В своё время мне довелось поработать аналитиком в крупнейшем мировом ретейлере. Однажды там решили всего на миллиметр уменьшить размер кассовых чеков, благодаря чему получили годовую экономию в 16 млн долларов.
Тем временем билет в городском автобусе сербского города Нови-Сад, имеющий вид кассового чека, насчитывает в длину 25 сантиметров! И никому это не кажется странным. При этом для ретейлера 16 млн – это просто ничто, счёт деньгам там ведётся на миллиарды. Тогда как новосадское транспортное предприятие из-за отсутствия средств использует старые автобусы, которые уже отслужили своё в более богатых и бережливых странах. Как говорится, два мира – два Шапиро.
Бережливость и растащиловка
Мы, русские, привыкли гордиться широтой души и смеяться над англичанами, которые набирают в раковину воду, чтобы побриться и умыться, в то время как мы открываем кран на полную. А также над тем, как они напяливают на себя свитера, чтобы не тратиться на отопление. Хотя даже это ещё не «дно». Во время учёбы в Канаде был потрясён, когда после вечеринок приятели забирали пустые бутылки от принесённых ими напитков, чтобы потом их сдать. Каждый забирал свои. При том, что бедных среди моих соучеников не было, наоборот – были даже представители очень богатых семей. Не мог удержаться от вопроса: мол, оно тебе надо не совсем трезвому собирать бутылки и тащить сдавать их за какой-то доллар, который к тому же на треть дешевле американского. Оказалось, в Канаде так заведено и обсуждению не подлежит.
А в Японии принято покупать продукты на один день. При этом на улицах нет мусорных урн. Каждый носит мусор с собой и затем раскладывает дома отходы после сортировки по десятку, а то и больше корзин для максимально возможной переработки. Неудивительно, что с такими привычками подданных государствам легко было запускать национальные программы экономии в особый период. В Великобритании в годы Второй мировой войны каучук разрешалось использовать «в мирных целях» лишь для изготовления резинок для трусов – остальной шёл на военные нужды. А шёлк использовали исключительно для парашютов. К кампании по повышению экономии подключилась даже англиканская церковь: прихожанкам разрешили приходить на службы без шляпок и чулок. Вместо последних англичанки рисовали стрелки на ногах. А уже после войны в стране ополчились на модный тренд New Look за транжирство материи на платья и костюмы.
А ведь исконно бережливыми были и россияне. Иначе откуда поговорки «Копейка рубль бережёт» и «Кто скуп, тот не глуп»? Крестьянская сметка хорошо показана в романе и фильме о поездном госпитале в Великую Отечественную. Там помои и воду после мытья посуды использовали для кормления кур и поросёнка, которых разместили под одним из вагонов. Хотя это уже были частные инициативы – бережливость к тому времени оказалась уничтожена. Социализм действительно более прогрессивен экономически, вот только есть маленькое «но»… Он не учитывал природу человека и невозможность её быстрого изменения. В итоге общая собственность воспринималась как ничья, что выразилось в издевательском народном фольклоре: «Что везёшь, то и грызёшь», «Всё вокруг народное – всё вокруг моё» и т.д. Напрасно повсюду вывешивали лозунг «Экономь в большом и малом», а генсек Брежнев двигал с трибуны партсъезда формулу «Экономика должна быть экономной». Транжирство ресурсов на производстве, чему способствовало богатство страны, сопровождалось тотальной растащиловкой. Было даже изобретено специальное слово «несун». Иначе миллионы представителей правящих классов пришлось бы называть ворами, которыми они по существу и являлись. А на некоторых производствах «несунство» было практически легализовано как прибавка к зарплате.
