США начнут с 2026 года размещать на территории Германии «новые средства огневого поражения большей дальности, чем развернутые в настоящее время где бы то ни было в Европе». Об этом говорится в опубликованном в среду вечером на сайте Белого дома совместном заявлении США и ФРГ. Из него следует, что речь идет, в частности, о многоцелевых ракетах SM-6, крылатых ракетах Tomahawk и гиперзвуковых ракетах — в неядерном оснащении. Сначала они будут развертываться на временной, а затем и на постоянной основе. Ранее власти РФ неоднократно предупреждали, что, если США разместят где-либо наземные ракеты средней и меньшей дальности, Россия откажется от своего добровольного моратория на развертывание подобных комплексов.
Вперед к прошлому
В среду вечером по московскому времени на сайте Белого дома было размещено следующее заявление от имени правительств США и ФРГ: «Соединенные Штаты начнут эпизодическое развертывание огневых средств большой дальности своей многосферной оперативной группы (Multi-Domain Task Force, MDTF.— “Ъ”) в Германии в 2026 году в рамках планирования долгосрочного размещения этих средств в будущем. Когда эти обычные огневые средства большой дальности будут полностью сформированы, они будут включать в себя ракеты SM-6, Tomahawk и разрабатываемое гиперзвуковое оружие, обладающее значительно большей дальностью, чем нынешние наземные ударные средства в Европе. Использование этих передовых возможностей продемонстрирует приверженность Соединенных Штатов НАТО и вклад США в европейский потенциал интегрированного сдерживания».
В сообщении Белого дома говорится о ракетах «большой дальности» (long-range fires), но, по сути, перечисленные далее конкретные системы — это ракеты средней и меньшей дальности. С 1980-х годов США не размещали такие комплексы наземного базирования на территории Европы. По данным немецкого журнала Der Spiegel, переговоры между Вашингтоном и Берлином по этому вопросу велись в условиях строгой секретности, и при этом власти ФРГ настаивали на том, чтобы новые американские системы были размещены именно на их территории. Отметим, что в конце 1970-х тогдашний канцлер ФРГ Гельмут Шмидт также был одним из ключевых сторонников так называемого двойного решения НАТО.
Оно было одобрено на саммите Североатлантического альянса в декабре 1979 года в ответ на наращивание на европейской территории СССР баллистических ракет средней дальности — прежде всего РСД-10 «Пионер» (SS-20). Члены НАТО тогда договорились, что США постепенно разместят на территории Западной Европы (в том числе в ФРГ) до 600 мобильных ракет средней дальности (баллистических Pershing II и крылатых ракет BGM-109G — версию Tomahawk наземного базирования). Одновременно СССР предлагалось вступить с США в переговоры об уничтожении этого класса вооружений. Отметим, что речь тогда с обеих сторон шла о ракетах в ядерном оснащении.
Договор и уговор
В 1987 году СССР и США заключили Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), по которому сторонам было запрещено испытывать ракеты наземного базирования с дальностью полета от 500 до 5,5 тыс. км, как и пусковые установки для них. США начали обвинять Россию в нарушении договора в начале 2010-х годов, но решительный шаг в направлении его денонсации был сделан администрацией Дональда Трампа в конце 2018 года. Вашингтон обвинил Москву в том, что ее новая крылатая ракета 9М729 якобы имеет дальность, превышающую установленную договором. В Москве это отрицали и выдвинули США встречные претензии. Среди прочего Россия высказывала опасения, что размещенные в Польше и Румынии пусковые установки противоракет Mk41 могут использоваться и для запуска крылатых ракет Tomahawk.
Вашингтон ни объяснения, ни претензии в расчет не принял и 2 февраля 2019 года объявил о выходе из договора. Через полгода, 2 августа, ДРСМД официально прекратил свое действие. После того как договор распался, власти РФ объявили о готовности и далее придерживаться добровольного моратория на размещение на своей территории ракетных комплексов наземного базирования средней и меньшей дальности до тех пор, пока США не примут решение развернуть такие системы в Европе или Азии.
