Западные партнеры Украины предприняли очередную попытку запустить «заглохший мотор» минского процесса. В оборот был запущен часто используемый дипломатами термин «дорожная карта».
Прилетевший в конце прошлой недели в Москву госсекретарь США Джон Керри планировал обсудить со своим российским коллегой Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным прежде всего региональные конфликты – в Сирии и на Украине. В сирийский конфликт Россия вовлечена самым непосредственным образом, свое участие в противостоянии на юго-востоке Украины российские власти отрицают. Тем не менее очевидно, что Москва и в том, и в другом случае ключевой игрок и от ее позиции во многом зависит как судьба режима Башара Асада, так и будущее самопровозглашенных ДНР и ЛНР. И в том, и в другом случае свет в конце тоннеля пока не виден.
Занимательная арифметика
В отличие от Сирии, на «украинском фронте» активные боевые действия не ведутся. Но и каких-либо принципиальных подвижек за те полтора года, что прошли после подписания минских соглашений, не наблюдается. В начале минувшей недели западные партнеры Украины предприняли очередную попытку запустить заглохший мотор минского процесса. В оборот был запущен часто используемый дипломатами термин «дорожная карта».
Некие контуры новой инициативы обозначил президент Украины Петр Порошенко в преддверии саммита НАТО в Варшаве, проходившего 8–9 июля. «Мы скоординируем меры дальнейшего обеспечения принуждения России к полной имплементации минских договоренностей и началу деоккупации Крыма», – заявил тогда украинский лидер.
В Варшаве перспективы урегулирования конфликта на юго-востоке Украины обсуждались в новаторском формате – «большая пятерка» (лидеры США, Германии, Франции, Италии, Великобритании) плюс Украина. Ранее основные решения относительно кризиса на Донбассе принимались в формате так называемой «нормандской четверки» – Россия, Украина, Франция и Германия.
«Мы четко скоординировали действия по имплементации минских соглашений, четко отметили приоритетность фактора безопасности при их реализации», – сказал по окончании встречи со своими коллегами Петр Порошенко. По его словам, в ближайшее время начнутся консультации с участием всех стран «большой пятерки» по разработке «дорожной карты» для обеспечения безопасности на Донбассе, что в дальнейшем позволит запустить и процесс политического урегулирования.
По словам Порошенко, будут обсуждаться беспрепятственный доступ миссии ОБСЕ к «оккупированной территории», стабильный режим прекращения огня и гарантированный отвод техники и артиллерии.
При этом, как отметил украинский лидер, наблюдатели ОБСЕ, работающие сейчас на юго-востоке Украины, должны получить доступ к неконтролируемому участку украино-российской границы, «чтобы не допустить инфильтрацию российских регулярных войск, наемников, завода техники, артиллерии, боеприпасов и топлива».
Почему Порошенко сделал такой акцент на безопасности? Позиция украинских властей такова – пока не закрыта граница, пока на территории «особых районов» Донецкой и Луганской областей присутствуют российские войска (так считают в Киеве), ни о каком диалоге с ДНР и ЛНР или тем более предоставлении сепаратистским областям какой-либо автономии и речи быть не может.
В Москве присутствие российских военных на территории ДНР и ЛНР категорически отвергают и обвиняют Порошенко в том, что он использует проблему незакрытой границы, чтобы похоронить минские соглашения.
По мнению российских переговорщиков, необходимо вначале оформить особый статус самопровозглашенных республик (в том числе и в конституции), провести выборы и только после этого переходить к установлению украинского контроля над границей.
Все на праймериз
Пока не решена проблема безопасности, говорят в Киеве, не может идти и речи о проведении местных выборов в ДНР и ЛНР, на чем настаивают западные партнеры Украины. Это, кстати, один из ключевых пунктов минских соглашений. «Я хочу подчеркнуть, что выборы на Донбассе возможны только тогда, когда на всех госучреждениях в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будут подняты украинские флаги. И, конечно, когда с территории Украины будут полностью выведены российские вооруженные силы и наемники, как это четко предусмотрено минскими договоренностями», – заявил в начале июня замглавы администрации президента Украины Константин Елисеев в интервью агентству «Интерфакс-Украина».
Западные союзники Украины разделяют эту точку зрения. «Без установления реальной безопасности на Донбассе и прекращения кровопролития на линии соприкосновения, использования тяжелого вооружения и блокады доступа для наблюдателей ОБСЕ минские соглашения обречены на неудачу», – говорил госсекретарь Джон Керри в ходе своего недавнего визита в Киев.
Почему западные «контрагенты» так настаивают на проведении выборов в ДНР и ЛНР? «Конфликт на юго-востоке Украины – это тлеющий, а не замороженный конфликт, – отмечает доцент РГГУ, эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин. – Западные партнеры продвигают идею проведения выборов, для того чтобы создать систему власти, с которой бы Киев смог договариваться».
