«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить», - не зря Антон Палыч (Чехов) так подробно расписывал законы драматургии для педантичных последователей. Если с утра на дворе стоит 8 марта, то кто должен к вечеру победить на первом за десять лет в России открытом национальном отборочном конкурсе на «Евровидение»? Ну, естесссно… «Русская женщина» - причем и песня, и певица разом, в одном праздничном флаконе душистее любой «Красной Москвы». Дабы ружьишко не вяленькой картечью пшикнуло, а прям громыхнуло б на всю округу так, чтоб разогнать последних воробьев. А то какое тогда на дворе 8 марта? За блестяще сданный зачет по чеховской драматургии 12 баллов/douze points уходят как устроителям «нацотбора», так и его победительнице – певице Маниже с песней «Рашен Вумен» (Russkaya Zhenschina). Хотя устроители вкупе с певицей уверяют, что они тут ни при чем, - безукоризненный чеховский пасьянс разложила сама жизнь. Бывают чудеса…
Вообще-то все ждали, конечно, наших «Маленьких Больших», изумительных Piccolo Grandi, тех самых Little Big’ов, которые разворошили муравейник «Евровидения» еще в прошлом году. Сварганили клипец (Uno) на три минуты и собрали почти уже 190 млн просмотров на Ютюб-канале «Евровидения», оставив ближайших преследователей со слезными 25 млн (группу Daði & Gagnamagnið из Исландии) далеко позади.
Конечно, сия рекордная феерия вовсе не означала, что, случись это «Евровидение 2020», наши панк-поп-рейв-звезды победили бы. Скорее, даже не победили бы, хотя и остались бы надолго в памяти героями вечеринки. Но так как евросонг накрылся ковидным тазом, то как тут узнаешь и тем более докажешь? А по просмотрам – чистая победа. И так это было приятно обсасывать, обмусоливать, перетирать, переживать внутри и снаружи, надуваться от счастья и гордости, причем не только и даже не столько уже за самих разудалых ушленьких поп-шалунишек, сколько за целую страну – великую и могучую. Пусть на Марс не успели, зато талантов-то каких понарожали…
Но «Евровидение» в Роттердаме в прошлом году не состоялось. И сердобольные организаторы оставили за всеми разочарованными конкурсантами право без новых конкурсов и отборов, хоть открытых, хоть закрытых, заявиться на евровизионное ристалище на следующий год - разумеется, уже с другой песней. Была одна лишь оговорка: «на усмотрение стран-участниц».
32 страны сразу и безоговорочно подтвердили своих прошлогодних кандидатов. Одна потом отвалилась – Беларусь, поскольку группа VAL оказалась «политически неблагонадежной», поддержав свой народ в праве на мирный протест и честные выборы. Хорошо уже, что вместо Роттердама их не услали в Окрестино. А кто поедет в Роттердам – теперь лихорадочно ищут среди «политически благонадежных», но там совсем труба…
Другие страны, наоборот, объявили новые национальные отборы, которые почти все уже прошли, причем в Эстонии вновь победил Уку Сувисте, который должен был выступать в прошлом году. Настырный такой эстонский поп-рок-скакун.
В России же, как всегда, случилась тайна, покрытая мраком. То есть вроде как все и ожидали второго пришествия Little Big, справедливо тыча в ту же Юлию Самойлову, которую настойчиво посылали два раза, причем не за победой, а на заклание, когда и просить-то никто не просил. А тут вся страна в напряженном ожидании только и ждала своих любимцев на арене песенного евроцирка. Не дождалась…
Долгое молчание ответственного за наш европраздник телеканала разрешилось на нацотборе выступлением Little Big с уже подтухшей Uno и сбивчивым объяснением фронтмена Ильи Прусикина о том, что, «к сожалению, или к счастью, группа Little Big не представит Россию в 2021 году в «Евровидении». Артист добавил, что «это решение мы приняли вместе с Первым каналом, потому что… мы бы соревновались с прошлогодним «Литтл Бигом», новую песню сравнивали бы с Uno, а не с участниками конкурса. Во вторых, в России очень много креативных и крутых артистов, которых должен услышать весь мир».
