Выступая по видеосвязи на российском марафоне «Новое знание», один из богатейших людей мира американский предприниматель Илон Маск заявил: «Я думаю, мы скоро будем присутствовать в России, и «Тесла» скоро будет в России, думаю, это будет потрясающе. Нужно смотреть более широко — на Казахстан, страны СНГ». В этой фразе нет конкретики, скорее это декларация о намерениях. Но и этого оказалось достаточно, чтобы вызвать взрыв энтузиазма среди российских чиновников.
Спустя считаные минуты после заявления американца главы российских регионов наперебой стали соревноваться, зазывая важного инвестора: Калужский автокластер, Московская область, Москва, Удмуртия, Калининград... Минпромторг радостно напомнил, что «в нашей стране действуют государственные меры поддержки для локальных производителей» (это говорит ведомство, выдавившее с российского рынка производителя некогда самого популярного в России автомобиля — «Форд»).
Самым проворным из губернаторов оказался глава Калужской области Владислав Шапша. «Предлагаю открыть первый завод в Калужской области. Регион полностью готов», — написал он в своем Telegram-канале.
Вторым подоспел губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, обратившийся к Маску по-английски в своем «Твиттере»: «Подмосковье — это, определенно, лучшее место для завода «Тесла». Лучшие специалисты, идеальная логистика. Здесь уже производят Mercedes! Мы найдем вам отличное место».
Через две минуты после твита Воробьева аналогичное предложение опубликовал глава Удмуртии Александр Бречалов, пообещав налоговые льготы. «Добро пожаловать в самый предпринимательский регион России!» — нескромно заключил господин Бречалов (между прочим, если построить там завод, придется везти автомобиль «Тесла» до первой заправки в Москву).
О готовности принять у себя производство «Тесла» заявили власти Калининградской области. В этот хор влился голос заммэра Москвы Владимира Ефимова: «Мы, безусловно, открыты к сотрудничеству с самыми инновационными и передовыми компаниями и готовы оказать все необходимое содействие для локализации производства в Москве». Не остался в стороне и губернатор Орловской области Андрей Клычков, заявивший, что Орел — «символ бесстрашия и покорения вершин», и это роднит город с философией «Тесла». Маску он пообещал «уникальные и эксклюзивные предложения» в логистике и инфраструктуре.
А губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев назвал идеальным местом для строительства Титановую долину — расположенную в регионе особую экономическую зону. «Преференции позволяют сократить расходы на размещение нового завода на 30%», — написал он и пригласил Маска на промышленную выставку «Иннопром» в июле...
Маск пока не ответил ни на одно из приглашений. И едва ли ответит. Со стороны это очень похоже на туземный танец с набедренными повязками при появлении конкистадора. Диву даешься, как такое низкопоклонство допустили на просторах, где день за днем учат сограждан относиться с подозрением ко всему американскому.
А еще могу представить, что подумают о нас в Пекине. Китайцы Илона Маска к себе не зазывали и с бубном перед ним не плясали. Председатель КНР Си Цзиньпин с иностранным бизнесом совещания не проводит, уговаривая вложить в Китай несколько миллионов долларов. Инвестиции в Поднебесную текут нескончаемым потоком с момента провозглашения политики «реформ и открытости». И за эти 30 лет там создан лучший в мире инвестиционный климат.
Вот и приход «Теслы» в Китай стал совершенно естественным и даже рядовым событием. Помнится, еще лет шесть назад я писал о своих наблюдениях: переулки Пекина и Шанхая забиты автомобилями «Тесла» всех моделей.
В каждом крупном городе уже тогда были автосалоны этой марки. Тому способствовали рост благосостояния китайцев и целенаправленная политика китайских властей на замещение двигателя внутреннего сгорания электромобилем. Субсидии на покупку, бесплатная выдача госномеров, выделение мест для парковки, электрозаправки чуть ли не в каждом дворе — все эти меры привели к взрывному росту популярности электромобилей в Китае.
Ныне КНР — мировой лидер по развитию электромобильного транспорта. В 2019 году китайцы купили около 1,5 млн электрокаров. Не мог же Маск остаться в стороне от такого рынка. И он просто подал заявку на открытие бизнеса и быстро получил ее. Как это делают многие крупнейшие мировые компании, вкладывающие в Китай триллионы. В прошлом (ковидном!) году Китай стал крупнейшим в мире получателем прямых иностранных инвестиций. Их объем превысил 146 млрд долларов (в России — в 10 раз меньше). Илон Маск для Китая лишь один из многих. Хотя он построил в КНР несколько заводов, вложив в общей сложности 7 млрд — инвестиции, которые нам и не снились. Ныне Китай является для «Теслы» вторым по величине рынком в мире с долей в 30% продаж. Сейчас «Тесла» на китайских заводах производит электрические седаны Model 3 и внедорожники Model Y, которые успешно распродаются, наряду с другими электромобилями — японскими, немецкими и, прежде всего, китайскими.
Да-да, семь-восемь лет назад в Китае были разработаны электромобили, не уступающие продукции «Теслы». За это время китайские автоконцерны и стартапы вложили десятки миллиардов в строительство производств и создание суперсовременных моделей. Сегодня в КНР работают с полтысячи заводов, выпустивших в прошлом году около 2 млн электромобилей (весь российский авторынок — 1,8 млн). На строительство китайские инвесторы получают государственные субсидии до миллиарда долларов. Продукция этих заводов давно рулит на дорогах Китая. Главное ее преимущество — она вдвое-втрое дешевле «Теслы», при этом в чем-то опережает американцев в технологическом уровне.
Вот, например, электрокроссовер полностью китайской разработки и производства — NIO ES6. На него дается пожизненная гарантия. Владелец может избавить себя от поиска зарядного устройства, батареи меняют на станциях. Или прямой конкурент «Теслы» Model 3 — Xpeng Motors P7. Его начальная цена 34 тысячи долларов, вдвое меньше, чем у американского конкурента. А характеристики не уступают Model 3: разгон до 100 км за 6,7 секунды, пробег на полной зарядке — 550 км. И таких прямых конкурентов «Теслы» в Китае уже два десятка. А семиместный кроссовер LI ONE имеет запас хода до 1 тысячи км.
Кстати, эта машина очень подошла бы для России, где нет электрозаправок. Небольшой двигатель внутреннего сгорания в нем заряжает электробатареи на ходу. При этом все китайские электромобили оснащены продвинутыми автопилотами разного уровня автономности.
Впрочем, это все ширпотреб китайской электроиндустрии. А для продвинутых пользователей в конце прошлого года в серию вышла флагманская модель электрокроссовера компании FAW (первый для Китая автозавод, который построили советские инженеры). Машина под маркой Hongqi («Красное знамя») E-HS9 очень походит на Rolls-Royce, что неудивительно, ведь над нею трудился дизайнер Жиль Тейлор, до 2018 года работавший над Rolls-Royce. Два электродвигателя придадут машине ускорение для разгона до 100 км в час за 4 секунды.
В 2025 году в Китае будет продаваться 7 млн электрокаров, они займут пятую часть всего авторынка КНР. И эта цифра будет увеличиваться, пока двигатели внутреннего сгорания не отомрут в Китае вовсе (такие планы тоже имеются)...
Для нас все это — сущая фантастика. Попытки разработать собственный электромобиль закончились провалом. И теперь мы ждем заморского предпринимателя как манну небесную. Или чтобы занять публику? На начало 2021 года в нашем необъятном отечестве было зарегистрировано около 11 тысяч легковых электромобилей, из которых только 700 были моделями «Теслы». Самой популярной моделью является Nissan Leaf (подержанные машины привозят по серым схемам).
Сейчас производство «Тесла» налажено в США, Китае, Нидерландах. Новый завод строится в пригороде Берлина. Офисы продаж есть почти во всем Евросоюзе и в странах Азии. В России «Тесла» продаются через компанию-импортер. Несмотря на громогласные заявления, в нашей стране не создана инфраструктура для развития электромобилей. Для нашего потребителя это, скорее, диковинка. Нет и особых преференций для владельцев электрокаров. Правда, на днях в Минэкономразвития заявили о планах вложить в развитие электротранспорта 418 млрд рублей. На эти деньги в Москве, Петербурге, Сочи, Севастополе, Казани и Калининграде к 2030 году хотят построить 150 тысяч зарядных станций. Будет ли этого достаточно для того, чтобы запустить процесс перехода страны к электромобилям? И не истратят ли и эти деньги, как это уже бывало не раз, «нецелевым образом»?
Конечно, завод «Тесла» может быть построен в России для экспорта продукции за рубеж. Ведь российская рабочая сила стала дешевле той же китайской. Правда гордиться тут нечем.