антитеррористической операции (АТО) на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, снятия экономической блокады этих районов, освобождения от уголовной, административной ответственности и наказания лиц — участников событий на территории отдельных районов, а также при условии введения в действие закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» в редакции от 18 октября 2014 года. В этом году Верховная рада Украины приняла этот закон в новой редакции, которая увязывает вступление закона в силу с проведением местных выборов в Донбассе по украинскому законодательству. Представители ДНР и ЛНР принятие закона в таком виде критиковали и требовали вернуться к предыдущему варианту, в котором этой привязки не было. В случае соблюдения этих условий выборы сельских, поселковых, городских и районных голов могут быть проведены в течение двух месяцев, депутатов местных советов — в течение полугода.
Пожелания к конституции
Представители ДНР и ЛНР предполагают, что особый порядок выборов будет действовать до 2020 года, после этого выборы на территориях можно будет проводить в соответствии с нормами конституции Украины, которую представители ДНР и ЛНР также предложили изменить: они хотят получить для Донбасса право образовать район с особым статусом, самостоятельно определять статус русского языка, формировать свои избиркомы, отряды народной милиции, а для всей Украины — отказ от вхождения в состав НАТО. Эти требования они выдвигали и раньше, с начала минских дискуссий. Свои предложения представители ополченцев передали конституционной комиссии Украины, которая соберется на заседание 15 мая, и в рабочую подгруппу в трехсторонней контактной группе.
Президент Украины Петр Порошенко поддержал заявление ОБСЕ, сделанное замруководителем мониторинговой миссии Александром Хугом: все политические и экономические процессы могут начаться только после твердого прекращения огня, отвода тяжелой техники, освобождения заложников, установления контроля над границей с Россией. Об этом Порошенко заявил, находясь в Германии на переговорах с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
Предложения ДНР и ЛНР тупиковые, считает украинский политолог Владимир Фесенко: Украина не согласится с тем, что на выборы не будут допущены украинские СМИ и украинские партии, тем более что в украинском законе нет запретов для участия в местных выборах политикам и запретов на работу СМИ. Эти предложения могут стать началом политического торга, который будет возможен, если посредники будут помогать, без их участия выйти на приемлемый компромисс не получится.
Представители ДНР и ЛНР могли направить предложения в конституционную комиссию, но, зная настроения там и в парламенте, надеяться на то, что предложения будут учтены и, например, закон об особом статусе будет вновь изменен, им не следует, уверен Фесенко. Политолог отмечает, что западные посредники заинтересованы в скорейшем политическом урегулировании кризиса, но они также понимают внутриукраинские процедуры — все должно соответствовать украинскому законодательству. Если переговорный процесс пойдет, то из требований ЛНР и ДНР останется половина, полагает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Эксперт полагает, что круг обсуждаемых тем будет сужен «до рациональных вопросов, которые прописаны в минских договоренностях, — это широкая децентрализация, право формировать народную милицию, право экономической самостоятельности» (цитата по ТАСС).