Россия и Китай — «ревизионистские державы», которые бросают вызов процветанию США и стремятся подорвать ее безопасность. Об этом говорится в обнародованной в понедельник Стратегии национальной безопасности (СНБ), в которой президент США Дональд Трамп описал свое видение приоритетов внешней политики страны. Воплощая в жизнь доктрину «Америка прежде всего», американский президент фактически снимает с Вашингтона обязанности глобального лидера и провозглашает путь пересмотра договоренностей с противниками и союзниками последних 20 лет.
Стратегию национальной безопасности часто принимают за утвержденный план действий, но это не так: она всего лишь отражает взгляд исполнительной власти на текущий исторический момент.
Задача этого доктринального документа — объяснить приоритеты президента США Конгрессу, который впоследствии должен будет решить, выдавать ли главе государства средства на осуществление его замыслов. Более детально постулаты СНБ будут развернуты в прикладных документах государственных ведомств, например, в Национальной военной стратегии Министерства обороны. СНБ также служит посланием союзникам и противникам США и показывает им, чего ожидать от главной мировой державы в ближайшие несколько лет.
Впрочем, в этот раз дружественные США страны удостоились куда меньшего внимания, чем те, к кому Дональд Трамп настроен негативно. Одним из главных инструментов сдерживания противников Вашингтона будет ядерное оружие, которое президент Трамп называет «основой американской стратегии по сохранению мира и стабильности, отражению агрессии против США, их союзников и партнеров». Напомним, что, согласно докладу Бюджетного управления Конгресса от 31 октября, на начатую еще 44-м президентом Бараком Обамой программу ядерного перевооружения США в ближайшие 30 лет потребуется около $1,2 трлн ($800 млрд на содержание и $400 млрд на модернизацию). Более того, придя к власти, Дональд Трамп дал поручение своему министру обороны Джеймсу Мэттису провести собственный аудит ядерных сил США. Программа еще не одобрена Конгрессом, но Дональд Трамп, скорее всего, приложит к этому все усилия.
«Бежать к ближайшему бункеру» россиянам пока не нужно, уверен профессор РАНХиГС и Джорджтаунского университета (США) Сэм Потоликкио. «В истории США еще не было президента, который настолько бы не был в состоянии проводить в жизнь ту политику, которую он себе наметил,— сообщил эксперт “Ъ”.— В США накоплен огромный опыт мирного сосуществования с недружественными ядерными державами, мнение о необходимости этого сосуществования укоренено во внешнеполитическом и военном сообществе США». По мнению господина Потоликкио, военные успешно сдерживают порывы президента предпринять силовую акцию против КНДР и во всех остальных случаях будут поступать точно так же.
Северная Корея в документе обозначена в качестве третьего противника Вашингтона, причем ей приписано желание создать не только ядерное, но также химическое и биологическое оружие. «Ракеты, число и эффективность которых постоянно растет,— это наиболее вероятное средство, при помощи которого страны вроде КНДР могут угрожать США»,— значится в документе. Прямо о войне против КНДР в тексте не говорится, но Вашингтон «оставляет за собой право» применять против этого «государства-изгоя» все доступные для защиты меры.
Китай в документе фактически поставлен на одну доску с Россией, которая, напомним, еще в августе была юридически закреплена Конгрессом как «противник США». Если Москва обвиняется в документе в попытке «изменить статус-кво в Грузии и на Украине», то Пекин, по мысли авторов, пытается сделать то же самое в Юго-Восточной Азии. Там, напомним, Вашингтон поддерживает своих партнеров и союзников (Филиппины, Вьетнам и Малайзию) в территориальном споре с Китаем, который считает своей 90% акватории стратегически важного Южно-Китайского моря. За это, а также за «несправедливые торговые практики» КНР в докладе удостоилась звания «стратегического соперника» США.
По мнению программного директора Российского совета по международным делам Ивана Тимофеева, заявления относительно КНР «создают конфликт на пустом месте». «Фактически США перестают считать торговлю и научно-техническое сотрудничество с Китаем возможностью и начинают считать его вызовом,— отметил эксперт в беседе с “Ъ”.— Не уверен, что Вашингтон отдает себе отчет в том, что эта позиция может подтолкнуть КНР к еще более агрессивной внешней политике и усилит позиции антиамериканских сил внутри страны». Эксперт напомнил, что в ноябре Дональд Трамп посетил Пекин, и китайское руководство приложило все усилия, чтобы дать ему понять, что его озабоченности услышаны. «Были запланированы сделки на $250 млрд, председатель КНР Си Цзиньпин пообещал помочь с Северной Кореей, но все оказалось впустую»,— добавил эксперт.
Противостоять трем своим главным противникам США будут в том числе в киберпространстве, где намерены «преследовать все вредоносные силы». За неделю до публикации документа советник Дональда Трампа по национальной безопасности Герберт Реймонд Макмастер сообщил журналистам, что Россия освоила «методы противоборства нового поколения» и «использует дезинформацию, пропаганду и кибератаки, чтобы разделить общества двух стран и натравить их друг на друга, создать кризис доверия».
Документ составлен на основе слогана Дональда Трампа «Америка на первом месте», что отражено, к примеру, в требовании к союзникам США по НАТО увеличить расходы на оборону или в позиции Вашингтона по изменению климата. Белый дом в этой сфере возьмет на вооружение подход, «основанный на балансе между требованиями энергобезопасности, экономического развития и защиты окружающей среды».
Тем самым Дональд Трамп подчеркнул, что международные экологические соглашения (к примеру, то, которое было заключено в Париже в 2015 году) не являются для него безусловным приоритетом по сравнению с нуждами экономики.
В стратегии, принятой в 2015 году Бараком Обамой, экологической теме уделялось едва ли не ключевое внимание.
Четыре обозначенных приоритета внешней политики Дональда Трампа («защита родины, американцев и американского образа жизни», «обеспечение процветания Америки», «укрепление мира при помощи силы» и «распространение американского влияния») позиционируют США не как глобальную сверхдержаву и «мировую столицу», а просто как мощное национальное государство, конкурирующее с другими государствами в рамках «игры с нулевой суммой». Упоминание «одиннадцати месяцев усилий президента по возвращению уважения к США за рубежом» и вовсе рисует образ страны как потерпевшей в недавнем прошлом поражение и нуждающейся в признании со стороны других.
В нынешней редакции СНБ американская администрация частично вернулась к опыту возглавлявшего Белый дом в 2001–2009 годах Джорджа Буша-младшего. Стратегия 2006 года открывалась словами: «Дорогие соотечественники, Америка ведет войну». Тем не менее предшественник-республиканец Дональда Трампа все же отмечал, что перед США стоит выбор из «пути страха» (протекционизм и изоляционизм) и «пути уверенности» (мировое лидерство и экономическая открытость). Изложенная же в нынешней версии СНБ политика США идет как раз по пути обособления и экономического протекционизма, и другие страны вполне могут оценить это как отказ Вашингтона от статуса мировой сверхдержавы и гаранта международного порядка.