Единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» 8 февраля возвращается в порт приписки. Его сирийский поход обошелся российскому бюджету минимум в 7,5 млрд. руб.,подсчитал РБК.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в среду, 8 февраля, вернется на североморский рейд, сообщили в РБК в Министерстве обороны России в ответ на официальный запрос. Вмести с ним в порт приписки Североморск-3 в Мурманской области вернется из сирийского похода также тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», отметили в Минобороны.
В ходе операции в Сирии «Адмирал Кузнецов» впервые в современной истории Военно-морского флота России задействовал палубную авиацию в бою. По данным военного ведомства, за 118 суток похода палубные истребители Су-33 и МиГ-29 совершили более 400 боевых вылетов. Более 750 вылетов совершили многоцелевые вертолеты Ка-27 различных модификаций, а также транспортно - боевые Ка-29 и новейшие боевые вертолеты Ка-52. Последние, согласно ответу военного ведомства, выполнили серию испытательных полетов и не участвовали в боевых действиях.
Общую стоимость похода авианесущей группы в Минобороны не раскрыли, ссылаясь на секретность этой информации.
Как подсчитал РБК, примерная суммарная стоимость похода «Адмирал Кузнецов», включая расходы на топливо, питание личного состава, «боевые надбавки» и вылеты палубной авиации, составила от 7,5 млрд до 10 млрд руб.
РБК при этом ориентировался на британскую методику, которая не учитывает регулярные выплаты, например зарплату военным, инфраструктурные затраты, поддержание и ремонт техники и иные постоянные статьи расходов, которые непосредственно не связаны с военными операциями.
Группа сопровождения
В поход к берегам Сирии «Адмирал Кузнецов» в составе ударной корабельной группы Северного флота отправился 15 октября. Помимо авианосца в группу вошли тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли (БПК) «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения — танкеры, буксиры и пр., говорилось в сообщении пресс-службы Северного флота. Цель похода — «обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана». По словам экс-начальника международно-договорного управления Минобороны Евгения Бужинского, это означает выход кораблей «для демонстрации флага», в крайних случаях — участие в боевых действиях.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о задачах группы кораблей, отмечал, что данные о походе «хранятся где-то в закрытых конвертах с надписью «совершенно секретно».
РБК пытался подсчитать расходы на поход крейсера по британской методике, которая не учитывает регулярные выплаты, например зарплату военным, инфраструктурные затраты, поддержание и ремонт техники и иные постоянные статьи расходов, которые не связаны с военными операциями.
Боевые вылеты
Наибольшей «материальной ценностью» на борту «Адмирала Кузнецова» является его авиагруппа. По сведениям военного ведомства, на авианесущем крейсере находятся до 12 самолетов Су-27 и Су-33 и 24 вертолета Ка-27. Эти данные не учитывают использование истребителей МиГ-29 палубных модификаций К и КУБ, указывает военный эксперт Илья Крамник со ссылкой на источники в Минобороны. По его словам, в состав авиакрыла «Адмирала Кузнецова» входят четыре МиГ-29, 12 палубных истребителей Су-33, ударные вертолеты Ка-52К «Катран» (морская модификация Ка-52 «Аллигатор»), а также около десяти вертолетов Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Официальных данных о фактическом составе авиагруппы на корабле Минобороны не сообщало.
По словам командующего российской группировкой войск в Сирии генерал-полковника Андрея Картаполова, «летчики российской морской авиации за время операции в Сирии выполнили 420 боевых вылетов с кораблей авианесущей группы Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Генерал добавил, что 117 вылетов были совершены ночью.
Как сообщили РБК в Минобороны, в ходе операции палубная авиация поразила 1252 объекта террористов. Вертолеты, базирующиеся на корабле, совершили более 750 вылетов. Вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-52 выполняли поисково-спасательные, авиационно-транспортные и разведывательные задачи, уточнили в ведомстве. Новейшие боевые Ка-52 корабельной модификации, отметили в Минобороны, в боевых действиях не участвовали, а проводили испытательные полеты
Эксперты, опрошенные РБК, затруднились оценить стоимость боевого применения палубной авиации, поскольку неизвестны продолжительность и дальность полетов. Однако затраты на вылет палубного истребителя по расходу топлива и боеприпасов сопоставимы с использованием истребителя сухопутного базирования, рассказал РБК экс-командующий ВВС генерал армии Петр Дейнекин. С этим мнением согласен военный летчик, попросивший не называть его имени. «Сложности есть только для пилота», — рассказал собеседник РБК.