«Вот, блин!», - вырвался, кажется, не только из меня стон отчаяния по утраченной последней надежде, которая хоть как-то скрашивала текущую суровую действительность. «Это же отмазка, ребята!», - набросился было я на артистов за кулисами еврошапито «национального отбора». А они на полном серьезе почти слово в слово повторили на быстром ходу к выходу уже сказанное в эфире.
Когда утром накануне «нацотбора» ЛБ опубликовали видеоклип Sex Machine, возникло подозрение, что долгожданная интрига близится к финалу – не зря же так «подгадалась» премьера. Подумалось, что, скорее всего, эти россказни и «утечки» о каких-то шорт-листах с моргенштернами/нилеттами, внезапные объявления таинственного «нацотбора» без упоминания имен и фамилий – всего лишь (как, опять же, любят у нас) отвлекающий маневр, типа хитроумная спецоперация, попытка навести тень на плетень, накалить страсти, которые завершатся невероятным и долгожданным катарсисом. Был же «референдум» на пеньках. А тут чё…
Однако после просмотра клипа и прослушивания трека возникла некоторая неловкость. Ни разу даже не «Rasputin Russian Greatest Love Machine» - как, например, залихватски чеканили Boney M во времена литтлбиговских предков. Cкучнейший, вымученный, похоже, в страшных страданиях и апатии беспомощный самоповтор самих себя, но уже потерявших кураж, искру и страсть. На такой «Секс машине» не доедешь не то что до прелюдии, а до самой мысли о сексе. И этот бедный Пухляш…
Но, может, это затравка? Может, они, хитрюги, специально так, нервишки пощекотать? Опять же – по чеховской драматургии. А вечером на нацотборе как звезданут чем-то этаким, неожиданно восхитительным, как те штаны, о которых пел Шнур? Не звезданули. Укрепилось стойкое ощущение, нашедшее подтверждение в их вялых отмазках, что, судя по всему, Little Big действительно оказались заложниками собственного величия, той невероятно высокой планки, взятой ими в прошлом году, и ажиотажа, этим вызванного.
Как та кобыла из анекдота: «Мужик, ну не шмогла!», - не смогли, похоже, ЛБ разродиться очередным «вау-хитом», с которым был бы резон брать евроолимп очередным штурмом. Как люди несомненно умные и расчетливые они, стало быть, тихо слились, подведя всю несчастную страну и телеканал под спешно собранный по сусекам «национальный отбор».
Не то что не Boney M., но даже и не помянутая всуе Юлия Самойлова – у той-то глаз еще как горел, девушка была безапелляционно уверена в своей абсолютной непревзойденности…
Впрочем, все вышесказанное и напридуманное вовсе не отменяет возможности второго пришествия ЛБ на «Евровидение». Некоторых вот и по паре тысяч лет ждут. Как созреют, так и явятся, как миленькие…
***
Пока в эфире как бы бушевали страсти национального евроотбора из трех участников, в соцсетях бушевали фанаты и телезрители, побросавшие праздничные радости ради суперзрелища. Люди почему-то ожидали масштаба, сравнимого даже не с самим «Евровидением», а с каким-нибудь национальным шведским евроотбором Melodifestivalen, который в этой евровидийной до мозга костей стране раз в десять больше «материнского» ивента.
«Лазаревы кончились?», «Я что-то не поняла, а где, собственно, отбор?», «Где нормальные песни?», «Где куча молодых голосистых певцов?», «Были слухи, что на отборе будет Нилетто, Моргенштерн, Клава Кока, Бузова... и что мы видим?» - взрывались соцсети по ходу ответственного евротелемероприятия.
Недовольство, как русский бунт, было слепым и беспощадным. И совершенно алогичным. Все-таки чего надо-то: «голосистых певцов» или Нилетту с Бузовой? Или крестик снять, или трусы надеть? Как-то определились бы сперва, прежде чем строчить...