Проблема в том, что у Петра Порошенко очень ограничено пространство для маневра. Как только в мае этого года в кулуарах Верховной рады пошли разговоры о том, что администрация президента разрабатывает некий законопроект о выборах на Донбассе, реакция политических противников Порошенко не заставила себя долго ждать. Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко заявила, что власть готовится к «сдаче территорий».
«Я на сегодня не вижу потенциала, для того чтобы подобный вопрос набрал бы большинство в зале», – сказал спикер Рады Андрей Парубий в интервью одному из украинских телеканалов в начале июля.
«Значительная часть украинского общества не хочет реинтеграции юго-восточных областей, так как прекрасно понимает, что это цель России – вернуть Донбасс Украине, но на своих условиях, наделив его особым статусом, – отмечает Александр Гущин. – Учитывая, что есть разочарование в позиции Европы относительно Украины, на большие уступки Петр Порошенко не пойдет, в лучшем случае продавит через Раду закон о выборах в формулировках, неприемлемых для ДНР и ЛНР».
Представители президентской администрации уже обозначили параметры возможного законопроекта о выборах. По словам Константина Елисеева, этот закон должен предусматривать обязательное право беженцев принять участие в выборах. При этом у них должна быть возможность проголосовать в местах временного проживания. Также должны быть обеспечены свободное участие политических партий, беспрепятственное право СМИ на освещение этих выборов, свободная агитация кандидатов и прочее.
В ДНР и ЛНР говорят, что параметры нового закона обязательно должны быть согласованы с нынешними властями непризнанных республик. А если этого не случится, то самопровозглашенные сами определят даты местных выборов.
Как сообщила на днях журналистам глава организационного комитета Наталья Волкова, начало предварительного голосования для выдвижения кандидатов на выборах в местные органы власти в самопровозглашенной Донецкой народной республике назначено на 18 июля.
Стоит отметить, что власти самопровозглашенных ЛНР и ДНР планировали провести выборы еще осенью 2015 года. В октябре 2015 года, после встречи «нормандской четверки» в Париже, местные власти согласились перенести выборы на февраль–апрель 2016 года. А потом еще раз перенесли.
Как говорят представители ЛНР и ДНР, если пункты анонсированной Киевом «дорожной карты» не будут с ними согласованы, то и выполнять ее положения они не будут. При этом наблюдатели ОБСЕ в зоне конфликта фиксируют фактически ежедневные нарушения режима прекращения огня. Украинская армия и ополченцы традиционно обвиняют в этом друг друга. Стоит отметить, что прекращение огня – фактически единственный пункт минских соглашений, который ранее худо-бедно выполнялся вовлеченными в конфликт сторонами.
«Если не удается сейчас достичь компромисса с сепаратистскими силами на Донбассе, если у России действительно есть позиция, которая неприемлема для других сторон, и если все скатывается к фактическому замораживанию конфликта, то эту «заморозку» нужно оформить, – говорит украинский политолог Андрей Ермолаев. – Цель – не допустить прежде всего больших человеческих жертв. Это нужно обеим сторонам. Но было бы преступно рассматривать эту «заморозку» как способ загнать все в угол и позволить всему там взорваться. Если оно взорвется, то рикошет будет такой, что мало не покажется и Украине, и России».
Пределы контроля
Украинские власти заняли выжидательную позицию, так как полагают, что всю работу и принятие решений по продвижению мира на Донбассе возьмут на себя западные «кураторы», утверждают в самопровозглашенных республиках.
«Кураторы» демонстрируют весьма сдержанный оптимизм.
Вашингтон хотел бы добиться реализации положений «Минска‑2» до того, как Барака Обама покинет Белый дом 20 января 2017 года, заявила помощник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс в одном из своих публичных выступлений в июне этого года. И поэтому активизируют свою политику на украинском направлении, кооперируясь с Францией и Германией.
Впрочем, в США четко понимают, что в этой истории несколько главных героев. «Что-то может быть сделано, с этого момента и до окончания президентского срока, если русские, в частности, продемонстрируют достаточно политической воли…», – сказала тогда Райс. При этом она отметила, что гарантировать принятие Верховной радой предусмотренных минскими соглашениями законов также нельзя.
«Утверждать, что Запад манипулирует Киевом в ручном управлении – это значит искажать действительность, – говорит Александр Гущин. – В Раде по звонку не голосуют. США вынуждены считаться со спецификой политической украинской модели». Считаться США придется и со спецификой российской политической модели.
Тем не менее очевидно, что, невзирая на «сопротивление материала» (будь то в Киеве или в Москве), США продолжат с ним работать. «США претендуют на всемирное лидерство, Бараку Обаме нужно показать, что США продолжают играть роль глобального модератора», – говорит заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк.