Законы прошли островное чтение
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Олег Сапожков, Дмитрий Бутрин. Коммерсантъ
Проекты убежищ от санкций на западе и востоке России принимаются в ускоренном режиме
Семь законопроектов, описывающих режим работы в РФ международных компаний в специальных административных районах (САР) на островах Русский и Октябрьский, сильно изменились перед вторым, основным чтением в Госдуме — оно прошло вчера. Юрлицам РФ вхождение в САР пока запрещено — во избежание перетока во «внутренние офшоры» российского бизнеса. Банки и финансовые организации на «островах» регистрировать не будут по требованию ЦБ. Перерегистрировать в САР можно только компании, ранее созданные в других офшорах, но не новые. Теперь закон о САР пригоден только для перерегистрации собственности, уже находящейся в зарубежных офшорах, но не для создания на Русском и Октябрьском независимой российской офшорной индустрии для всего мира.
25 июля Госдума приняла во втором, основном чтении пакет законопроектов о создании специальных административных районов на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. К семи проектам, оформляющим периметр САР в законодательстве РФ, высказывался ряд претензий ЦБ, правительства и комитета ГД по финрынку, а разработка поправок шла в ускоренном режиме. Заседание комитета по экономполитике, на котором они были утверждены, прошло в закрытом режиме рано утром, перед пленарным заседанием, сообщил «Интерфакс».
Напомним, формально законопроект о САР — разработка Минэкономики, хотя в Госдуму он внесен депутатами-единороссами. Как уже писал “Ъ”, исходно проект, разрабатывавшийся экспертными структурами в начале 2018 года, имел совсем другие цели (см. материал от 12 апреля), в марте—апреле (после расширения США санкций, затронувших предпринимателей Виктора Вексельберга и Олега Дерипаску) в него были добавлены положения, связанные с возможностью перерегистрации (редомициляции) иностранных компаний в САР. Процедура применяется для «перевода» промежуточных компаний—собственников бизнеса из одного офшора в другой. В начале июля в «антисанкционном» плане действий правительства — он обсуждался у первого вице-премьера Антона Силуанова — принятие закона о САР (и выпуск постановления правительства об их создании) было назначено на август 2018 года. При этом вокруг законов явно шла лоббистская борьба: так, 23 июля глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков неожиданно заявил, что второе и третье чтения закона о САР переносятся на осень из-за сложности законопроекта. Впрочем, несмотря на все сложности, этого не произошло, поправки были внесены вчера.
Так, изменилась формулировка проекта ФЗ о САР. Теперь заявку на регистрацию в них может подать только иностранное юрлицо — после первого чтения текст документа не конкретизировал резидентство потенциальных участников спецрайонов. Новую норму источники «Интерфакса» объясняли нацеленностью проекта на деофшоризацию зарубежных холдингов, подконтрольных гражданам РФ и владеющих активами в России, а также желанием властей апробировать новый режим на ограниченном круге компаний и не допустить массовой миграции во внутренние офшоры бизнеса из РФ. При этом «в будущем» компании РФ также смогут регистрироваться в САР, но с некоторыми ограничениями. Судя по всему, на ограничениях настоял Минфин, и сомнительно, чтобы «внутренние офшоры» заработали для российских юрлиц быстро.
Поправки Белого дома учли и требование ЦБ закрыть доступ в САР для банков, некредитных финансовых организаций, операторов платежных систем и услуг платежной инфраструктуры. Ушла из проекта и норма об упрощении работы в САР для иностранных работников, это показывает, что на иностранцев на островах не слишком рассчитывают, им потребуется общее для РФ разрешение на работу.
Остальные документы пакета также скорректированы: так, в проекте «О международных компаниях» определен минимальный объем инвестиций в «острова» для получения статуса международной компании — 50 млн руб. за полгода, и это значительная сумма для такого рода проектов: проблемы редомициляции через САР имеет смысл решать только владельцам крупных холдингов. Также уточнено, что для работы в САР компания должна быть зарегистрирована в государстве, которое является членом или наблюдателем FATF (Financial Action Task Force, организация по борьбе с отмыванием средств) или членом комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма,— из «черных» офшоров перевести бизнес на «острова» не получится. Также будущие участники САР должны быть созданы до 1 января 2018 года, что ограничивает возможность их использования в разнообразных международных схемах, а контролирующие эти компании лица (с долей более 15%) будут считаться таковыми, если контроль получен до 1 января 2017 года.
Поправки в Налоговый кодекс, описывающие особенности налогового режима международных компаний в рамках САP, относят их к российским организациям. Для резидентов САР устанавливаются специальные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций: 0% по доходам, полученным международной холдинговой компанией в виде дивидендов (при не менее чем 15-процентном участии в ее капитале в течение года), и 5% по доходам, полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям публичных международных холдинговых компаний (применяется до 1 января 2029 года). Напротив, в части валютного законодательства и налогового контроля международные компании предлагается отнести к категории «нерезиденты». При этом из законопроекта ко второму чтению была убрана вызвавшая претензии ЦБ норма о том, что российские компании могут беспрепятственно выводить на свои зарубежные счета средства, полученные от иностранных компаний, зарегистрированных в САР. По мнению ЦБ, это противоречило цели репатриации капитала.
Напомним, процесс оформления САР шел параллельно с процессом создания «закрытого контура платежей» по гособоронзаказу на базе Промсвязьбанка. Еще весной 2018 года во власти обсуждалась возможность совместить ради защиты от санкций «банковский» и «юридический» компоненты — через создание собственной закрытой от внешних глаз финансовой системы в САР на базе «санкционных» банков. Очевидно, что эта идея не нравилась ЦБ, возможно, интрига вокруг темпов принятия закона в Госдуме связана с этим. В целом же от сначала широкого (по состоянию на май 2018 года) плана создания полноценных российских офшоров остался предельно узкий проект, предназначенный не столько для репатриации капиталов, сколько для быстрой переброски собственности из нероссийского офшора в российский без принципиальных изменений уже действующих схем ведения международного бизнеса российскими компаниями.
Скорректированы и сроки вступления законопроектов в силу: теперь они начнут действовать «со дня официального опубликования». Это важно, поскольку в окончательном чтении документы могут быть приняты уже завтра, 26 июля, идеально острова Русский и Октябрьский подходят для структур, владеющих активами Олега Дерипаски за пределами РФ. Напомним, часть санкций, наложенных на «Русал», ГАЗ, En+ и ограничивающих работу с ними американских структур, вступают в силу после предоставленной Минфином США отсрочки 5 августа. Если Совет федерации и президент успеют до этой даты сделать законопроект законом, офшоры именно этого предпринимателя могут стать первыми участниками проекта.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.