Ведущие мировые державы имитируют создание истребителей шестого поколения
Американская корпорация Boeing представила изображение истребителя шестого поколения для ВВС США. Предполагается, что этот суперсовременный боевой самолёт сможет выполнять крейсерские полёты на сверх-
звуковой скорости и преодолевать все существующие системы противовоздушной обороны противника. Большая вероятность, что его можно будет использовать в качестве беспилотного летательного аппарата. Корреспондент «Совершенно секретно» разбирался, какими особенностями будет обладать самолёт будущего, какие страны заинтересованы в его появлении.
Пионером в базовых исследованиях по проекту истребителя шестого поколения на протяжении последних нескольких лет является Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). Пентагон сейчас формирует список требований, которые будут предъявлены к новому истребителю. Известно, что истребители шестого поколения смогут развивать гиперзвуковую скорость, более пяти чисел Маха, или 6,2 тысячи километров в час, станут малозаметными и сверхманёвренными. Истребители должны стать настолько неуязвимыми, что их можно будет применять в так называемых зонах A2/AD
(anti-access/areadeniedenvironment, то есть с ограничением и воспрещением доступа и манёвра). Это условия, когда истребитель ведёт боевые действия при мощном противодействии систем противовоздушной обороны и авиации противника, самолёт находится под контролем различных видов разведок, в том числе космической, при этом приходится действовать практически без технического и тылового обеспечения.
Особый разговор – о системах вооружения перспективных истребителей. Командование ВВС США ставит условие: самолёты нового поколения должны быть снабжены несколькими типами боевых лазеров, которые будут в автоматическом режиме защищать самолёт от ракет противника. Перспективные истребители шестого поколения получат лазерные системы и для уничтожения летательных аппаратов и боевой техники противника. Разработка некоторых из этих лазеров уже ведётся, в начале января Исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL) объявила конкурс на разработку лазерной системы защиты для истребителей. Перспективный лазерный оборонный комплекс получил название LaserAdvancementsforNext-generationCompactEnvironments (LANCE). По условиям технического задания, система «лазерных достижений» должна быть совместима как с новейшими истребителями ВВС США, так и со стоящими на вооружении самолётами. В рамках исследования будет проведена оценка целесообразности использования компактной лазерной установки во время сверхзвукового полёта. Уже выполнен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для проектирования, изготовления и принятия на вооружение лазерного комплекса. В качестве одного из вариантов Пентагон рассматривает специальный контейнер с унифицированными креплениями, который можно будет прикрепить под крыло или фюзеляж самолёта в зависимости от текущей боевой задачи.
Чтобы добиться высоких технических характеристик для самолёта будущего ВВС США сегодня занимаются определением и других технологий, которые будут использованы в боевом самолёте шестого поколения. Также формируется список требований к новому «семейству систем»: сейчас анализируются современные и перспективные оружейные разработки, затем будут сделаны выводы, как они отразятся на способах ведения боевых действий в будущем. Объявлено, что в начале этого года ВВС США начнут принимать на рассмотрение концепции нового боевого самолёта и сформируют конкретные технические задания для американских авиастроительных компаний. Более того, командование ВВС США ранее поторопилось объявить, что новые боевые самолёты могут поступить на вооружение уже в 2030-х годах.
Плюс-минус пилот
Главный редактор профильного интернет-портала UAV.ru эксперт по беспилотным аппаратам Денис Федутинов рассказал «Совершенно секретно», что боевая авиация шестого поколения в перспективе должна дополнить, а затем и заместить в войсках летательные аппараты предыдущих поколений:
«Предполагается, что по ряду своих технических характеристик и по показателям эффективности летательные аппараты шестого поколения будут значительно превосходить все существующие сегодня самолёты. В частности, самолёты значительно улучшат показатели по радиусу действия, продолжительности полёта, боевой живучести. Но очевидно, что для реализации проекта самолёта шестого поколения предстоит развить достаточно широкий спектр технологий. В частности, необходимо освоить производство новых материалов, обладающих хорошими прочностными характеристиками, термостойкостью, ремонтопригодностью. В настоящее время в элементах конструкции самолётов пятого поколения доля композиционных материалов, по разным данным, составляет 40–60%, в следующем поколении этот процент будет значительно повышен. Также большое значение имеют технологии перспективных двигателей. Предполагается, что здесь будут использованы новые высокотемпературные двигатели, которые будут потреблять меньше горючего и иметь большую тягу. Кроме того, перспективные самолёты будут иметь более продвинутые системы разведки и наблюдения, связи, более проработанные интерфейсы человеко-машинного взаимодействия, получат элементы систем искусственного интеллекта, а также будут лучше интегрированы в военные сетевые информационно-управляющие системы.
