Наиболее популярными машинами у похитителей в 2022 году стали Hyundai, Kia и Lada. Уже второй год подряд самым угоняемым становится Hyundai Santa Fe, сообщили "Известиям" во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). При этом в уходящем году угонов застрахованных автомобилей стало почти в два раза меньше по сравнению с предыдущим, следует из данных организации. Эксперты отмечают: статистика ВСС не отражает всей картины, так как касается лишь части транспортных средств. В следующем году продолжения тенденции ждать не стоит, уверены они, - дефицит новых автомобилей и рост цен на подержанные стимулируют активность угонщиков. Проблемой для автовладельцев может стать и кража легкосъёмных запчастей - участившиеся случаи пропажи зеркал и фар фиксируются уже сейчас.
Наиболее угоняемыми автомобилями в 2022 году стали Hyundai, Kia и Lada. На первом месте среди конкретных моделей, как и в 2021-м, - Hyundai Santa Fe, рассказал "Известиям" вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов. При этом общая статистика угонов застрахованных автомобилей снизилась, отметил он. По данным ВСС, за десять месяцев 2022 года таких случаев зафиксировано 746, в то время как завесь 2021-й-более 1,5 тыс.
- Количество угонов, после которых люди обращались в страховые компании, уменьшилось в два раза, - констатировал собеседник "Известий".
Сергей Ефремов объяснил: основной причиной этого является закрытие границ в связи с санкциями со стороны Европы - угнанные машины стало невозможно переправлять в другие страны, где их легче сбывать.
К статистике ВСС стоит относиться с небольшим скепсисом, считает член общественного совета ГУВД МВД России по Москве Пётр Шкуматов. Дело в том, что страховые компании считают количество выплат по каско, а значит, такая ситуация может говорить и о падении продаж самих полисов.
- Стоить отметить, что в этом году фиксируются угоны в основном автомобилей экономкласса. По каско их обычно либо не страхуют, либо только в первые годы, - отметил эксперт.
Из-за подорожания автомобилей люди стали внимательнее относиться к своему имуществу, полагает Пётр Шкуматов. Кроме того, сейчас уже почти везде установлены камеры что заметно усложняет жизнь похитителям. Правда, это касается в основном Москвы.
Не всегда злоумышленники ставят себе целью похищение целого автомобиля. К концу этого года стали вновь фиксироваться кражи легкосъёмных деталей - зеркал, фар и т.д., рассказал "Известиям" член правления Союза автосервисов России Илья Плисов.
Причина прозаична - увеличение цен на запчасти, пояснил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
- Часть жителей России хотят отремонтировать свой автомобиль максимально дёшево, не задумываясь о происхождении детали. А оно часто именно криминальное. В большинстве случаев угоняемые машины не перепродаются, а разбираются на запчасти. В первую очередь это наиболее популярные марки, такие как Hyundai, Kia, бюджетный Volkswagen - какой-нибудь Polo. Реже "донорами" становятся премиальные автомобили, - считает эксперт.
В этом году из-за ухода из России многих иностранных автоконцернов в стране образовался дефицит новых автомобилей - порядка 1 млн экземпляров, писали недавно "Известия". Если эта ситуация сохранится и не получится остановить рост цен на машины, то в следующем году количество угонов увеличится, спрогнозировал майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.
- Количество краж и угонов зависит от благополучия населения. Из-за санкций образовался дефицит новых машин, а цена на подержанные выросла минимум в два раза. Вот уличные "бизнесмены" и угоняют автомобиль. В лучшем случае они стирают маркировку с деталей и продают по завышенной цене, а в худшем - разбирают на запчасти. При первом варианте развития событий владелец ещё хоть как-то может вернуть себе свой транспорт, - отметил автоэксперт.
Ситуация усложняется тем, что на краденые вещи будет спрос, подчеркнул он.
- В следующем году российский рынок планируется заполнить китайскими автомобилями, но ведь старые машины никуда не исчезнут, и их надо обслуживать чаще, чем новые. Детали на такие модели и в последние месяцы было тяжело найти, а в ближайшем будущем будет почти нереально. С учётом повышенного спроса на машины с пробегом количество краж увеличится многократно, - считает Виктор Кондрашин.
Он добавил: особенно среди воров будут популярны детали для Hyundai, Kia и Lada. Но и владельцам премиальных автомобилей расслабляться не стоит. При любых обстоятельствах рынок сразу не перестроится на китайские машины, потребуется время, и, возможно, первые полгода будут чем-то похожи на 1990-е, когда снимали не только зеркала и фары, но даже значки.
РЫНОК ПЛАНИРУЕТСЯ ЗАПОЛНИТЬ КИТАЙСКИМИ АВТОМОБИЛЯМИ, НО ВЕДЬ СТАРЫЕ МАШИНЫ НИКУДА НЕ ИСЧЕЗНУТ, И ИХ НАДО ОБСЛУЖИВАТЬ. ДЕТАЛИ НА ТАКИЕ МОДЕЛИ В ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ БЫЛО ТЯЖЕЛО НАЙТИ