Попытка сблизить позиции России и Запада по Сирии потерпела неудачу. Запланированная на 19 октября встреча президентов России и Франции в Париже, в ходе которой предполагалось обсудить условия возвращения к режиму прекращения огня, перенесена на неопределенный срок. Отказу Владимира Путина от визита предшествовали жесткие заявления французской стороны, расценивающей действия ВКС России в Сирии как "военные преступления". Закрытие дипломатического канала, связанного с посредничеством Франции, может ускорить процесс формирования западной коалиции против политики России в Сирии. В нее наряду с США могут войти ведущие европейские страны, до недавнего времени призывавшие к диалогу с Москвой.
Интрига вокруг визита Владимира Путина в Париж, от которого ждали дипломатического прорыва по Сирии, просуществовала недолго. Точку в споре о том, состоится ли встреча лидеров России и Франции, поставил вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Выразив сожаление в связи с тем, что из программы пребывания господина Путина в Париже "выпали некоторые мероприятия", связанные с двусторонними культурными связями, господин Песков сообщил: "Президент принял решение отменить этот визит". Но при этом Владимир Путин "будет готов посетить Париж, когда это будет комфортно для президента Олланда".
Еще в понедельник Дмитрий Песков сообщал, что "подготовка к визиту президента в Париж продолжается".
Ссылки российской стороны на сугубо технические причины переноса визита не должны вводить в заблуждение. Беспрецедентное для двусторонних отношений решение Владимира Путина отменить встречу с Франсуа Олландом, по мнению информированных собеседников "Ъ" в Москве, вызвано в первую очередь политическими причинами.
По мере подготовки к визиту разногласия Москвы и Парижа по Сирии достигли критической массы. Французская сторона устами самого президента Олланда и главы МИД Франции Жан-Марка Эро всячески давала понять, что в Париже Владимира Путина ждет предельно жесткий разговор по Сирии. В интервью французскому телеканалу TMC Франсуа Олланд заявил о решимости добиться начала расследования Международным уголовным судом (МУС) событий в Алеппо, которые Париж считает "военными преступлениями". Еще до начала расследования французский лидер дал понять: вердикт МУС должен быть обвинительным для Москвы. "Если я все же приму его (Владимира Путина.— "Ъ"), я заявлю ему, что это недопустимо. Это может также серьезно повредить имиджу России",— определил главный смысл своей беседы с российским коллегой Франсуа Олланд.
В свою очередь, глава МИД Франции Жан-Марк Эро, еще в конце прошлой недели посетивший Москву для поиска компромисса по Сирии, подтвердил: Париж готов инициировать расследование прокурором МУС бомбардировок в Алеппо, осуществляемых ВКС России.
Москва сочла заданную Парижем стартовую позицию для диалога Владимира Путина и Франсуа Олланда неприемлемой. В связи с последними высказываниями французского президента собеседник "Ъ" в Кремле заметил: "Поведение господина Олланда нам неприятно и непонятно".
Вторая молодость санкций
Закрытие дипломатического канала, связанного с посредничеством Франции, грозит Москве неизбежным усилением оказываемого на нее дипломатического давления с требованием свернуть операцию российских ВКС в Сирии.
Напомним, что в разгар международного кризиса в связи с событиями на Украине именно президент Олланд неоднократно пытался брать на себя инициативу в диалоге с Москвой, когда усилия его западных коллег заходили в тупик. Именно поэтому он снискал себе репутацию европейского лидера, не готового безоговорочно следовать политике администрации президента Обамы, требующей от европейских союзников полной координации их российской политики с Вашингтоном.
Теперь же фактический отказ Франсуа Олланда понять и принять логику Москвы может ускорить процесс формирования западной коалиции против действий России в Сирии. В эту формирующуюся неформальную коалицию наряду с США могут войти ведущие европейские державы, ранее призывавшие к диалогу с Москвой.
Показательным стало вчерашнее заявление председателя Европейского совета Дональда Туска на конференции в Берлине. "Сегодня единственный вариант для нас — это продлить санкции. Иное было бы капитуляцией",— предупредил господин Туск. Если раньше руководство ЕС выдвигало в качестве условия отмены антироссийских санкций выполнение минских соглашений по урегулированию в Донбассе, то теперь продление режима санкций связывается уже не с ситуацией на Украине, а с политикой Москвы в Сирии. По мнению Дональда Туска, "многие политики совершили типичную западноевропейскую ошибку", согласившись вести диалог с Россией по урегулированию конфликта в Сирии.
