Жилищный вопрос продолжает портить жизнь согражданам. Нынче, похоже, социальное напряжение подходит к тревожным пределам. В Екатеринбурге на будущую субботу, 11 февраля, назначена акция протеста против роста цен на коммунальные услуги в Свердловской области. Организатором выступило региональное отделение КПРФ во главе с вице-спикером местного Законодательного собрания Александром Ивачевым. А в минувшую субботу, 4 февраля, аналогичный митинг по такому же поводу провели новосибирцы. Протесты поступают из Тюмени, Барнаула, Ульяновска и других городов — и это уже не стихийное выражение чувств, от которого власти можно просто отмахнуться: дескать, побузят — и успокоятся, никуда не денутся.
Причина «бузы» на поверхности: внеплановое повышение тарифов ЖКХ с 1 декабря 2022 года вместо июльского 2023-го. Но дело даже не в «опережающем графике», а в темпах, заданных в этом процессе. Правительство объявило о росте тарифов по всей стране в среднем на 9% и одновременно пообещало не повышать цены на «коммуналку» до лета 2024 года (ох и трудно поверить в то, что так оно и будет). Была сделана специальная оговорка: в отдельных городах или регионах с разрешения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) подорожание может быть более высоким, чем в среднем по стране, если предполагаются инвестиции в сферу ЖКХ. После чего тарифы сразу если и не станут ниже, то за счет ликвидации утечек и меньших затрат на ремонт будут расти не так сильно...
Это было на бумаге. А что наяву? В реальности народ получил новые январские платежки и в буквальном смысле ахнул. Как сообщает директор ассоциации «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая, в некоторых регионах рост платы за коммунальные услуги доходит до 60%. И это без всяких там «инвестиций» и прочих ученых слов.
В Пермском крае один из жителей рассказал, что в декабре платил за однокомнатную квартиру 1,5 тысячи, а в январе получил счет на все 4. Из Воронежа забросали Госжилинспекцию жалобами на новые счета, превышающие прошлые на 1,5 тысячи рублей. Какие тут 9%? В Красноярском крае депутат Законодательного собрания Илья Зайцев проанализировал цифры, которые поступили ему от избирателей, и сообщил, что подорожание одного лишь отопления составило от 84 до 200%. Аналогичные жалобы приходят из соседней Хакасии, где теплоэнергетики стригут уже остриженный народ, ссылаясь на небывало холодную зиму, из-за чего серьезно выросли расходы на газ и уголь. Будто до этого в тех краях зим не было, пальмы росли и баобабы.
Учтем, что, по данным Росстата, в среднем россиянин тратит на жилищно-коммунальные услуги больше 1,7 тысячи рублей в месяц, среднестатистическая российская семья — около 4,8 тысячи. Российский рынок ЖКХ по финансовым оборотам в три раза больше, чем рынок бытовых услуг, в четыре раза больше, чем рынок пассажирского транспорта, и в семь раз больше, чем рынок платных медицинских услуг. Самая большая доля расходов на ЖКУ зафиксирована в семейных бюджетах граждан Республики Коми (13,7%), Чукотского автономного округа (13,6%) и Магаданской области (12,9%). Всего же свыше 10% своих потребительских расходов направляют на оплату услуг ЖКХ жители 47 субъектов РФ.
Большие ценовые скачки здесь недопустимы. Тем более что совокупные долги россиян за непомерно дорогие коммунальные услуги и без того уже превышают полтриллиона рублей — около 10% рынка.
И в прошлом году, только по официальным данным, коммунальные услуги в целом подорожали на 13,46%, жилищные услуги — на 7,21%. Население тогда подсчитало, прослезилось, но смирилось, посчитав эти цифры терпимыми на фоне событий. А в нынешнем году фактически получился грабеж со взломом.