По словам главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, из-за ограничений взлетной полосы крейсера самолеты не могут нести полную боевую нагрузку, что ограничивает радиус их применения. Таким образом, Су-33 и МиГ-29 могли совершать вылеты только в пределах ближнего радиуса. О боевом применении вертолетов военное ведомство не сообщало.
Стоимость 420 боевых вылетов палубной авиации составляет примерно 1,5 млрд руб. — по 3,5 млн руб. на каждый вылет, рассказывали ранее РБК военные эксперты. В Минобороны не смогли предоставить комментарий по этому вопросу.
Потерянные крылья
Военное ведомство 14 ноября сообщило о падении палубного истребителя МиГ-29К. По данным издания «Газета.ру», при посадке самолета отказали оба двигателя, из-за чего МиГ-29 разбился и затонул. Спустя три недели Минобороны подтвердило потерю корабельного Су-33. При посадке на палубу авианосца оборвался трос аэрофинишера, который нужен для остановки садящегося самолета на палубе корабля, и истребитель выкатился за пределы палубы. Оба пилота успели катапультироваться и выжили.
По словам независимого военного аналитика Антона Лаврова, стоимость утраченной техники можно оценить исходя из поставок вооружения в другие страны. Так, один МиГ-29К, согласно контракту с Индией, заключенному в 2010 году, стоит $51,7 млн, рассказывает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. «Это цена с учетом обслуживания, модернизации, создания ремонтного цеха и обучения персонала», — указывает Лавров. По его словам, эта цифра также не учитывает колебания курса. Оценить стоимость Су-33, который не поставлялся за рубеж, можно исходя из того, что единицу техники нужно заменить новым истребителем МиГ-29. Как указал эксперт Илья Крамник, после первой катастрофы на авианесущий крейсер были передислоцированы два МиГ-29К.
Оценку, близкую к индийскому контракту, дал РБК военный эксперт Алексей Леонков. По его данным, стоимость одного истребителя МиГ-29К, в зависимости от комплектации и условий контракта, варьируется в пределах $35–45 млн. Таким образом, замена двух вышедших из строя истребителей могла обойтись российскому бюджету в сумму от $70 до $103,4 млн. По курсу ЦБ на дни аварий — 14 ноября (65,2 руб.) и 5 декабря (64,1 руб.) 2016 года — стоимость новых МиГ-29 могла составить от 4,5 млрд руб. до 6,7 млрд руб.
Расходы на топливо
Одной из расходных статей средиземноморского похода «Адмирала Кузнецова» стали затраты на топливо. Морской путь от Североморска до побережья Сирии, который преодолел «Адмирал Кузнецов» вместе с остальной группой, составил 5,3 тыс. морских миль (более 9,8 тыс. км). Отследить курс группы кораблей в ходе плавания можно с помощью сервиса Marine Traffic, который показывает движение судов в Мировом океане на основе показателей системы мореходства AIS. На сайте сервиса не отображаются военные корабли, которые отключают соответствующий передатчик, однако сопровождающий группировку спасательный буксир «Николай Чикер» отслеживается сервисом.
Средняя скорость «Адмирала Кузнецова» (скорость боевого экономичного хода), по данным военного ведомства, составляет 18 узлов (более 33,3 км в час). Дальность плавания составляет 7,7 тыс. морских миль (14,2 тыс. км), а максимальный запас топлива на борту — 9,9 тыс. т мазута. Таким образом, при среднем ходе расход топлива составляет примерно 1,3 т мазута на морскую милю пути. На переход из Кольского залива к сирийским берегам в этом случае было затрачено 6,8 тыс. т топлива. Столько же понадобилось кораблю для обратного плавания.