Дональд Туск стал первым западным официальным лицом, подтвердившим, что в связи с эскалацией сирийского кризиса в политике Запада по отношению к Москве начинается очередная смена вех. На фоне высказываний главы Евросовета агентство Reuters распространило вчера подборку высказываний ряда неназванных европейских дипломатов, смысл которых сводится к тому, что события в Алеппо делают невозможным выполнение требований о смягчении санкций. Reuters ссылается на слова французского дипломатического источника, заявившего, что после Алеппо "перспективы отмены санкций в отношении России, введенных из-за Украины, практически нулевые".
Турецкая карта Москвы
На фоне усиливающегося западного давления на Москву Россия получила возможность для контригры, связанной с ее новым сближением с Турцией — одним из ключевых участников западной коалиции в Сирии. Новость об отмене визита Владимира Путина в Париж появилась сразу после того, как он посетил Стамбул, где провел результативные переговоры с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.
В своих заявлениях по Сирии, сделанных по итогам переговоров, президенты России и Турции предпочли не делать акцент на разногласиях, продемонстрировав готовность к совместным действиям. О будущем сирийского лидера Башара Асада и тем более о "военных преступлениях", в которых Запад обвиняет Дамаск и Москву, речь не шла.
"Мы провели оценку того, как мы можем сотрудничать, какую стратегию мы можем выбрать, чтобы оказать гуманитарную помощь мирным жителям, которые находятся в очень тяжелом положении, в частности в Алеппо",— сообщил президент Турции.
Владимир Путин добавил, что Анкара и Москва выступают за скорейшее прекращение кровопролития в Сирии и переход к политическому урегулированию. Встреча двух лидеров прошла при участии главы Генштаба вооруженных сил Турции генерала Хулуси Акара.
По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, отменив визит в Париж сразу после посещения Стамбула и переговоров с Реджепом Тайипом Эрдоганом, президент Путин начинает сложную многоходовую комбинацию. Кремль, судя по всему, не рассчитывает в обозримом будущем на прогресс в диалоге с Западом ни по одному из ключевых вопросов.
"Хотя детали переговоров президентов России и Турции не разглашаются, весьма вероятно, что схема российско-турецкого сотрудничества в Сирии может быть такой: Анкара получает свободу рук для операции против курдов, создает буферную зону на сирийской территории вдоль границы, при этом ни Дамаск, ни Москва этому не препятствуют. Взамен президент Эрдоган прекращает помощь радикальным оппозиционным группировкам, сражающимся в Алеппо, что должно ускорить переход города под контроль правительственных сил. Этот момент станет переломным в сирийской войне",— пояснил "Ъ" директор центра "Россия--Восток--Запад" Владимир Сотников.
По мнению эксперта, "события последних дней свидетельствуют о том, что в Сирии Россия делает ставку на военную победу и продолжает "добивать" радикальных исламистов в Алеппо, не обращая внимания на протесты Запада".
Тот факт, что по итогам переговоров в Стамбуле турецкий президент воздержался от критики российско-сирийской операции в Алеппо, может служить еще одним доказательством того, что два лидера достигли неких закулисных договоренностей по Сирии.
Впрочем, по мнению эксперта, Москва вряд ли может рассчитывать на то, что в лице президента Эрдогана она обретет надежного долгосрочного союзника в сирийском вопросе.
"Скорее это вынужденный ситуативный альянс. Еще чуть более месяца назад — накануне саммита G20 в Ханчжоу — для президента Эрдогана угроза международной изоляции была вполне реальной. После неудачной попытки военного переворота он вступил в клинч с Западом. Тогда выйти из изоляции Эрдогану помог его российский коллега, встретившийся с ним в Санкт-Петербурге. Сегодня ситуация может зеркально повториться для Владимира Путина. При этом не исключено, что в определенный момент турецкий лидер попытается сыграть на его трудностях в отношениях с Западом в своих интересах, которые могут разойтись с интересами России",— считает Владимир Сотников.