Некоторое время назад предполагалось, что боевая авиация шестого поколения будет беспилотной. В настоящее время эти представления трансформировались в сторону так называемого опционально-пилотируемого летательного аппарата, то есть в зависимости от конкретной боевой задачи самолёт можно будет использовать в качестве беспилотного летательного аппарата или в роли обычного самолёта под управлением пилота. Подобное изменение видения перспективного летательного аппарата является вполне обычной вещью и может быть связано как с изменением концепций применения, так и с уровнем совершенства и развития необходимых технологий. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения по пути реализации проектов боевых самолётов шестого поколения, последуют дальнейшие изменения. Озвучивались данные о планах США начать эксплуатацию подобных летательных аппаратов в конце 2020-х – начале 2030-х. Впрочем, сроки вполне могут быть перенесены на более позднее время, как неоднократно происходило с самолётами пятого поколения».
Для превосходства в воздухе
В конце прошлого года Американская авиастроительная корпорация Boeing показала изображение своего варианта перспективного истребителя шестого поколения. В настоящее время компания продолжает заниматься проработкой его концепции. Но уже сейчас специалисты делают некоторые выводы на основе анализа его изображения, представленного корпорацией. Звучат предположения, что перспективный боевой самолёт может быть создан по схеме «смешанного крыла». Это разновидность аэродинамической схемы «летающее крыло», когда истребитель не будет иметь хвостового оперения. Вероятно, отказавшись от горизонтальных стабилизаторов с рулями высоты и киля с рулём направления, корпорация Boeing рассчитывает значительно снизить эффективную площадь рассеяния боевого самолёта, что делает его малозаметным для радаров. Это также позволит истребителю легче преодолевать сопротивление воздуха, а значит, он сможет выполнять крейсерские полёты на сверхзвуковой скорости. Новый самолёт должен получить перспективную систему отведения тепла от систем вооружения и бортового оборудования и его последующего рассеивания, чтобы существенно снизить инфракрасную заметность боевого самолёта. Как ожидается, помимо Boeing, в проекте разработки примут участие и другие ведущие американские авиастроительные компании. LockheedMartin и NorhtropGrumman представили своё видение перспективного боевого самолёта в декабре прошлого года. В компаниях объявили, что при проектировании истребителя шестого поколения упор будет делаться на несколько важных параметров, в том числе на большую дальность полёта, большую боевую нагрузку и высокую живучесть. Тогда эксперты отмечали, что представленный перспективный самолёт внешне похож на уменьшенную версию стратегического бомбардировщика NorthropB-2 Spirit.
В DARPA заявляют, что сейчас для истребителя шестого поколения создаётся совершенно новый тип реактивных двигателей. Его разработка ведётся в рамках программы ADAPT (AirDominanceAdaptivePropulsionTechnology, технология адаптивного движения для превосходства в воздухе). Новые технологические решения, которые будут использованы для создания перспективного двигателя, были обкатаны ранее во время реализации программы ADVENT и AETD. Речь идёт об исследовательском проекте, в рамках которого создавались адаптивные двигатели – демонстраторы технологий экономичного полёта на дозвуковой скорости и эффективной работы на сверхзвуковой.
Особенностью перспективного адаптивного двигателя стало использование третьего воздушного контура, который позволяет развивать большую тягу при существенно меньшем потреблении
топлива. Кроме того, в новых двигателях будут использоваться самые современные материалы, которые не были доступны на момент разработки предыдущих проектов. Это позволит новым двигателям работать при более высокой температуре в газогенераторе. В целом запланировано значительное улучшение основных параметров по сравнению с обычными реактивными двигателями. Экономичность адаптивного двигателя вырастет на 25 процентов, диапазон рабочих режимов – на 30 процентов, а тяга возрастёт на 5–10 процентов. Новые двигатели будут поддерживать совместную работу с новыми более мощными генераторами, которые будут обеспечивать энергией современные виды вооружения, в частности лазерное оружие. Как ожидается, рабочий прототип нового двигателя для истребителя шестого поколения будет создан в 2017 году, а его установка и обкатка на боевых самолётах начнутся после 2020 года.