Как указали РБК военные эксперты, «Адмирал Кузнецов» использует для работы флотский мазут марки Ф-5, что подтвердили и в военном ведомстве. Средняя цена тонны этого топлива составила в 2015–2016 годах 22,3 тыс. руб., следует из документации десяти тендеров, организованных госкомпаниями, не аффилированными с Минобороны, согласно информации на портале госзакупок. Таким образом, стоимость 13,6 тыс. т мазута, затраченного крейсером в ходе плавания, могла составить 303,3 млн руб.
Закупочные цены торгов госкомпаний существенно превышают рыночные котировки на этот вид топлива. По данным международного ценового агентства Argus, средние за 2016 год значения котировок бункерного мазута с содержанием серы до 3,5% (подходящего для использования на судах) на условиях поставки dob (в борт судна) в портах Мурманска (недалеко от Североморска, где базируется крейсер) составили 12,8 тыс. руб. за тонну топлива. Минимальная и максимальная цены за тонну топлива в 2016 году, по информации агентства, составили 9 тыс. руб. и 16,2 тыс. руб. соответственно. При такой цене топливо для крейсера могло обойтись от 122,4 млн руб. до 220,3 млн руб. Однако, как указал РБК эксперт рынка нефтепродуктов, продажи мазута для нужд военного ведомства очень непрозрачны, это потенциально коррупционно емкий рынок, поэтому закупочные цены, устанавливаемые Министерством обороны, могут быть выше рыночных.
Суда сопровождения — большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» — по данным источника РБК, близкого к ВМФ, используют судовое маловязкое топливо (ТСМ). Как утверждает историк флота Александр Павлов в своем исследовании «БПК типа «Удалой», при нормальном запасе этого типа топлива около 1,5 тыс. т корабли данного типа могут пройти до 3 тыс. морских миль (5,6 тыс. км). Эти данные подтверждает авторитетный военно-морской справочник Conway's All the World's Battleships, 1947–1995.
Таким образом, БПК «Вице-адмирал Кулаков» затратит на плавание к берегам Сирии и обратно (корабль вернулся из похода в декабре 2016 года) 21,2 тыс. т топлива. «Североморск» расходовал в два раза меньше — 10,6 тыс. т топлива, так как на момент написания материала корабль находился в Красном море, а значит, не вернулся вместе с группой в порт приписки.
Стоимость одной тонны маловязкого судового топлива на основе десяти торгов с сайта госзакупок, проведенных в 2015–2016 годах, составила от 30 тыс. до 36 тыс. руб. Таким образом, топливо для обеспечения кораблей сопровождения могло обойтись Северному флоту в сумму от 954 млн до 1,15 млрд руб.
Суммарно топливные расходы составили от 1,1 млрд до 1,5 млрд руб., в зависимости от стоимости закупки для Минобороны. Расчеты стоимости затраченного в походе топлива не учитывают затраты атомного ракетного крейсера «Петр Великий». В открытом доступе нет сведений о виде, объемах и стоимости радиоактивных материалов, которые используются ядерными реакторами корабля. Как утверждает эксперт Антон Лавров, перезарядка энергетических элементов зависит не от дальности похода, а от срока службы. «В этом случае считается амортизация, а не стоимость топлива», — подчеркивает Лавров.
Средиземноморская диета
Еще одной крупной статьей расходов в дальнем походе «Адмирала Кузнецова» стало продовольственное обеспечение его экипажа. Как ранее сообщали РБК эксперты, стоимость суточного пайка на одного российского военнослужащего, находящегося на авиабазе Хмеймим в Сирии, составляла 600–800 руб. Подобные суммы, с небольшой наценкой, применимы и к питанию экипажа «Адмирала Кузнецова», рассказал РБК источник, близкий к руководству ОАО «Военторг» (компания занимается торгово-бытовым обслуживанием и организацией питания в Вооруженных силах РФ).
Морской паек от сухопутного отличается незначительно, отметил собеседник РБК. Он оценил стоимость примерно в 850 руб., добавив при этом, что цена пайка может изменяться в зависимости от того, в каком регионе происходила закупка продовольствия. Морской паек составляет 800 руб. на человека в сутки, а питание одного летчика палубной авиации на «Кузнецове» обходится в 1 тыс. руб. ежесуточно, приводит цифры эксперт Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок.
