ТОП 10 лучших статей российской прессы за Aug. 23, 2024
«Варфоломеевская дочь»
Автор: Георгий Филин. Наша Версия
Зеленский провозгласил «духовное освобождение» Украины – с подачи константинопольского архиепископа Варфоломея. Оба получат гешефты – Варфоломей обретёт кафедру в Киеве, не в пример шаткой стамбульской, а Зеленский – управляемую, как ему мнится, церковь.
Ожидалось, что накануне дня независимости Украины (24 августа) Зеленский подпишет скандальный закон о запрете Украинской православной церкви Московского патриархата. Но времени у него в обрез. Депутаты Рады, три недели не появляющиеся в зале заседаний из-за нежелания бесплатно участвовать в смене главы правительства, не удосужились поддержать законопроект № 8371 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности религиозных организаций». Теперь процедура может затянуться. К тому же среди парламентариев завелась фрондёрская группа во главе со «слугой народа» Артёмом Дмитруком, заверяющим, что костьми ляжет, но протащить законопроект, разделяющий страну, не позволит. Дмитрук ничуть не опасается оппонировать власти с открытым забралом, зная о позиции Белого дома: там рекомендовали Зеленскому попридержать законопроект, а в идеале, как отмечает украинский политолог Кость Бондаренко, отправить его на согласование в Венецианскую комиссию. «Для США церковный вопрос на Украине – инструмент внешнеполитической работы, особенно сейчас». Президентские выборы на носу.
Постылый Фанар, заманчивый Киев
Но с запретом церкви может получиться так же, как с Курской областью: Зеленский просто проигнорирует мнение стоящих на предвыборной растяжке старших товарищей. Вашингтон-де нам теперь не указ. Куратор фракции «слуг» в Раде Давид Арахамия просил депутатов повременить со вторым чтением, ибо ему предстояла поездка за океан и, возможно, встреча с кандидатом в вице-президенты Джей Ди Вэнсом, позиционирующим себя как защитника традиционной УПЦ. И если Зеленский решит поторопить депутатов, противостояние Арахамии с главой офиса президента Андреем Ермаком (оба контролируют примерно по половине депутатов из президентской фракции) ещё больше обострится. За Арахамией, как известно, Вашингтон, а за Ермаком – Лондон. «Запрет УПЦ станет прямым вызовом Белому дому со стороны Зеленского, – указывает Бондаренко. – Мол, что хочу, то и ворочу».
Похоже, что именно Лондон продавливает запрет УПЦ. В 2017 году Варфоломей находился в щекотливой ситуации, напоминает Бондаренко. После армейского путча 2016 года в Турции кое-кто обвинил его в связях с заговорщиками, «группой Гюлена». В Константинополе Варфоломею стало неуютно, но за него вступился тогдашний посол Британии в Анкаре Ричард Мур, возглавляющий нынче разведку MI6. А далее константинопольского архиепископа взял под крыло Госдеп США в лице уполномоченного по вопросам свободы религий Сэма Браунбэка. Из Варфоломея принялись лепить политиканствующий образ «восточного папы», своей волей дарующего томос раскольничьей ПЦУ и создающего параллельную церковную юрисдикцию в Черногории – в обоих случаях ради ограничения влияния РПЦ. А вот дальше у Варфоломея чуть было не накрылась вся его малина: три года назад из-за некоего непубличного скандала Браунбэк спешно покинул свой пост. В Госдепе ему на смену заступил профессор Рашад Хусейн. Приоритеты, как видно, сменились – Хусейна больше интересовало происходящее в мусульманской среде. Вот тут-то в жизни Варфоломея снова возник Ричард Мур – уже в новой, шпионской, ипостаси. И Фанар, как отмечает Бондаренко, тут же переориентировался во внешнеполитических играх с Вашингтона на Лондон: «Константинопольский архиепископ стал удобным орудием в руках британских спецслужб». Это, кстати, чутко уловили в Анкаре – помнится, министр иностранных дел Турции Хакан Фидан (тоже выходец из спецслужб) язвительно полюбопытствовал на «форуме мира» в Швейцарии, в качестве кого там представлен Варфоломей?
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.