Карину Андоленко называют одной их самых таинственных актрис российского кинематографа. Ей приписывали романы с коллегами: она шутит, что значит, хорошо сыграла любовь. О расставаниях, из которых надо извлечь уроки, символе обручального кольца и пророческих предсказаниях мамы — в интервью журналу «Атмосфера».
Я — перфекционист, и это мое проклятие. Я постоянно недовольна даже промежуточными результатами, все время мне кажется, что недостаточно хорошо, что могла бы лучше. Но я работаю над этим.
Абсолютно согласна! Ты просто не замечаешь, как пролетает время со скоростью света. Я не считаю себя трудоголиком, но мое окружение, наверное, думает так. Но как завещал нам Станиславский — «Не позволяй душе лениться» и я с нимполностью согласна! Я люблю свою профессию, она очень многое мне дает: возможность проживать жизнь «здесь и сейчас», путешествовать, знакомиться с талантливыми людьми, исследовать природу человека и саму себя. А как от этого можно отказаться? Это же так интересно!
В будущем, возможно, но пока я еще как артистка не наигралась и не готова к такой ответственности. Это же будущее детей, очень важно, чтобы педагоги были большими мастерами в своей профессии, тогда они могут передать профессию. Мне повезло, я училась в лучшем вузе мира и у лучших педагогов, у которых огромный опыт в профессии. Моим мастером курса был Константин Аркадьевич Райкин, который научил нас любить и уважать профессию, не жалеть себя и все время развиваться.
У нас очень дружный, сплоченный курс. Мы дружим и поддерживаем друг друга, гордимся друг другом. Когда я поступила в институт, то не осознавала, что у нас будет график. И вначале мне было тяжело и страшно, я боялась не справиться, боялась отчисления, как все, наверное, студенты. Но студенческая жизнь в Школе-студии — это абсолютное счастье. Мы могли заниматься творчеством сутками, наш институт — это семья. Педагоги о нас заботились. А мама передавала огромные посылки еды, которых хватало на все общежитие. Поэтому мое студенчество было очень счастливым.
Очевидно, раз вы уже с двенадцати лет посещали театральную студию, то в иной области себя и не представляли. Характер тоже располагал к лицедейству?
Нет. Многие учителя в школе удивились такому моему выбору. Я никогда не участвовала в самодеятельности, была стеснительным ребенком. Но я с шести лет ходила в музыкальную школу и привыкла к тому, что всегда занята делом. А когда мне исполнилось двенадцать, я окончила музыкальную школу, и у меня освободилось время, которое мне хотелось использовать с пользой. И вот однажды одноклассница рассказала о театральной студии, в которую она хотела пойти. Я подумала: почему бы мне тоже не попробовать… И как часто в жизни бывает, одноклассница через месяц перестала туда ходить, а меня это захватило на всю жизнь. Мне повезло с педагогом в театральной студии, он научил нас разбирать материал, исследовать характеры, и я влюбилась в театр.
И чем вас привлек театр?
Возможностью исследовать человеческую природу, создавать новые вселенные, воплощать фантазии, учиться у героев. Возможностью проживать в одной жизни тысячи других воплощений. Развивать свою сердечную мышцу и душу. Я вообще по своей природе обожаю фантазировать и мечтать, наверное, поэтому я так люблю читать, это помогает развивать воображение. Я читаю очень быстро и даже в студенчестве успевала за неделю прочесть все, что нужно было для экзаменов. Когда я только родилась, мама повесила над моей кроваткой кубики с алфавитом — возможно, от этого я быстро читаю и у меня такая страсть к буквам. (Улыбается.)
Хочу спросить о личном. Вы довольно рано, в двадцать пять лет потеряли отца…
Да, жалею, что о многом с ним не успела поговорить. Но я верю в силу рода, считаю, что папа мой ангел-хранитель, и у меня нет сомнений, что он всегда рядом, слышит и поддерживает меня, просто в ином воплощении. Смерть — это же смена мерности, и так к ней и нужно относиться. Когда бывает тяжело, я сажусь и пишу папе письмо. От руки.
Вижу, что вам близка эзотерика, и у вас мама практикует китайскую астрологию, умеет предсказывать будущее. Знаю, что вы к ней прислушиваетесь. Можете рассказать яркие примеры ее прогнозов?
