Давайте для начала представим себе основу, то есть автомобиль в самой простой, базовой комплектации, который мы затем будем обогащать опциями – по одной или наборами, которые иначе называют пакетами. Вот современная «пустая» машина: одна подушка безопасности, антиблокировочная система тормозов ABS, усилитель руля, четыре подголовника, пять трёхточечных ремней, дневные ходовые огни, электрические стеклоподъёмники спереди. Это такая пока бесцветная раскраска, которую мы сейчас сделаем ярче, безопаснее, интереснее и подороже – но это, поверьте, на пользу.
НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ
В этой категории в основном речь пойдёт о безопасности. Первым делом берём вторую подушку – для переднего пассажира. Очень неплохо, если у неё будет собственный выключатель. Вы им воспользуетесь, когда установите на переднее сиденье детское кресло-люльку. И конечно, вы всегда будете пользоваться ремнём безопасности, правда? Ещё один подголовник сзади необходим на тот редкий случай, когда там поедут трое. Например, по краям размещаются дети в специальных креслах, а посередине садится взрослый. Подголовник добавит ему комфорта, а главное – безопасности: случись удар сзади, он защитит шею от так называемой хлыстовой травмы. Часто ещё одна подушка и подголовник идут в одном пакете – взять набор дешевле, чем отдельные опции.
Теперь докупаем систему стабилизации, которую обычно обозначают аббревиатурами ESP, или VSM, или ESC, или другими. Она не всесильна, конечно, но в меру возможностей поможет пройти поворот на скользкой дороге, вовремя погасит скорость в вираже, упредит вашу ошибку. Очень важно, чтобы эта система была отключаемой – точнее, не вся система, а та её часть, которая сама сбрасывает газ, как говорят, «душит двигатель», чтобы автомобиль не буксовал. На дороге это полезно, а вот в колее, нечищеном дворе или на скользком подъёме может сделать автомобиль беспомощным… Нажимаем кнопку с символом ESP и медленно, буксуя, но все же движемся вперёд.
Кондиционер – и пусть вам не покажется странным, что мы все ещё говорим о безопасности. Будете выходить из себя, обливаясь потом в жару, утомляться ещё по дороге на работу, ездить только с открытым окном – и придёте к выводу, что кондиционер средство безопасности, а не только комфорта. Сюда и с той же аргументацией включу обогрев лобового стекла и передних сидений (поскольку это лежит в том же пакете).
Завершим этот раздел парой опций, из которых вы купите одну на выбор. Это регулировка руля или сиденья водителя по высоте. Очень советую – удобная посадка тоже напрямую сказывается на безопасности. Конечно, в каждом конкретном случае минимальный набор может несколько отличаться, особенно если учесть, что в наборах опций предложения, как правило, шире, чем перечислено выше. Берём, что необходимо, и переходим к тому, чего хотелось бы.
ЖЕЛАТЕЛЬНО, НО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Здесь широчайшее поле для выбора всевозможных устройств и функций, которые сделают поездку более удобной. Есть предложения сугубо на любителя, касающиеся мультимедиа, оформления салона или внешности автомобиля. Их мы опустим, это на ваш вкус и кошёлек. Рассмотрим важные опции, без которых обойтись всё труднее.
Первым назову круиз-контроль. Только на первый взгляд эта штука почти бесполезная, но если вам часто приходится совершать поездки по трассе, я вам её очень рекомендую. Зачем всё время следить за спидометром, пытаясь удержаться на тонкой грани «уже быстро, но ещё не оштрафуют?» Применительно к трассе это означает скорость 109 км/ч. Не так уж просто точно выдерживать её ногой и глазом, это требует большого внимания, отвлекает от дороги, утомляет. Воспользовавшись круиз-контролем, вы разгрузите себя! А значит – берём. Ещё лучше, если он будет активным или адаптивным – называют и так и этак – то есть способным поддерживать не только скорость, но и дистанцию, притормаживая и набирая ход вместе со всем потоком, а на свободной дороге поведёт вас на заданных километрах в час.