При этом еще в сентябре 2019 года президент РФ Владимир Путин предложил США и странам НАТО договориться о неразмещении ранее запрещенных ракет в Европе и Азии и дал понять, что российская сторона готова обсудить необходимые меры верификации. Но в НАТО эту инициативу назвали «бессмысленной»: члены альянса сочли, что 9М729 уже развернута на европейской части России, а значит, она сама уже сделала то, что призывает не делать других. В октябре 2020 года Владимир Путин представил расширенный вариант своего предложения о моратории (согласившись не размещать на европейской части России 9М729), но и он НАТО не заинтересовал.
Обсудить мораторий на размещение в Европе ракет средней дальности США и НАТО согласились только в январе—феврале 2022 года, за несколько недель до ввода российских войск на Украину, однако на сей раз это не заинтересовало уже Москву.
США же уже в 2019 году приступили к производству комплексов средней и меньшей дальности наземного базирования, создав их вариации для своих военно-морских сил, морпехов и армии. За минувший год эти системы были в рамках учений развернуты на Филиппинах и в Дании (см. “Ъ” от 17 апреля).
Комментируя эти действия США, Владимир Путин 4 июля на пресс-конференции в Астане, сказал, что Россия также ведет соответствующие опытно-конструкторские работы и разработки. «Мы готовы начать производство. Мы уже в принципе дали соответствующее поручение промышленности,— уточнил он.— Что касается развертывания, то я говорил о том, что мы объявляем мораторий на возможное в будущем размещение наших соответствующих систем до тех пор, пока эти ракетные комплексы не появятся в каком-то регионе мира. Если комплексы, ракеты средней и меньшей дальности американского производства где-то появятся, то мы тогда оставляем за собой право действовать зеркально».
Повторение, мать размещения
По словам председателя совета ПИР-центра, профессора НИУ ВШЭ, генерал-лейтенанта запаса ВС РФ Евгения Бужинского, размещение американских систем средней и меньшей дальности наземного базирования в Европе на постоянной основе будет означать конец российского моратория. «Пока у США таких комплексов мало, и они развертывают их в Европе и Азии в рамках полевых испытаний, но к 2026 году они вполне могут нарастить производство и начать массово размещать их в разных регионах мира,— заявил эксперт “Ъ”.—
Судя по всему, США и их союзники рассчитывают повторить историю с “двойным решением НАТО” периода холодной войны. Но сейчас это не сработает. Условия совершенно иные: как технологические, так и политические и психологические».
Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович, в свою очередь, отметил, что такого развития событий стоило ожидать. «Рано или поздно так называемые многосферные оперативные группы, одна из которых (2 MDTF) развернута в составе 56-го артиллерийского командования как раз в Германии, должны были получить и свою “длинную руку”. В американо-германском заявлении упоминаются вполне конкретные “изделия” армейских ракетных комплексов Typhon и Dark Eagle, появление которых, несмотря на отсутствие прямых указаний, напрямую связано с выходом США из ДРСМД,— пояснил собеседник “Ъ”.— Забавно, что никак не упоминается и третий образец ракетного оружия, связанный с этим сюжетом,— оперативно-тактический ракетный комплекс PrSM, интегрированный с достаточно массовыми пусковыми установками типа HIMARS и M270 и достоверно способный поражать цели на расстоянии, превышающем 500 км. К слову, и эти пусковые установки входят в MDTF».
Дмитрий Стефанович также сравнивает ситуацию с холодной войной. «Похоже, американцы и отчасти их союзники убедили себя, что так называемое двойное решение НАТО отлично решило все их проблемы в 1980-е годы (и совсем не привело к прошлому евроракетному кризису и не поставило мир на грань ядерной войны, например, в 1983 году), и абсолютно игнорируют внутриполитические процессы в СССР и в целом традиционно значительную роль разоруженческой повестки в советской внешней политике,— отметил он.— Есть огромные сомнения, что их попытка разыграть подобную комбинацию сейчас, да еще и в отношении двух очень разных противников (России и Китая) в совершенно другой международной военно-политической (да и экономической, и социальной) обстановке, повысит хоть чью-то безопасность».