А если бы действительно была Бузова? Да при народном-то голосовании! И куда бы мы потом прятали глаза 18 мая на первом полуфинале Евросонга? Нам мало Рогозина в иллюминаторе «Персеверанса»?
Киркоровские греки, которые прибыли в студию вместе с Солнцеликим и его нынешней евровидийной молдавской подопечной Натальей Гордиенко, в ответ на мою иронию о «самом быстром в мире нацотборе за один час», кстати, замахали руками: «Это здорово!, - говорят, - Нам дико нравится! Отлично, что так быстро, динамично, а то нет уже мОчи смотреть эти вымученные долгие скучные многодневные отборы в других странах, полная бессмыслица». Вот так считают греки. Ну, понятно, они-то вообще уже от всего устали – столько лет в свите взбалмошного поп-короля…
«А кто лидеры в этом году?» - подсунула мне вдруг микрофон Яна Чурикова, не менее вечная, чем Киркоров, на своем боевом посту «российского голоса» «Евровидения». Решили, что пока все так же, как и в прошлом: исландские электро-панки Daði & Gagnamagnið и литовские поп-рок-трип-хоп-хипстеры The Roop (детальнее не углублялись, поскольку в пречартах уже началась толкотня: и итальянские рокеры Måneskin, и француженка Барбара Прави в стиле а-ля Пиаф, и болгарка Виктория в стиле а-ля Билли Айлиш…). Как же испепелил нас взглядом со своего вип-дивана Филипп Киркоров! Филипп, вы с Наташей (Гордиенко) прекрасны, спору нет… Мы просто не о присутствовавших…
***
Возвращаясь к российскому евро-ноу-хау, можно предположить, что в этот раз, после десятилетия сугубо византийских «внутренних отборов» (не важно, хороших или плохих по результату – просто сам принцип не очень ароматен), в этот раз из-за творческой обструкции Little Big в спешном порядке был внедрен этакий комбинированный закрыто-открытый отбор. Прошлый открытый национальный отбор - аж в 2010 году - выбрал Петра Налича, занявшего в Осло 11 место с почти пророческой песней Lost & Forgotten («Потерянный и забытый»).
Теперь, значит, та самая вожделенная «куча певцов», о которой страдали критики, если судить по официальным разъяснениям той же мадам Чуриковой, прошла «строгую внутреннюю селекцию» на уровне руководства телеканала, результатом чего стало резюме из трех артистов: Антона Беляева и его группы Therr Maitz, группы #двемаши, певицы Манижа, выставленных уже на открытый финальный тур.
Можно, конечно, сколько угодно обстрадаться по Клаве Коке, но, во-первых, неизвестно, хотела ли она сама на «Евровидение», а может, еще и захочет. Не в последний раз ведь, если, конечно, не вымрем, как предсказывают британские ученые. Некоторое удивление может вызвать молчание до самого финала самих номинантов, хранивших свое участия в предварительной селекции как государственную тайну. Хотя спешка, с которой выбирались еврокандидаты, вполне могла не оставить времени на «предвыборную» кампанию. По утверждению победительницы отбора Манижы, она вообще была рекрутирована в еврострой за два дня до нацотбора, и провела это короткое время, помимо бесконечных репетиций, еще и в постоянных рыданиях. От нахлынувших чувств. Две Маши (Зайцева и Шейх) тоже говорят, что им «позвонили и предложили участие в нацотборе», и девушки за один день сочинили и записали песню.
По итогу подобных бдений и тайных переговоров вышел, однако, весьма добротный коллаж из артистов, чье музыкальное кредо не только разнообразно, но и качественно как с творческой, так и с профессиональной стороны. Хотя и несколько нестандартно с точки зрения расхожих клише о пресловутом «евроформате». Нынешний, хоть и неожиданный, «нацотбор» столь же неожиданно обрел качество достаточно изысканного арт-салона с хорошей, глубокой, изящной музыкой, что нравится не только публике, но и многим критикам.