Следом присмотримся к ещё одному контролю – климата. С ним вы не рискуете переохладиться от кондиционера и не будете отвлекаться на ручки вентилятора и заслонок. Задаём температуру, включаем режим «Авто» (в холод можно ещё принудительно выключить А/С, то есть кондиционер, – зачем он ниже 10 градусов?), и дальше климат-контроль всё сделает сам.
Полный комплект подушек безопасности, включая боковые, задние, иногда шторки, иногда коленные, никак не скажется на комфорте, но в случае чего сбережёт здоровье, а возможно, и жизнь. Только не забываем пристёгиваться – повторю это для всех, вы слышите, всех пятерых возможных пассажиров.
Парктроник, или датчики парковки, будет пищать, когда вы окажетесь в опасной близости от автомобиля соседа. Хорошая штука, которая в продвинутом варианте предлагает камеру заднего вида и монитор с траекторией вашего движения. В пределе это называется системой кругового обзора – название говорит само за себя – и присутствует на дорогих авто, включая кроссоверы.
Штатную навигацию, которые многие справедливо ругают за неумение показывать пробки, порекомендую в случае, если вы любите путешествовать. В родном городе вам, конечно, хватит собственного смартфона или планшета, а вот поедете в Сочи, Питер или Париж – штатный навигатор будет очень полезен, хоть карты в нём не всегда самые свежие.
Дальше идёт та самая большая группа опций, которую я оставлю на ваш вкус, от релингов на крыше и ксенона до устройства слежения за полосой и дистанционного пуска двигателя. Каждое по-своему полезно, в принципе работает и в той или иной ситуации оправдано. Мы же перейдём к третьей группе, где я приведу примеры устройств, которые… в общем, название главки говорит само за себя.
НАПРАСНЫЕ ТРАТЫ
И первой я назову новинку этого года, систему экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Штука, которая сама отправит спецслужбам информацию о ДТП и вам придут на помощь, сама по себе замечательная. Более того, она обязательна к установке на моделях, впервые выходящих на рынок. То есть через 2–3 года, когда сменятся все действующие сертификаты, ЭРА-ГЛОНАСС будет стоять на всех новых машинах. Но не стоит ради неё сейчас отказываться от покупки какого-то конкретного автомобиля, пока ещё этой системой не оснащённого! Дело в том, что у нас пока нет 100-процентного покрытия сотовой связью – белые пятна есть и в Подмосковье, и по многим автодорогам, не говоря уж об отдалённых регионах. В таких местах, случись что, рассчитывать надо на себя и на окружающих, а не на далёкого оператора. Так что пока не стоит гоняться за такой системой, но я надеюсь, что её эра наступит совсем скоро.
Почему-то дилеры очень любят хвастать полноразмерным запасным колесом. Поскольку, поставив запаску, мы всё равно отправляемся в шиномонтаж, я не вижу смысла в полноценной шине. Она дороже, отнимает больше места в багажнике, да и ворочать её тяжелее. Ещё аргумент – зимних колёс покупаем, как правило, четыре, равно как и летних взамен изношенных, то есть даже полноценная запасная шина является по статусу временной.
Есть ещё одна система, которая пока, подчёркиваю, пока является бесполезной. Я говорю об автоматической парковке. Сколько раз я пробовал эти системы на разных автомобилях, и всякий раз они терпели фиаско. То их заклинит между рядами, то пропустят удобное место, то припаркуются так, что не откроешь дверь! А главное, они маневрируют настолько медленно, что в итоге отключаешь ParkAssist и паркуешься сам. Допускаю, что именно мне так не везло, более того, уверен, что за такими автономными устройствами будущее, но не хочу, чтобы ради совершенствования эксперименты ставили на мне. Поэтому – не советую.
За рамками этого краткого обзора осталось ещё много устройств, систем и функций, которые предлагают как дополнительное оборудование для новых автомобилей. Я не ставил цель рассмотреть всё, скорее – продемонстрировать подход и критерии выбора. Число опций прибавляется не то что с каждым годом – с каждым месяцем. А значит, мы ещё вернёмся к теме – что брать и от чего отказаться.