Группа ВТБ спустя всего несколько месяцев после покупки 29% акций сети «Магнит» продала значительную часть этого пакета — почти 12%. Новым совладельцем ретейлера стала инвестиционная «Марафон Групп», основанная выходцами из А1.
Группа ВТБ продала 11,82% акций сети «Магнит». Покупатель — инвестиционная «Марафон Групп», созданная Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым. О состоявшейся сделке говорится в сообщениях сторон.
Сумма сделки не раскрывается, приобретенный пакет оценивается в 62,5 млрд руб. исходя из стоимости акций «Магнита» на момент закрытия торгов 23 мая 2018 года. Для сделки были привлечены собственные деньги группы и заемные средства, структурирована она по схеме РЕПО, говорится в сообщении.
По завершении сделки группа ВТБ наряду с другими акционерами продолжит активное участие в развитии бизнеса компании «Магнит» и поддержании лучших стандартов корпоративного управления, принятых в публичных компаниях, отмечается в сообщении финансовой организации.
«Марафон Групп» изначально заявляла о своем интересе к проектам в розничном секторе, приводятся в пресс-релизе слова Винокурова. «Магнит» сейчас — недооцененный актив, считает он. «При определенных усилиях со стороны менеджмента и акционеров сети удастся вернуть ее справедливую стоимость и первое место среди российских ретейлеров», — уверен президент «Марафон Групп».
В четверг, 24 мая, на 17:00 по московскому времени акции «Магнита» на Московской бирже подо- рожали на 1,8%, до 5,28 тыс. руб. за бумагу. Цена одной глобальной депозитарной расписки компании (одна акция соответствует пяти распискам) на Лондонской бирже выросла на 0,8%, до $20,8 за штуку. Капитализация компании выросла до 538 млрд руб.
От частного к государственному
Сеть «Магнит» была основана Сергеем Галицким в 1994 году как дистрибьютор бытовой химии, первые магазины открылись в 1998-м. Бизнесмен всегда оста- вался основным владельцем «Магнита» и сам руководил компанией. К 2006 году, когда сеть насчитывала уже 1,5 тыс. магазинов, ретейлер провел IPO, продав 19% акций за $368 млн. В 2013 году «Магнит» стал крупнейшим ретейлером в России по размеру оборота, обогнав своего основного конкурента — X5 Retail Group, которая управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». «Боюсь показаться нескромным, но впервые за 15 лет с момента открытия первого магазина мы стали лидером по продажам», — заявлял тогда Галицкий.
Но в 2016 году у «Магнита» начались проблемы: по итогам года компания впервые в своей истории сократила прибыль и уступила первое место X5 Retail Group. В 2017 году финансовые показатели компании продолжали ухудшаться: чистая прибыль компании снизилась по итогам года на 34,7%. Инвесторы были недовольны результатами сети: к апрелю 2018 года акции «Магнита» в сравнении с февралем 2016 года подешевели почти вдвое. В итоге X5 Retail Group впервые за семь лет обогнала «Магнит» и по капитализации.
В итоге, как утверждают источники РБК из окружения Галицкого, из-за давления со стороны инвесторов и «общей усталости» он принял прежде всего «эмоциональное решение» о продаже компании. В феврале 2018-го бизнесмен объявил о продаже принадлежащих ему 29,1% акций «ВТБ Капиталу» за 138 млрд руб., оставив себе менее 3% акций «Магнита».
«В двух словах: я думаю, что это непростое для меня решение было по причине того, что это слишком долгий процесс. Все-таки я основал эту компанию, но время идет, ничего не вечно», — прокомментировал свое решение продать акции компании Галицкий на пресс-конференции, явно при этом сдерживая слезы. Инвесторы видят будущее компании по-другому, и, как резюмировал бизнесмен, он не будет «стоять поперек процесса». «Просто в ходе одного из разговоров Сергей Николаевич выразил пожелание, что, наверное, ему
пришло время продать компанию, что он хочет сконцентрироваться, как он сказал, на проблемах детского футбола», — уверял тогда президент ВТБ Андрей Костин. ВТБ не будет «вечно» акционером «Магнита», уверял глава госбанка. Первый зампред банка Юрий Соловьев тогда добавил, что банк рассчитывает оставаться акционером как минимум два-три года.
Как рассказал Винокуров в интервью РБК, у «Марафон Групп» появился интерес к покупке доли в «Магните» сразу после сделки ВТБ.
ВТБ планирует использовать свое участие в «Магните» в том числе для сотрудничества сети с «Почтой России». Партнерство почто- вого оператора и «Магнита» должно создать нового крупнейшего игрока на рынке торговли. Сейчас «Почта России» управляет 42 тыс. отделений по всей стране, и это в 2,5 раза больше, чем у «Магнита», который уже является самым крупным по количеству точек ретейлером России.
Рынок негативно отреагировал на новость о сделке между ВТБ и «Магнитом»: в день объявления акции подешевели на Московской бирже почти на 8%, до 4473 руб. за бумагу, глобальные депозитарные расписки на Лондонской бирже — на 10%, до $17,64 за бумагу. Поводом для снижения стал в том числе сам факт ухода Галицкого от управления. Кроме того, это «рост косвенной госсобственности в экономике», пояснял тогда РБК заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков ИПЭИ РАНХиГС Александр Абрамов.
И снова в лидеры
«Первое место — это не для нас», — заявлял Галицкий после того, как « Магнит » потерял лидерство в 2016 году. Но с учетом появления нового акционера концепция развития сети поменялась, и «Магнит» вновь намерен претендовать на лидерство. Как заявил на прошлой неделе гендиректор сети и один из основных топ-менеджеров команды Галиц- кого Хачатур Помбухчан (работает в сети с 2006 года), компания ставит перед собой цель возвращения лидерства по выручке и чистой прибыли.
Практически сразу с момента перехода «Магнита» к ВТБ началась разработка новой стратегии ретейлера. Работать над стратегией вместе с Помбухчаном новые акционеры привлекли бывшего топ-менеджера основного конкурента — Ольгу Наумову. В апреле она ушла с поста гендиректора сети «Пятерочка», входящей в X5 Retail Group. «Магнит» уже располагает «лучшей командой», будет и дальше ее усиливать и приглашать «людей вне зависимости от того, где они до этого работали», заявлял Помбухчан. В «Магните» сформируется новая система корпоративного управления, подтвердил Винокуров.
Сейчас рынку требуется «рост, количество открытий, like-for-like (сопоставимые продажи. — РБК) и агрессия», говорил сам Галицкий в феврале, объявляя о сделке с ВТБ. По сравнению со своими конкурентами «Магнит» пока отстает по этим показателям. Выручка X5 Retail Group в 2017 году выросла на 25%, третьей крупнейшей сети «Лента» — на 19%, а «Магнита» — всего на 6,4%. Из топ-3 крупнейших сетей «Магнит» единственный сократил сопоставимые продажи и чистую прибыль.