5–6–7-е поколения в проекте
В прошлом году и в России также заявили о намерениях создать инновационный истребитель, в частности, вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил, что ПАО «Компания «Сухой» уже представило проект перспективного истребителя шестого поколения. Правда, никаких деталей этого проекта раскрыто так и не было. Затем главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев сделал ещё более сенсационное заявление, сообщив, что российский оборонно-промышленный комплекс приступил к разработке истребителя седьмого поколения. Деталей этого проекта он также не раскрыл, отметив, что «много говорить не имеет права». Правда, настораживает тот факт, что российские военные также пока не обнародовали требования, которые планируется предъявить к боевым самолётам шестого и седьмого поколений. Поэтому делать выводы, насколько достоверны эти заявления, весьма сложно, военные часто закрывают доступ к информации о неудачных проектах, прикрываясь требованиями секретности. Кроме того, напомним, что сегодня в России и пятое поколение истребителей находится только в стадии опытных образцов. Первый полёт прототипа Т-50 ПАК ФА был совершён в 2010 году, неоднократно сообщалось о скором серийном выпуске этого самолёта, однако его производство по разным причинам переносилось. Последние обещания – первые пять самолётов пятого поколения поступят на вооружение российских ВКС в этом году.
Эксперт Денис Федутинов считает, что ускорить процесс создания нового поколения самолёта, перескочив через одно из поколений, в силу очевидных причин не получится. По его мнению, можно говорить лишь о создании отдельных технологий на перспективу. Тем не менее, по мнению эксперта, эта деятельность также является весьма актуальной и её важности не стоит умалять. Наш собеседник напоминает, что в настоящее время США являются единственной страной, эксплуатирующей боевые самолёты пятого поколения, которые располагают истребителями F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Сегодня разработкой боевых самолётов пятого поколения занимаются Россия, Китай и Япония. Очевидно, что параллельно в этих же странах уже ведутся некоторые работы, которые в перспективе могут быть использованы при создании самолётов шестого поколения.
По оценкам ряда специалистов, российской оборонной промышленности ещё рано задумываться о шестом поколении истребителей, поскольку даже Т-50 до сих пор не является полноценным истребителем пятого поколения. Отмечается, что российский истребитель существенно проигрывает американским по малозаметности и качеству электронной начинки. Эксперты обращают внимание на ограниченную функциональность радара, который обнаруживает присутствие другого самолёта, но не способен гарантированно обеспечить наведение бортового вооружения. Кроме того, в самолёте не предусмотрены круговая информационная система, автоматизация управления помехами, отсутствует индикатор тактической обстановки, обобщающий информацию, получаемую из разных источников.
Также – и это, наверное, самое важное – для этого истребителя до сих пор не готов двигатель: пока российские инженеры не могут решить проблему с перегревом. Сейчас самые совершенные российские силовые агрегаты недотягивают до западных аналогов, которые более технологичны, что позволяет делать самолёты менее заметными, при этом быстрыми и манёвренными и с большим радиусом действия. По сей день российский истребитель пятого поколения летает на «промежуточных» двигателях, то есть фактически на моторах предыдущего поколения, а это значит, что Т-50 не соответствует заявленным характеристикам. В сентябре 2016 года выяснилось, что первые образцы двигателя только начали проходить наземные испытания. Это означает, что на самолёты они будут поставляться лишь к 2020 году, и это в лучшем случае. Только тогда можно будет говорить, что в России появился полноценный истребитель пятого поколения.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев рассказал газете «Совершенно секретно», что, вероятно, решение о создании истребителя шестого поколения сегодня не принято ни в одной стране мира: «Пока вопрос о создании истребителя шестого поколения неопределённый, всё находится на уровне отработки концепции. Практически ничего окончательно не ясно: какая будет аэродинамическая схема, какая силовая установка, какое оружие будет на нём применяться. Вплоть до того, что в настоящее время нет даже однозначного понимания, какие к нему будут предъявляться требования, каким он должен быть – беспилотным или пилотируемым.
Можно однозначно говорить, что между четвёртым и пятым поколениями истребителей большой разрыв в цене, очевидно, что шестое поколение будет ещё дороже, причём значительно. По всей видимости, даже не все страны с мощным экономическим потенциалом смогут позволить себе закупить достаточное количество таких самолётов. Серьёзно о создании самолёта шестого поколения в США начнут думать, когда Китай, Россия и, возможно, Индия обзаведутся более-менее значимым парком истребителей пятого поколения – тогда американцы задумаются, как вновь добиться преимущества в истребительной авиации. Тогда начнутся реальные разработки компонентов этой машины, но, по всей видимости, это вопрос даже не ближайшего будущего».