Возможно, интеллектуальный инди-рок и поп-блюз «российского Стинга» Антона Беляева с песней The Future Is Bright не сокрушил бы пьедестал «Евровидения», но пример Салвадора Собрала (победителя 2017 г. из Португалии) с его совсем не танцевально-угарным фадо, вполне дает основание не сбрасывать со счетов неформатную изысканность и пронзительную чувственность, сдобренную не одной лишь прямой бочкой.
#двемаши, ворвавшиеся на поп-небосклон в середине десятых, как лет за 15 до них «Ночные Снайперы», с хитами, музыкой, лирикой и месседжами, намного более осмысленными и фантазийными, чем обычно принято на этой поляне, вполне могли бы отправиться в этом году на «Евровидение» со своими Bitter Words («Едкими словами»). К тому же бэкграунд и т.н. story – то, что очень ценят и любят в евровидийном комьюнити – стали бы для них дополнительными козырями.
Но (и в этом интрига и прелесть таких голосований и отборов) всего с двухпроцентным отрывом их обошла не менее изысканная «штучка» - Манижа, певица, которая уже лет 15 совершенно отдельной планетой и по крайне затейливой орбите проделывает свой собственный путь в, казалось бы, совершенно чуждой для нее галактике российской попсы. Мультистиличная, с аристократичными музыкальными замашками, изнеженная соулом, блюзом, фанком, этникой и долго доказывавшая, что со всем этим добром можно не только ублажать себя и круг избранных, но и аудиторию больших концертных залов.
На следующий после нацотбора день у певицы запланирован концерт. Можно представить, в какой праздник триумфа он трансформировался, когда люди шли просто на любимую певицу, а попали на свежеиспеченную посланницу страны на «Евровидение».
Музыкальная матрешка, в которую Манижа превратила свою песню «Русская Женщина», где чертиками из табакерки выскакивают один за другим самые неожиданные образы, стили, хуки – от русских запевов до рэпа, от балканского джаза до восточной мелодики плюс ирония и вечная тема женской доли, замешанная на актуальной нынче «новой этике», - имеет все шансы превратить ее восьмомартовский сюрприз в музыкально-артистический аттракцион в Роттердаме.
Возможно, это будет тот номер, который еще предстоит раскусить скептикам. Когда предполагалось, что поедут Little Big, Россия в прогнозах евросайтов даже без песни занимала стабильное второе место, но после нацотбора ее акции опустились на 12-е. Однако не опубликованы еще песни 12 стран из 40 и любые прогнозы пока весьма относительны.
***
Сразу после оглашения результатов «МК» поздравил Манижу с победой на национальном отборе.
- Манижа, ты вся в слезах…
- Я естественная женщина, все нормально, так должно быть. Мы все (с моей командой) эти несколько дней плачем и плачем. Реально. Как позвонили мне с предложением написать песню (для нацотбора), сперва все начали плакать. А потом уже работать.
- Плакали, надеюсь, не от горя?
- Нет, конечно, от счастья. Эмоции переполняют. Я действительно к этому шла очень долго. Я этого хотела, но не думала и не гадала, что это так неожиданно случится. Я думаю о своей бабушке, которая с детства меня поддерживала, верила в меня всегда. Она сейчас далеко, в Душанбе, но я знаю, что она думает обо мне, а я счастлива, что оправдала ее веру.
- Но тебя уже давно отправляли на «Евровидение», разве нет? Пару лет назад все газеты писали…
- Это была шутка, но ее активно подхватили СМИ, раздули информацию. Люди писали: «Неужели ты едешь?». А я никак это не комментировала, я же пошутила. Два года назад на preparty «Евровидения» (когда провожали в последний европуть Лазарева, - прим. А.Г.) меня подвели к английскому журналисту, он спросил, как вы думаете, кто поедет в следующем году на «Евровидение». Я, не задумываясь, выпалила: «Я поеду». На следующий день вышла статья. Мне позвонили все: газеты, журналы, телеканалы, радиостанции. Я думала: господи, я же пошутила. Но видите, так пошутила, что теперь реально еду. Как слова в моей песне: «Встала и пошла». Верьте в свои слова, которые вы произносите.
