По опросу ВЦИОМ, 82% наших сограждан хотя бы раз в жизни испытывали чувство большой, настоящей любви. Причем с начала нулевых этот показатель заметно вырос - в 2002 году таких счастливчиков было всего 66%.
Время эгоистов уходит
- Психологи отмечают, что по сравнению с нашими родителями, бабушками и дедушками мы стали эгоистичнее, больше думаем о себе. Потребность в любви, семье, детях уходит на второй план, для многих важнее деньги, комфорт, развлечения. И зачастую мы выбираем сытое одиночество как более удобную форму существования…
- Давайте опять копнем чуть глубже, в 90-е годы. Да, нам тогда объяснили, что теперь каждый сам за себя, рынок «всё порешает». Если ты плохо живешь, значит, ты «неконкурентоспособный»; хочешь жить хорошо – крутись как белка в колесе. В этой гонке на выживание мы действительно стали «страдающими индивидуалистами» – кто-то более успешным, кто-то менее. Но сегодня вектор опять поменялся, индивидуализм как ценность уступает место коллективизму. Оказалось, что общество эгоистов – это путь в никуда. Ситуация требует сплочения нации - чтоб не пропасть по одиночке, как поется в песне. Для кого-то этот разворот проходит органично, но не для всех. Вспомним «голую вечеринку»: богатые и знаменитые творческие люди развлекались, как привыкли, а общество на это посмотрело и сказало: стоп, ребята, очнитесь, вы в какой стране живете? Время сейчас другое, и кто этого не поймет, тот сильно пожалеет... Разумеется, нужно и развлекаться, и комфортно жить. Но все в свое время! А сейчас есть вещи поважнее комфорта. Не все готовы это понять и принять. Таких жизнь учит, и учит больно.
- 57% россиян признались, что «испытывают влюбленность в настоящий момент», у 40% сердце бьется ровно. Интересно, как эти цифры соотносятся с уровнем счастья, который вы, социологи, тоже замеряете?
- Ощущение счастья коррелируется, во-первых, с минимально необходимым достатком, во-вторых, с состоянием здоровья. И в-третьих, с наличием близких людей рядом. Людей, с которыми человеку хорошо, которые могут помочь в трудную минуту. Любовь, дружба – как раз из этой категории. А если мы посмотрим, какие причины заставляют чувствовать себя несчастным, то здесь одно из первых мест занимает одиночество. Когда человек позабыт-позаброшен и никому на этом свете не нужен.
- Те же 57% назвали любовь «совершенно необходимым» условием для создания семьи. Не маловато? Получается, почти половина готовы вступать в брак по принципу «стерпится, слюбится»? Лишь бы было отдельное от родителей жилье (ключевое условие для 37% опрошенных) и достаточно высокий уровень доходов (30%)…
- Любовь и брак – пересекающиеся множества: не все, кто любит, вступают в брак; не все, кто в браке, любят. Ситуации бывают разные. Но радует то, что все-таки для большинства любовь – главное условие создания семьи. Это очень важно! Это говорит о том, что наше общество является современным, а не традиционным. Ведь для наших предков главным побудительным мотивом для вступления в брак была социальная норма: если ты достиг какого-то возраста и при этом не женат или не замужем, то ты - изгой. Причем вторую половинку тебе подбирали родители, сообразно своему социальному и имущественному положению. Многие из таких браков были несчастливыми, любовь там, что называется, «и не ночевала». В лучшем случае жили по принципу «стерпится – слюбится». Сегодня же главная доминанта при создании семьи – любовь. Что, конечно, не отменяет других условий – и материального достатка, и наличие своего жилья. Но это уже дело наживное.
Не судите суженых
- Для 66% ваших респондентов идеальная семья - такая, где есть взаимопонимание, взаимоуважение и забота друг о друге. И только для 20% - такая, где есть любовь. Получается, забота и понимание важнее сильного чувства?
- Чувство может прийти и уйти, вопрос – что останется? Спросите любого психолога или сексолога, он подтвердит, что влюбленность длится не больше 6 месяцев. А потом «конфетно-букетный» период заканчивается, люди начинают смотреть друг на друга более «трезвым» взглядом. И кто-то хватается за голову: где были мои мозги, как я мог связать свою жизнь с этим человеком? Слепая любовь, мания – опасная история, она может закончиться драматически. Если для одного супруга важнее всего личная свобода и новые впечатления, а для другого – домашний уют, верность и преданность, то долго их союз не просуществует. Вот почему важны общие ценности. Влюбленность может пройти, гормоны утихнут, но останется та самая душевная близость, взаимное понимание, и это гораздо важнее. Многие пары на этом и держатся, даже если эротика из их жизни давно ушла. Всё по классике: счастье – это когда тебя понимают!
- Измену считают нормальной 6% женщин и 11% мужчин; соответственно, 32% и 37% сказали, что это «не очень хорошо, но в некоторых случаях с этим можно смириться». Такое отношение подтачивает устои брака или, наоборот, делает его прочнее? Если супруги готовы прощать измену и не бегут сразу разводиться, это хорошо?
- Мы уже вспоминали про традиционный брак – вот он как раз предполагал измены, прежде всего со стороны мужчины. Ведь если «его без него женили», не спрашивая, любит ли он свою суженую, то он потом всю жизнь будет искать любовь и романтику где-то еще. Современный брак, основанный на любви, делает измену менее вероятной. А если она все же происходит, значит, в отношениях что-то сломалось, что-то ушло. И люди пытаются получить недостающее на стороне. Если раньше брак гирей висел на человеке до смертного одра, то сегодня ему ничто не мешает развестись - и создать новый союз с тем, кого он по-настоящему любит. Приходит «серийная моногамия»: пары создаются, потом разрушаются, их участники находят себе новые пары – и так несколько раз за жизнь. Здесь уже не приходится говорить об изменах: человек хранит обычно верность своему брачному партнеру, вопрос лишь в том – как долго тот им остается.
- Когда ВЦИОМ спрашивал народ об отношении к Дню святого Валентина, мнения разделились. Половина сказала, что это теплый праздник, возможность порадовать своих любимых. Половина – что это придумка коммерсантов, пытающихся продать побольше цветов и сувениров. А вы как думаете?
- Как и любой другой, этот праздник дает нам возможность вынырнуть из рутины, сказать и показать любимому человеку, как он дорог и ценен для нас. Это приятный ритуал, а ритуалы в нашей жизни играют очень важную роль. Понятно, что, как и всё пришедшее с Запада, этот праздник сейчас вызывает большие вопросы. Кто-то пытается найти в нем крамолу, угрозу нашим собственным традициям и скрепам. Тут важно вовремя остановиться, не доходить до абсурда. Так ведь можно начать изгонять из русского языка иностранные словечки, запрещать западную музыку и т.п. Мы это уже проходили, и не раз. Французскую булку в период борьбы с «безродным космополитизмом» переименовали в московскую – и что, вкуснее она от этого стала? Отнюдь! Поэтому к дискуссии о Дне святого Валентина я бы относился спокойно. Те, кто привык его праздновать, пусть празднуют дальше. Я, например, буду!