Феноменальным было расточительство и в быту. Фиксированные тарифы на воду вели к её бесконтрольному расходованию, а кое-где и постоянному дефициту. Неделями хлестали краны в ожидании сантехников. Часами холодные струи охлаждали дыньку или арбуз. Котельные с низким КПД, ненадёжные трубопроводы напоминают нам о тех временах и сегодня. Даже власть предержащая, коей положено было организовать режим экономии, не имела к этому стимулов. Посмотрите выпуски сатирического киножурнала «Фитиль» о ржавеющем годами оборудовании на миллионы дефицитнейшей валюты. У ответственных за это работников министерств и ведомств никакого беспокойства на лицах не заметно, ведь личным банкротством им это не грозит.
Зато в личных хозяйствах, где использовали дармовую воду и газ, а дешёвый хлеб пускали на корм скоту, своё берегли свято. На излёте СССР страну потрясла история, когда за горсть черешни частный собственник застрелил девочку. Но в конечном итоге именно бережливый частный интерес добил расточительную плановую экономику.
Уничтожение планеты
Тем не менее капитализм, столь бережливый при организации производства и извлечении прибыли, породил такую расточительность, которая и не снилась социализму. Сейчас она угрожает самому существованию планеты. Долгое время теми же капиталистами, учёными и правозащитниками продвигалась идея о том, что экономика роста и общество потребления покончат с голодом и нищетой. Действительно, мир никогда не был так богат, как сегодня. Но тем рельефнее выглядит, возможно, самое большое мошенничество в истории человечества. Недавно Совет по правам человека ООН выпустил доклад. За последние четыре года пять самых богатых людей мира стали вдвое богаче. 5 млрд обитателей планеты при этом обеднели. У 4 млрд нет никаких социальных гарантий.
Треть произведённых продуктов питания (японцев амнистируем) сегодня выбрасывается. Избыточное производство в остальных сферах не меньше. Тем временем шесть из девяти «планетарных границ» – систем поддержания жизни на Земле – уже пересечены. Впору объявлять чрезвычайное положение и вводить систему жесточайшей экономии, как в Великобритании в годы войны. Тем более что угроза многократно масштабнее. Но вместо этого для прикрытия одной аферы мирового масштаба используют не меньшую. Экологическую повестку, которая предполагает ещё больше истощить ресурсы планеты для получения прибылей мировыми корпорациями. К большому сожалению, Россия без всякой выгоды для себя «повелась» на эту «разводку». Хотя возникает простой вопрос: а стоит ли продолжать гадить избыточным потреблением, чем и дальше намерен заниматься Запад, чтобы потом все остальные за свой счёт проводили уборку? Вопрос задан давно, и ответ на него получен. Просто он не так распиарен, ибо богатые страны и индивиды в этом не заинтересованы. Экономику роста, а если называть вещи своими именами, дальнейшего обогащения кучки магнатов и их политической обслуги, заменить экономикой прав человека. Это и введение налога на богатство, и борьба с коррупцией, и множество других мер при тесной кооперации всех стран. Теоретически вопрос проработан глубоко, не на уровне Греты Тунберг.
Вот к этой беспроигрышной концепции стоит примкнуть, незамедлительно начав реализовывать её у себя. Помимо всего прочего поменять систему ценностей, навязанную жиреющими глобалистами. Благо есть пример. Датчане скромны в быту, кичиться богатством там считается дурным тоном. Зато по индексу счастья страна – мировой лидер. У нас же все захлёбываются от восторга от биркингующих и витонствующих персон. Хотя они просто посмешище. Чем на Западе, кстати, давно и стали. 90% стоимости товара – это плата за бренд, который, напялив на себя, псевдоэлитные ещё и бесплатно раскручивают. Презираемы должны стать олигархи, меряющиеся яхтами, в отличие от российского купечества, создавшего за свой счёт большую часть социальной инфраструктуры империи. Это должно идти не от власти, а от общественных движений, у которых есть где позаимствовать опыт. Власть же обязана показать пример скромности и бережливости. Иначе сберегать и экономить может стать поздно. Стоит ли так биться за рождаемость, если не передать потомкам комфортную среду и нормальные, веками проверенные ценности.