Как-то меня утвердили в одну картину, и всечлены группы должны были улететь одним рейсом на место съемки. Мама посмотрела, как в этот день по данному направлению работают внешние энергии, поскольку я аэрофоб, и с опаской отношусь к полетам. И вынесла вердикт, что не стоит мне отправляться этим рейсом, лучше поменять на другой, иначе могут быть проблемы со здоровьем и я не получу свой гонорар. Я прислушалась к маме и выбрала тот рейс, который она посоветовала. А когда по окончании проекта оказалось, что я единственная, кому выплатили зарплату вовремя, я еще раз убедилась, что астрология работает.
Вот это да! Вы с мамой лучшие подруги?
Я абсолютно мамина дочка, и то, что у нас такие теплые отношения, это ее заслуга, несомненно. Здорово, что у нас маленькая разница в возрасте, и у меня есть подруги — ее ровесницы. И мама у меня такой энергичный экстраверт, современная, легкая на подъем. Я порой рядом с ней чувствую себя даже старше ее. Бывает, мы с ней идем на какую-нибудь вечеринку, а я после смены, уставшая, стараюсь отсидеться тихонечко в стороне. Мама же зажигает в танце и меня поднять старается. Она мой главный мотиватор в жизни и моя поддержка.
Слышала, что вы с мамой страстные любители животных, всячески их опекаете, спасаете…
Да! У нас шесть кошек и две собаки — такса Гера и бигль Моня. Помимо этого мама подкармливает всех кошек во дворе. Мы не можем по-другому: кто, если не мы, поможет братьям нашим меньшим?! Я вообще считаю, что если человек не любит животных, если в нем нет к ним сострадания, то ничего хорошего от него не стоит ждать и людям. Не смогу дружить или общаться с человеком, если увижу его жестокое отношение к животным. Я уверена, что собаки — наши учителя, у них многому можно поучиться! Они любят безусловно и всегда преданны.
Вы домашний человек?
Да, у меня психотип отшельника-одиночки, обожающего тишину и негромкие разговоры. В квартире моя спальня — это настоящая келья, в которой я закрываюсь и восстанавливаюсь. Мне нужно помолчать какое-то время, окружить себя медитациями, книгами, хорошими фильмами. Это вовсе не значит, что я человек не семейный, нет, но я нуждаюсь в своем личном пространстве. Поэтому мне нравится символ брачующихся — два кольца. То есть внутри общее пространство, а по бокам — отдельное. И вот если происходит залипание, когда один поглощает другого, то здоровые отношения умирают, превращаясь в болезненную созависимость.
Что точно вы никогда не потерпите от мужчины?
Хамства, обесценивания, психологического давления, нарушения личных границ, отсутствие чувства юмора и самоиронии, ложь. Я эмпат и чувствую фальшь на уровне кожи. Если я вижу, что человек обманывает, и даже если я позволяю ему это делать, перестаю его уважать. Для меня важно бережное отношение к чувствам друг друга, легкость, юмор, ответственность, а также обоюдное желание развиваться и духовный рост. Ну и, конечно, ум, я очень люблю умных, спокойных мужчин.
Читала, что влюбляться вы начали уже в детском саду…
Все верно. Моего тогдашнего жениха звали Валик. Мы симпатизировали друг другу, он, не жалея, отдавал мне то лопатку, то ведерко в песочнице. А с нами в группе была еще моя тезка, рыжая девчонка, которая била Валика от злости, что он выбрал меня. Так что уже тогда присутствовала драматургия. А подростком я влюбилась в старшеклассника и всячески старалась попадаться ему на глаза. Как выяснилось позднее, он тоже был неравнодушен, но ни в какой школьный роман у нас так это и не вылилось.
А вам органично проявлять инициативу в отношениях?
