Права на автобус можно будет получить, только уже имея стаж управления легковушками или грузовиками. Водителям фур не придется пересдавать на управление легковым транспортом с прицепом. Иностранных водителей для работы на грузовиках и автобусах обяжут проходить обучение и сдавать экзамены по полной программе. Кроме того, бесправным водителям, попавшимся на нетрезвом управлении, придется ждать год, чтобы получить водительское удостоверение. Это вкратце основные позиции закона, устанавливающего такие требования, который сегодня публикует "Российская газета".
До сих пор возможность получения прав теми или другими возможными водителями была не очень жесткой. Например, сдать экзамен, чтобы получить права для управления автобусом, можно было с нуля. То есть вообще не имея никакого водительского стажа. И после этого возить пассажиров. После вступления в силу поправок в закон сдать экзамен на право управления любым автобусом можно будет только по достижении 21 года и при условии наличия стажа вождения легковушками или грузовиками не менее года. Дело в том, что автобусы стали одним из самых аварийных видов транспорта. Автобусов на дорогах не так много, но любая авария с ними - это большое количество жертв. Поэтому и были внесены изменения в закон.
При этом сдать на права для управления трамваями или троллейбусами можно, не имея стажа. Но тоже только с 21 одного года.
Сдать на право управления легковушками и грузовиками можно с 17 лет. Но права можно будет получить только по достижении 18-летнего возраста.
Однако есть и те, кто может получить права в 17 лет на управление грузовиками и грузовиками с прицепами. А также те, кто сможет получить права на автобус в 19 лет. Это те, кто обучался по направлению военкоматов. Но управлять они будут только транспортом воинских частей. Водить гражданские грузовики и автобусы они смогут только по достижении установленного возраста для всех остальных.
Еще одна новация - обмен водительских удостоверений для иностранных граждан. Они их смогут обменять на российские лишь после сдачи экзаменов в ГИБДД. Водителям легковушек придется только пройти проверку на знание Правил дорожного движения России.
А водителям грузовиков и автобусов придется пройти обучение в автошколах. После этого сдать экзамены на права. И только потом получить соответствующие водительские удостоверения. Исключение - это водители из Беларуси.
Устанавливаются четкие сроки необходимости обмена прав. Водителям придется их обменять в течение года после получения вида на жительство в России или гражданства нашего государства.
Кстати, эти правила касаются и граждан России. Если они получили права в ином государстве. Им придется их обменять на российские в течение года после первого въезда на территорию нашей страны после получения документа в иностранном государстве.
Причем им также придется сдавать знание правил для легковушек. Или проходить новое обучение со сдачей экзаменов для грузовиков и автобусов, чтобы поменять иностранные документы на российские.
Отдельно надо сказать о тех, кто не будет допущен до экзамена в ГИБДД и не сможет получить права. К ним относятся водители, которые попались в нетрезвом виде, но при этом прав у них не было. Они не смогут ни сдать экзамен, ни получить права, пока срок привлечения к ответственности не закончится.
Речь идет о таких водителях, которые попались в нетрезвом виде за рулем, но не имеющие прав. Прав их лишить нельзя - у них их нет. Поэтому их можно посадить под арест на 10 - 15 суток. Либо оштрафовать тех, кого нельзя арестовывать, на 30 тысяч. Однако сейчас, сразу по выходу из-под ареста, они могут пойти и получить права, если до этого прошли обучение и сдали экзамены. То же касается водителей, у которых истек срок действия прав.
Они также считаются бесправными. За управление в нетрезвом виде им также грозит до 15 суток ареста, без лишения прав.
И они также не смогут прийти и получить права на следующий день после отбывания срока наказания. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, человек считается подвергнутым наказанию в течение года после исполнения наказания.
Есть и некие послабления. Расширяются права тех водителей, которые управляют более высокими категориями транспортных средств. Если водитель имеет право управлять грузовиком с прицепом, то есть у него открыта категория "Е" к "С", то он сможет управлять и легковым автомобилем с прицепом. А до сих пор ему требовалось пройти обучение и сдать экзамен на категорию "ВЕ". После вступления в силу этого закона старшая категория покроет низшую. При условии, что у водителя уже есть права категории "В".
Закон вступит в силу 1 апреля следующего года.