ФАС в январе объявила о начале проверки обоснованности новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 16 тысячах российских муниципалитетов. И тут же выявилось жульничество, когда тепловики делали расчеты нормативного потребления энергоресурсов для домов из дерева, смешанных и других материалов. А на практике меряли панельные и блочные дома, теплозащита которых в разы хуже и обогревать их нужно больше. В результате, по сообщению антимонопольщиков, только по квартирам, хозяева которых обратились с жалобами, было насчитано более 500 тысяч рублей переплаты, предъявленной жильцам.
В Свердловской области нашли еще один способ пошарить по карманам населения. Здесь с марта-2023 начнут действовать изменения в законе о капитальном ремонте в многоквартирных домах. В проекте, подписанном губернатором Евгением Куйвашевым, отменяется требование устанавливать размеры взносов за капремонт на три года, и процедуру сделают ежегодной — разумеется, с соответствующим регулярным удорожанием, потому что примеров удешевления в нашей истории нет.
Догадка подтвердилась, когда чернила на документе еще не успели просохнуть. С 1 января 2023 года в Свердловской области взносы на капитальный ремонт разом выросли почти на 40%. За 1 квадратный метр нужно платить 14,81 рубля (раньше эта цифра составляла 10,51 рубля). Еще один «подарок» был сделан людям раньше, когда Региональная энергетическая комиссия (РЭК) отменила скидку (действовала более 10 лет), которая позволяла жителям региона экономить на электроэнергии в праздники и выходные дни, когда действовал «ночной», более низкий тариф. Теперь в регионе считают стоимость электричества по единому одноставочному тарифу. Энергетики говорят, что обитателям многoквартирных домов якобы удобнее оставаться именно на таком тарифе. Вот такая, с позволения сказать, забота о домах, но не о людях.
А в новом, готовящемся к принятию региональном законопроекте прописали изменения сроков взноса на капремонт для новых домов. Раньше по закону обязанность по уплате «капремонтных денег» жильцами новостроек возникала через три года после ввода здания в эксплуатацию, а теперь будет уже через полгода. Власти объясняют это... установившейся практикой массового строительного брака, когда застройщики используют некачественные строительные материалы, из-за чего зданию нужен ремонт уже в первые 5-10 лет после начала эксплуатации, а то и раньше. Спрашивается, а кто мешает ужесточить контроль за бракоделами и заставить их оплачивать ремонт из своих доходов? Но это, видимо, хлопотно, куда проще сразу лезть в карманы жильцов.
А по сути, региональное начальство пытается отменить федеральное законодательство, которым для застройщика установлен минимальный пятилетний гарантийный срок на построенный объект. И если в гарантийный период обнаруживаются какие-то недостатки, можно требовать от застройщика бесплатного ремонта или возмещения расходов на ремонт. А для обеспечения исполнения этой обязанности еще до начала строительства в договоре должен быть указан способ обеспечения исполнения застройщиком своих обязательств. При отсутствии таких условий в договоре он не будет зарегистрирован, следовательно, будет считаться незаключенным.
Однако уральские власти всеми силами пытаются переложить эту ношу на население.
Тем временем с подачи все тех же коммунальщиков дорожает не только жизнь, но и переход в мир иной. Так, в Пермском крае с нового года выросла стоимость услуг, входящих в перечень «гарантированного погребения». То есть местным гробовщикам разрешили повысить цены для родственников самых бедных покойников почти на тысячу рублей. В документе, опубликованном на сайте правительства Прикамья, сказано: «Согласовать для органов местного самоуправления Пермского края предельный максимальный размер стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированного перечня услуг по погребению, на 2023 год в следующем размере: муниципальные образования Пермского края (за исключением Гайнского, Косинского, Кочевского, Красновишерского, Чердынского округов) — 8962,5 рубля, а в Гайнском, Косинском, Кочевском, Красновишерском, Чердынском округах — 9352,18 рубля (чувствуете, каждая копейка на учете?).
В 2022 году официальные цены на гробы в Прикамье были ниже — 8009 рублей и 8358 рублей для северных территорий. «Ложись и помирай» — уже не выход...