Раньше я была на такое способна, но с возрастом перестала это делать. Считаю, что следует жить с доверием к мирозданию. И ничего не надо форсировать в жизни. На земле нет ничего вечного, и не стоит никого возле себя удерживать специально. Нередко люди соединяются на какой-то этап, дают определенный урок друг другу, расходятся и дальше продолжают свой путь — в этом нет никакой катастрофы. Все мои отношения, на мой взгляд, заканчивались наилучшим для меня образом — открывая возможность попробовать что-то новое. Боль ведь несет не любовь, а желание владеть человеком, желание, чтобы он соответствовал твоим ожиданиям, в этом присутствует эгоизм. Как правило, мы оплакиваем не закончившиеся отношения, а свои рухнувшие мечты и проекции, которые мы возложили на другого. Я — философ, и не сомневаюсь, что если ты трансформируешься, делаешь правильные выводы, не повторяешь прежние ошибки, то каждые следующие отношения всегда лучше предыдущих.
Отчего вы нигде не говорите, кто сейчас рядом с вами?
Потому что хочу ассоциироваться со своими ролями — а не с тем, что происходит в моей жизни. Потому что верю в то, что личное должно оставаться личным. Нас так учили педагоги, да и мне так комфортно.
В прессе достаточно часто пишут о ваших якобы романах с коллегами…
Раньше эти статьи ранили меня, я переживала, пыталась опровергать. А с возрастом стала проще к этому относиться: если мне приписывают романы с партнерами в кино, это хорошо, значит нам удалось сыграть любовь и все поверили нам. А что касается друзей коллег, у меня их очень много! Я вообще очень везучий человек, меня окружают талантливые, умные, добрые люди. И я верю в дружбу, это один из моих основных ресурсов в жизни. Мои друзья — это моя опора. Я придерживаюсь той философии, что мир — это зеркало, и мы в нем видим лишь свое реальное отражение. Поэтому если хочешь верных друзей, вначале сам стань верным другом, хочешь быть услышанным — научись сам слушать. Хочешь что-то получить от жизни, вначале отдай это бескорыстно.
Когда вы наконец обрели собственную жилплощадь в Москве, это стало некой вехой в биографии?
Безусловно, это дает ощущение стабильности. Когда это твой собственный дом, это твое место силы. Мне нравится заниматься декором, дизайном, выискивать разные безделушки для дома, создавать в нем уют. Я очень люблю красивую посуду, сервировку. Вот, например, на этот Новый год купила новый сервиз — и счастью моему не было предела. Теперь у меня цель построить свой дом и так же его обустраивать, собирать в гостях друзей. Поэтому, безусловно, свое жилье — это очень важно!
Карина, в данный момент вы выходите на новый уровень, и теперь не только заметная актриса, но и сценарист в скором времени…
Сценарист — пока это громко сказано, я только учусь, читаю литературу об этой профессии, пробую писать, я нахожу в этом для себя дополнительный ресурс. На площадке очень часто приходится переписывать диалоги в сценариях прямо перед мотором и я, видимо, настолько увлеклась этим, что мне захотелось научиться создавать свои истории от начала и до конца. Вдруг получится! Просто в какой-то момент тебе уже неинтересно быть просто исполнителем, а хочется попробовать стать создателем. Так, кстати, делают многие наши большие артисты, а иностранные практически все.
На режиссуру пока не замахиваетесь?
Возможно, когда-нибудь в будущем, сейчас у меня нет таких планов. Я считаю, чтобы стать хорошим режиссером, нужен огромный жизненный опыт и багаж знаний. Это профессия для более зрелых людей. Конечно, бывают исключения, и среди молодых встречаются очень талантливые люди, но себя я пока в режиссуре не вижу. Один из моих любимых режиссеров, Станислав Ростоцкий, писал в своих дневниках, что раньше в Советском Союзе было правило: прежде чем выпускнику режиссерского факультета доверяли снимать свою картину, он должен был долгое время проработать вторым режиссером у мэтров того времени, чтобы набраться опыта и зарекомендовать себя с лучшей стороны. Мне кажется, это правильно. Поэтому наши старые фильмы сняты на века.
А что из ваших актерских работ доставило вам удовольствие в последнее время?