- Филипп Киркоров аж подскочил, когда услышал эту строчку. Это же его коронное со времен «розовой кофточки»: «Встала и ушла!».
- Да?! Надо же! Честно говоря, я в другом измерении это придумывала.
- Приятно, наверное, что не сама как бы напросилась, а позвали?
- Дело в том, что это был набросок, который я написала 8 марта 2020 года с очень классными израильскими музыкантами (Ори Авни и Ори Каплан). Я была на гастролях с "Гоголь-центром" со спектаклем «Наша Алла» в Тель-Авиве. Прекрасная поездка с прекрасным спектаклем, а потом решила задержаться на пару дней и познакомилась случайно с музыкантами. Мы записали эту песню 8 марта. Она так и лежала, я думала, что выпущу ее в новом альбоме, и вообще к ней не приступала. И тут звонок с телеканала. И мир перевернулся. Оказывается, это возможно - за два дня сделать то, что обычно делаешь несколько месяцев. Я месяцами пишу песни, а тут поняла, что существует божественная сила, которая тебя направляет. Все складывалось, как бы мы ни нервничали, ни плакали. Дописали песню, получился красивый номер, который мы придумали за одну ночь. Все сложилось невероятно. В этот день обручались мои друзья и продюсеры Майя Серикова и Саша Никитин. Они с утра расписались, свадьбы не было, вместо свадьбы мы готовили песню и придумывали номер.
- Та шутка о «Евровидении» была спонтанной или ты уже мечтала о конкурсе?
- За свою жизнь я прошла много конкурсов. Я много работала. У меня был контракт в Англии. Потом все закончилось, я осталась ни с чем, и опять начинала все с нуля. Записала первый в мире инстаграм-альбом. Я люблю музыку за то, что находится внутри нее, помимо наслаждения творчеством я всегда могу ставить для себя новые горизонты, чтобы расти профессионально. Я мечтала писать песни и научилась. Не просто сидела мечтала, я много работала. Я хотела играть спектакли - я сыграла спектакли. Я очень хотела собрать «Крокус Сити», и мы собрали в прошлом году. В этом году думала, надо поставить новую высоту, размышляла фильм снять. И небеса услышали.
- Только вместо фильма послали тебе «Евровидение»…
- Я понимаю, какая это огромная ответственность, все осознаю. Но я готова так же, как и моя команда. Мы 15 лет к этому шли, и я считаю, что заслужили. Без всякой скромности скажу, что этот момент я очень ждала. Я готова к нему, и я хочу…
- После t.A.T.u. ты первый артист из России на «Евровидении» с песней на русском языке…
- Там есть и английские строчки (Every Russian woman needs to know), но мы ее немножко доработаем, добавлю несколько предложений на английском, но такие, чтобы они были понятны всем. Но для меня очень важно сохранить русский язык. Я сама пою на английском и понимаю, как это прикольно. Но когда я смотрю «Евровидение», то всегда думаю, как же круто петь на языке своей страны. Это класс. Как было в Португалии с Салвадором Собралом, с Марией Шерифович в Сербии…
- И все они, заметь, победили…
- Да, это было бы здорово. Дай бог!
- Сейчас на все лады обсуждают, что ты хотела сказать этой песней? Она вроде бы и серьезная, и в то же время ироничная, шутливая, даже самоирония там присутствует. Это какие-то феминистские штучки?
- Ничего прямолинейного я не вкладываю (в эту песню). Говорю в первую очередь о красоте, которая есть у каждой русской женщины. Идея: у русских женщин свой путь, индивидуальный, так же, как у самой России, и вся эта песня, как коллаж, собрана из разных национальностей и культур, там и русские народные мотивы, и восточные, и израильские, и балканские. В этой песне максимально отражена и моя сущность, потому что я очень многонациональный внутри человек, говорю на трех языках, и какое-то время своей жизни очень этого стеснялась. А сейчас я этого не стесняюсь. Наоборот, надо максимально быть в жизни таким, какой ты есть, и тогда все получится.