Производители стали массово убирать сахар из недиетической газировки. Причина - в дополнительном повышении акциза после 1 января с 7 до 10 рублей за литр. "Очаковский" уже снизил количество килокалорий с 35 до 20 на 100 мл, "Добрый" - с 32 до 19, Cool Cola - с 45 до 20, "Черноголовка" в лимонадах - до 20 ккал, выяснили "Известия". Представители бизнеса признают изменение технологий производства, но при этом отмечают тренд общества на ЗОЖ и называют снижение сахара логичным. Диетологи в то же время советуют потребителям не злоупотреблять подсластителями.
Производители начали массово убирать сахар из недиетической газировки, сокращая количество килокалорий (ккал). К такому выводу пришли "Известия", закупив напитки нескольких крупных российских компаний. Так, у компании МПБК "Очаково" в Cool Cola, выпущенной в феврале этого года, содержится 45 ккал на 100 мл, а уже в апреле осталось только 20. Упала энергетическая ценность и в квасе компании с одноимённым названием "Очаковский". Так, в бутылке, выпущенной в апреле, содержится всего 20 ккал, в то время как в гипермаркете "Вкус-Вилл" и сервисе доставке еды "Самокат" его продают ещё с 35 ккал.
Начала терять энергетическую ценность и апельсиновая газировка бренда "Добрый". Так, сегодня в продаже можно купить два напитка с одинаковым названием, но с разными характеристиками, выпущенными практически в одно и то же время. При этом у одного будет 19ккал и 2,5% апельсинового сока, ау другого - 32 ккал и З%.
Также за последнее время снизилось количество сахара в газировке ГК "Черноголовка". Например, в напитке Cola, купленном "Известиями", содержится 19 ккал, при этом на мар-кетплейсах можно найти продукцию ещё с 40 ккал. То же самое можно сказать о лимонадах компании. Так, в напитке "Байкал" сейчас указано всего 17 ккал, но в продаже, например на "Яндекс Маркете", можно купить и с 40 ккал. Аналогичная ситуация с газировками "Дюшес" и "Мандарин".
Некоторые изменения в рецептурах безалкогольных напитков действительно произошли в последние годы, подтвердила "Известиям" гендиректор Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки) Алла Андреева.
- Введение акциза повлияло на работу индустрии, однако компании заинтересованы в сохранении спроса на свою продукцию и стараются сдерживать рост отпускной стоимости. Ещё до введения акциза, поддерживая тренд на ЗОЖ, производители начали выводить на рынок новые продукты с пониженной калорийностью или напитки без содержания сахара, - пояснила она.
По словам Аллы Андреевой, часть напитков сохраняет привычную сладость во вкусе за счёт использования традиционных безопасных подсластителей. Некоторые производители пошли по пути прямого снижения сахара в составе напитка, отметила она.
- Вместе с тем в магазинах по-прежнему представлены полносахарные напитки, и любой желающий может купить и такую продукцию. В некотором смысле на потребительской полке достигнут определённый баланс, и покупатель может выбрать тот продукт, который больше всего ему подходит, - сообщила гендиректор союза.
Она обратила внимание на то, что использование подсластителей в квасе запрещено, поэтому в случае снижения сахара в составе этого напитка он станет чуть менее сладким с более выраженными кислыми нотами вкуса. Поэтому она рекомендовала потребителю внимательно читать состав на этикетке.
Источник в отрасли рассказал "Известиям": после повышения акциза некоторые производители почувствовали, что теряют рентабельность, поэтому были вынуждены пойти на снижение сахара в напитках.
"Известия" направили запрос в Минфин с просьбой прокомментировать ситуацию с сокращением сахара, а также с возможным падением доходов от уплаты акциза. Редакция также адресовала вопросы Ассоциации компаний розничной торговли с просьбой прокомментировать ситуацию с продажей такой газировки.
Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает снижение сахара в напитках логичным.
- Реакция бизнеса понятна. Предприниматели иногда совершают импульсивные действия в ответ на меры властей, каковым, видимо, стало повышение акциза. Но думаю, что надо посмотреть, насколько это будет долгосрочный тренд, потому что в итоге всё равно выиграют те, у кого товар будет более вкусным и качественным. Поэтому производители вполне могут вернуться к использованию сахара, чтобы от них не отвернулись потребители, - пояснил эксперт.
Всё, что разрешено, безопасно - это же касается и состава газировок, заявил
"Известиям" директор Института питания РАМН, академик РАМН и РАН Виктор Тутельян.
- Если эти подсластители разрешены, то ничего страшного в их употреблении нет. Но в то же время в них содержатся чужеродные химические вещества, переработка которых для нашего организма вызывает определённую нагрузку, -пояснил эксперт.
Он также отметил: подсластители употребляются вынужденно, например при диабете и других заболеваниях, это вполне оправданно, но молодым здоровым людям врач советует этими веществами не злоупотреблять.
Добавленный сахар стоит употреблять по минимуму, а лучше и вовсе исключить, рекомендует врач-диетолог, нутрициолог Лариса Габдулхакова.
- Если человек здоров, то лучше выбрать классический напиток с сахаром в небольшом количестве. Пожалуй, самые вредные и дешёвые заменители сахара - это аспартам и ацесульфам. Первый - источник метанола, избыток которого также ассоциируют с появлением аутизма,-пояснила она "Известиям".
Справка "Известий"
Акциз на сладкие безалкогольные напитки был введён с 1 июля 2023 года. На тот момент он составлял 7 рублей на литр и уплачивался производителями напитков, в составе которых есть сахар, сироп с сахаром или мёд, если количество углеводов в их пищевой ценности составляет более 5 г на 100 мл. При этом объёмная доля этилового спирта в таких напитках не должна превышать 1,2%. По мнению Минфина, увеличение акциза необходимо для снижения потребления сахара населением. С 1 января 2025 год сбор повысили до 10 рублей за литр.