Снялась в замечательном сериале «Противостояние» для Первого канала, режиссера Тимура Алпатова, моего друга. Это экранизация одноименного романа Юлиана Семенова, и ремейк знаменитого советского детектива с Олегом Басилашвили, Андреем Болтневым, Юрием Кузнецовым. Конечно, после таких мэтров сложно что-то повторять, но мы сосредоточились на несколько иной трактовке, и у нас получились совершенно другие персонажи. Владимир Вдовиченков в главной роли, а я играю девушку, его антагониста, мой партнер Алексей Геннадьевич Гуськов — мой педагог. Это большое счастье и человеческое, и актерское. Он мне много подсказывал, помогал, и я рядом с ним училась. Я очень благодарна Тимуру — это радость невероятная, находиться на съемочной площадке с большими профессионалами. Также я снялась в сериале «Вторая семья», там я тоже играю следователя, как и в «Спасской», но совершенно с другим характером у героини, которая в детстве пережила насилие и на протяжении всего сериала борется с серьезной психологической травмой. Помимо этого, я снялась в драматическом сериале «Десять дней до весны». Его сюжет основан на реальных событиях. А если говорить о Московском Губернском театре, где я служу, «Дядя Ваня» — один из самых любимых моих спектаклей (у меня роль Елены), затем «Вишневый сад», где я играю Раневскую, и в спектакле «Нашла коса на камень» — Чебоксарову. В этом году у нас был юбилей в театре. Десять лет пролетели как один миг под руководством нашего художественного руководителя Сергея Витальевича Безрукова.
Какой Безруков актер, мы все знаем, а вот какой он театральный режиссер? Хотелось бы услышать мнение изнутри.
Сергей Витальевич не просто талантливый режиссер, он еще и режиссер-педагог. Он видит, что у тебя получается легко и предлагает то, что ты еще не пробовал. Я очень рада с ним работать, благодарна за то, что он дал мне в профессии. Он же одаривает свободой, позволяет расти, и радуется за тебя. Вот я выпустила в этом году два мини-спектакля с оркестром, песочной анимацией в Доме музыки, и он меня от души поздравил. Это был для меня невероятный опыт. Я в одной постановке читала Паустовского «Корзина с еловыми шишками» под Эдварда Грига, а в другой Пушкина, поэму «Цыганы». И еще феномен Сергея Витальевича в том, что он умеет равноценно распределять роли, чтобы все актеры были заняты, да еще и в разных качествах. В этом его схожесть с Олегом Павловичем Табаковым. Кроме того, у нас в театре очень дружный коллектив, мы поддерживаем друг друга, радуемся победам. Я не представляю своей жизни без театра. В первую очередь, это моя мастерская, где я могу оттачивать свое мастерство, усовершенствовать себя. В театре нет второго дубля, нет возможности прикрыться монтажом. Есть только ты и зритель. И он тебе или верит или нет. Поэтому я с большим уважением отношусь к театральным артистам, и на площадке сразу вижу, работает артист в театре или нет.
На площадке вы приемлете риск? Это касается и экшена, и постельных сцен.
Только в разумных пределах. Я не полезу вместо каскадера в переворачивающуюся машину, так как считаю, что каждый должен заниматься своей профессией. Вряд ли у меня получится сделать это лучше, чем у каскадера. Насчет постельных сцен я консервативна — меня заменяют дублеры, там, где требуется съемка обнаженных частей тела. Но если я увижу в этом необходимость и художественную ценность, может, и соглашусь сделать это сама. Но вообще постельные сцены — всегда стресс и для актеров, и для режиссера. Это не самая комфортная вещь в кино.
Читала, вы любите шопинг — бывало, что спускали на наряды весь гонорар?
Раньше — да! Я была страшной транжирой. Но с возрастом научилась правильней распределять финансы и совершать более обдуманные покупки. Это не означает, что мне разонравился шопинг, просто учусь делать его осознанным. Когда я долго работаю без выходных, мне обязательно требуется свободный день, чтобы поехать в какой-нибудь гипермолл и радовать себя, удовлетворяя девичьи запросы красивыми обновками и вкусным рестораном. Кстати, в дополнение к покупкам обязаны также идти и СПА-процедуры с массажем, с баней. Я очень тактильный человек, и нуждаюсь в таких вещах в период перезагрузки. Также мне помогает йога, походы в музеи, на спектакли к коллегам, хорошие книги и прогулки по Москве. Я могу часами гулять по улице, рассматривать прохожих, придумывать им биографию, фантазировать о их жизнях. Это и расслабляет, и заряжает одновременно.