На сайте Минобороны указана штатная численность личного состава крейсера «Адмирал Кузнецов» — 1960 матросов и офицеров. Однако фактическая численность экипажа военным ведомством не сообщалась. Чтобы прокормить весь экипаж, ежесуточно требуется продуктов на сумму от 1,6 млн до 1,7 млн руб. за паек в 800 и 850 руб. соответственно.
В таком случае за все время похода «Кузнецова» — 117 дней, с 15 октября 2016 года по 9 февраля 2017 года — продовольствия на крейсере будет израсходовано примерно на сумму от 183,5 млн до 194,9 млн руб.
Согласно данным, приведенным на сайте военного ведомства, экипаж тяжелого атомного крейсера «Петр Великий» составляет 727 человек. Экипаж больших противолодочных кораблей, по данным исследования Павлова «БПК типа «Удалой», составляет суммарно 586 человек. Таким образом, за 117 дней похода на обеспечение экипажа кораблей сопровождения было потрачено от 122,9 млн до 130,6 млн руб.
Неизвестны точные суммы выплат экипажам кораблей и летчикам палубной авиации. По словам бывшего командующего Северным флотом (с 1999 по 2001 год) Вячеслава Попова, выплаты личному составу увеличиваются с выходом в море.
Согласно документу, регламентирующему ежемесячную надбавку за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, опубликованному на сайте военного ведомства, надбавка за участие в походах кораблей составляет 2% от оклада за каждый день похода. При этом максимальная сумма надбавки не может составлять больше 60% от ежемесячного оклада.
Военное ведомство не публиковало данных о количестве офицеров на кораблях группы, поэтому если предположить, что на кораблях проходят службу только матросы, то минимальная сумма надбавки для 3273 членов экипажа (матросов с зарплатой в 5 тыс. руб.) за один месяц составляет 9,8 млн руб. За практически четыре месяца похода ведомство выделило не меньше 38,3 млн руб. на надбавки личному составу. Сумма штатного оклада составляет 16,4 млн руб. в месяц (это 65,6 млн руб. за время похода) вне зависимости от того, где находится судно. В итоговые расчеты эта цифра не включалась, поскольку эта статья расходов не зависит от того, выполняют ли моряки боевое задание или нет.
Надбавки также положены летчикам палубной авиации. За каждый вылет самолета с палубы «Адмирала Кузнецова» военнослужащему положено 5% оклада, взлет вертолета добавляет к месячному окладу 3%. Максимальная прибавка к окладу, согласно документу, составляет 50%. Минобороны не сообщало данных о фактической численности летного состава на авианесущем крейсере.
Результаты похода
Суммарно расходы на питание (от 306,4 млн до 325,5 млн руб.), топливо (от 1,1 млрд до 1,5 млрд руб.), боевые вылеты (1,47 млрд руб.), стоимость потерянных боевых машин (от 4,5 млрд до 6,7 млрд руб.) и «боевые» надбавки (38,3 млн руб.) составили от 7,5 млрд до 10 млрд руб., следует из подсчетов РБК. Реальная стоимость похода может оказаться больше, так как данные об использовании подводного флота и вооружения группы кораблей в ходе операции не были опубликованы военным ведомством. Эта сумма сопоставима с двумя месяцами ведения операции в Сирии, следует из ранее опубликованного исследования РБК.
«Главное в этой операции — обучение летного состава, применение палубной авиации в реальной боевой обстановке», — оценивает результаты похода директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его словам, полученный экипажами кораблей и летчиками в походе опыт полностью оправдывает любые затраченные на операцию средства.
С ним согласен военный эксперт Виктор Мураховский. По его мнению, перед корабельной группировкой в первую очередь стояла задача проверить боеспособность и эффективность авианосного крейсера в боевой обстановке. «Задача была выполнена успешна, нанесено несколько десятков ударов по объектам в Сирии», — резюмирует Мураховский. Он указывает, что сопутствующие потери соизмеримы с потерями американской палубной авиацией. «Оба самолета потеряны из-за неисправности техники, организационных проблем», — считает эксперт. Несмотря на это, настаивает Мураховский, опыт использования авиакрыла в бою оправдывает такие потери.